Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура программного обеспечения ПК




Соната

Фуга

Сюита

Сюита — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. Слово это произошло от французского suite — последовательность. Первые в истории многоча­стные инструментальные произведения возник­ли из танцев. Поначалу под такую музыку толь­ко танцевали, но со временем поняли, что ее можно только слушать. Причем это может до­ставить не меньшее удовольствие, чем танцы.

Форма сюиты возникла в XVI в. как объ­единение медленного танца паваны и быстрого — гальярды. Такие сюиты писали для самых раз­личных инструментов. Но уже к началу XVIII в. сложилась форма так называемой старинной сю­иты, состоящей из четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Эти танцы объеди­нялись по принципу контраста: после медленно­го, плавного шел подвижный, прыжковый.

Аллеманда — серьезная и неторопливая. Как придворный танец она появилась в Анг­лии, Франции, Нидерландах из приветственных сигналов трубы, звучавших при встречах высо­ких особ — князей, графов и герцогов. Под ее приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому она напоминала марш. Вот и в сюите аллеманда торжественно открывала произведение.

Куранта — французский танец (courante — бегущая, текущая). Это тоже придворный та­нец, но быстрый, со сложными, затейливыми фигурами и такой же музыкой.

Сарабанда (от испанского zarabanda). Мы знаем ее как медленный, величественный та­нец, иногда даже скорбного характера. Но Сер­вантес описывал ее как резвый, озорной, тем­пераментный танец, который сопровождали зву­ки барабана и кастаньет. Став придворным танцем, сарабанда превратилась в медленное шествие.

Жига (от английского jig) — старинный та­нец английских моряков — быстрый, веселый,

непринужденный. Его музыка напоминает жур­чание ручья, и также беспрерывно льется.

Со временем в сюиту стали включать и дру­гие танцы — менуэт, гавот, бурре или ригодон. Из глубины веков дошли до нас их названия. Когда-то их исполняли на балах, но все они народного происхождения. Правда, попадая во дворцы, танцы сильно изменялись.

И это есте­ственно, ведь на сами движения танца, а, следо­вательно, и на музыку, влияет и место, где та­нец танцуют (сравните, деревенская лужайка или дворец), и кто его исполняет (крестьяне или знать), и даже костюмы танцующих (тяжелые, шитые золотом и драгоценностями платья зна­ти или скромная одежда крестьян и горожан).

В XVI в. многие балы открывались четы­рехдольной паваной. Ее название произошло от латинского слова павлин. Действительно, дви­жения танцующих напоминали плавный ход гордого павлина. За ней следовала более быст­рая трехдольная гальярда (в переводе с италь­янского — веселая) с подпрыгивающим ритмом.

Гавот вошел в моду где-то в 1660 году. Кста­ти, он был любимейшим танцем почти полтора столетия. Его и сегодня с увлечением отплясы­вают в некоторых районах Франции. Этот сель­ский танец, появившись в бальных залах, при­обрел некоторую манерность, но музыка его со­хранила живость темпа, четкость ритма. Этот танец привлекал многих композиторов XVII и

XVIII вв. К ритму гавота обращались и компо­зиторы века двадцатого. Ярким примером это­му служат прекрасные гавоты С. Прокофьева, а особенно его гавот из «Классической симфонии».

Из французской провинции Овернь пришел на балы танец бурре. На родине его танцевали дровосеки, обутые в деревянные сабо. Танцева­ли весело, с притопываниями, как будто утап­тывая хворост (слово это в переводе с француз­ского означает «связка хвороста»). Так же по­пулярен был в прошлом подвижный и веселый прованский двудольный танец ригодон.

В конце XVII в. во Франции появился, а затем распространился по всей Европе шотлан­дский танец экосез. На родине его танцевали под аккомпанемент волынки, умеренно и серь­езно. В Европе он переродился в быстрый и ве­селый двудольный танец. Экосез был известен и в России во времена Петра I. Он не только входил в сюиту, но стал очень популярен в

XIX в. Ритм экосеза использовали в своем твор­честве многие композиторы, в том числе Бетхо­вен, Шуберт, Шопен.

Говоря о старинных танцах, нужно обяза­тельно выделить менуэт. В XVIII в. он стал на­стоящим «королем танцев». Родился менуэт во французской провинции Пуату. Слово это про­изошло от французских слов «па меню» — мел­кий шаг. Его действительно танцевали в трех­дольном ритме мелкими шагами. Но если в на­роде его танцевали более подвижно, переселив­шись в бальные залы, менуэт превратился в умеренный чопорный танец. И это естественно. Представьте, как были одеты танцующие. Дамы в широких платьях с кринолинами, в оборках и драгоценностях. Мужчины в камзолах и туф­лях, украшенных драгоценными камнями. Партнеры замирали в поклонах и приседани­ях, принимая изысканные, грациозные позы. Менуэт был очень популярен. Впоследствии его стали вводить в классические симфонии и со­наты, он занял прочное место в балетной музы­ке вплоть до XX в.

Иногда в сюите появлялись и нетанцеваль­ные пьесы — прелюдии, арии, рондо, фуги. Старинные сюиты писали многие компози­торы. Наиболее известны сюиты Баха и Генде­ля.

 

Такие произведения писали и для отдель­ных инструментов, типа клавесина, лютни, и для небольших оркестровых составов.

Прошел еще один век, и появились сюиты совсем другого типа. В одних из них преоблада­ли нетанцевальные пьесы разных форм и на­строений, написанные в разных тональностях. Широко известны оркестровые сюиты П.И. Чай­ковского, сюиты для двух фортепиано С. В. Рах­манинова. Другие носят программный харак­тер, например, «Картинки с выставки» М. Му­соргского. Большой популярностью пользуют­ся сюиты из оперных отрывков (музыкальные картинки «Три чуда» из оперы Римского-Кор­сакова «Сказка о царе Салтане»), балетных но­меров (из «Золушки» или «Ромео и Джульет­та» Прокофьева), музыки к драматическим спек­таклям («Пер Гюнт» Грига), из киномузыки («Овод» Шостаковича) и т. д.

Фуга — одна из вершин полифонической (от греческого poli — много, phone — голос, звук) музыки. Этим словом, ведущим свое происхож­дение от латинского fuga — бег, бегство, назы­вают многоголосное произведение, построенное по очень строгим законам. В зависимости от количества голосов фуга может быть двух-, трех-, четырех- и более голосной. Чаще всего в основе фуги лежит одна хорошо запоминающа­яся, яркая тема. Но в музыке встречаются фуги с двумя или даже тремя темами. Тогда они на­зываются двойными или тройными.

Но сколько бы в фуге ни было голосов или тем, основным принципом ее строения являет­ся имитация. Что же это такое?

Латинское слово imitation означает подра­жание. Имитировать — значит подражать. В по­лифонии — это особый прием развития. Ими­тация — повторение мелодии в другом голосе. Обычно фуга начинается одноголосно. Затем ме­лодия, исполненная первым голосом, перемещается в другой, причем звучит от другого зву­ка. Далее с той же мелодией вступает третий голос и т. д. Получается, что каждый голос как бы подражает первому, имитирует его. Этот прием лежит в основе не только фуги, но и дру­гих полифонических форм — инвенции, кано­на.

Фуга как высшая форма полифонической музыки сформировалась в творчестве И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. По строению фуга делится на три части: экспозиция, где тема проводится по всем голосам. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называе­мая противосложением. В фуге есть участки, где тема отсутствует. Это — интермедии, кото­рые располагаются между проведениями темы. Они оживляют течение фуги, создают непрерыв­ные переходы между ее разделами. Во второй части фуги, называемой разработкой, тема под­вергается развитию, проходя тоже поперемен­но по разным голосам. Этот раздел отличается разнообразием и свободой строения. В нем чаще появляются интермедии, используются канон и другие приемы полифонического развития. В завершающем разделе — репризе — обычно ут­верждается главная тональность. Реприза ко­роче других частей, в ней часто происходит ус­корение музыкального развития. Один из его приемов — стретта — своеобразная имита­ция, в которой каждое последующее проведе­ние темы вступает раньше, чем она заканчи­вается в другом голосе. К репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги.

Чаще всего фуга составляла небольшой цикл с предшествующей ей пьесой. Это могла быть фантазия, вариации или хорал. Но особенно популярны были циклы «Прелюдия и фуга». Такие циклы писал И.С. Бах.

 

 

Его перу принад­лежат 48 прелюдий и фуг, объединенных в два тома «Хорошо темперированного клавира». В ХХ в. эту традицию продолжили русские ком­позиторы Д. Шостакович, Р. Щедрин, немец­кий композитор П. Хиндемит.

Фуга может быть не только самостоятель­ным произведением. Она может являться час­тью крупного произведения. Построения, осно­ванные на имитации и напоминающие фугу, могут входить в симфонию, ораторию, кантату, реквием. Тогда такие построения называются фугато.

Если высшей формой полифонической му­зыки является фуга, высшая форма гомофо­нии — соната. Слово «соната» происходит от итальянского sonare — играть на каком-либо ин­струменте. В принципе, соната — это музыкаль­ный жанр, крупное произведение, рисующее в контрастных образах нашу жизнь, мысли, пе­реживания людей. Если сравнить этот жанр с литературой, то ее можно сравнить с романом, где действуют различные персонажи, «герои» с разными судьбами, несхожими характерами, чувствами. В сонате тоже есть разные «герои» — темы, которые взаимодействуют друг с другом, а иногда вступают в конфликт.

Слово «соната» в разные времена имело не­одинаковое значение. Сейчас мы так называем «классический» тип сонаты, который сложил­ся в творчестве великих венских мастеров Гай­дна и Моцарта. Но за сто лет до этого появи­лась так называемая старинная соната. В ней еще не было определенного количества частей, строгого порядка их следования, но уже наме­тились три наиболее яркие образные сферы, контрастно оттеняющие друг друга — предше­ственники будущих трех частей классической сонаты. Первая часть — быстрая, живая, вто­рая — неторопливая или медленная, третья — обычно самая быстрая, перекликающаяся по характеру с первой.

Наибольшей напряженностью и остротой от­личается первая часть сонаты. И именно в ней сложилась особая форма, получившая название сонатной. Вся композиция делится на три раз­дела, и это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре. Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами — темами. Этот раздел называется «Экспози­ция» — «изложение, показ». Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной, вто­рую — побочной. Они как бы взаимодействуют между собой — характером, тональностью. Между ними может располагаться связующая партия.

Итак, мы познакомились с «героями», про­изошла завязка драмы. Дальше начинается ее развитие. Второй раздел сонатной формы назы­вается разработка. Этот раздел наиболее конф­ликтный, наименее устойчивый. Темы в нем могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Здесь нет определен­ного порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. Это ощущение движе­ния, динамичности, неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает кульминации, и мы ждем, когда же наступит равновесие и придет покой.

Они наступают в третьем разделе сонатной формы — репризе. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событи­ями разработки. Так же как в жизни, пройдя развитие, темы могут несколько изменить свой характер, они могут стать ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее. Все музыкальные темы в репризе звучат в основной тональности. Завершает первую часть сонаты кода, в кото­рой используют фрагменты наиболее важных тем. Она утверждает победившую главную то­нальность.

 

Вторая часть классической сонаты обычно пишется в медленном темпе. Она воплощает не­торопливое движение мысли, очень часто — это философские размышления автора. Или воспе­вает красоту человеческих чувств, рисует воз­вышенный пейзаж.

Финал сонаты выдержан обычно в быстром, даже стремительном темпе. Это — итог всего развития цикла. А итог бывает разным — жиз­неутверждающим или даже трагическим.

Сонатная форма характерна больше для пер­вых, быстрых частей сонатного цикла. Поэто­му ее и называют — сонатное allegro. Приме­ров этой формы множество.

Форма сонатного allegro играет важную роль в симфонии — сочинении для оркестра, состоящим, как правило, из нескольких частей. В на­шем понимании это слово вошло в обиход в 70-е годы XVIII в. Но само оно очень древнее.

«Симфония» по-гречески означает «созву­чие». В античной Греции так называли пение хора в унисон или любое гармоническое, благо­звучное сочетание звуков. Новая жизнь этого слова началась в эпоху Возрождения. Но теперь в него вкладывали новый смысл. Так называли вступление к многоголосным вокальным про­изведениям — мадригалам, канцонам. Когда появилась опера, вступление к ней тоже стали называть симфонией (название «увертюра» по­явилось позже). И вот в XVIII в. она начала свое самостоятельное существование.

Классический вид симфония обрела в твор­честве Гайдна и Моцарта. Как же она строит­ся? Обычно в симфонии четыре части. Вместе они образуют сонатно-симфонический цикл. Та­кое строение позволяет композитору выразить самые разные чувства и настроения, создать музыкально обобщенный образ эпохи.

Первая часть симфонии — энергичная, дей­ственная, в быстром темпе. Чаще всего она яв­ляется в цикле главенствующей. Именно ее обычно пишут в форме сонатного allegro, даю­щей возможность сопоставить контрастные об­разы. Эти образы потом развиваются, изменя­ются и в результате приобретают новый харак­тер, новые черты. Поэтому первая часть симфо­нии отличается многоплановостью и богатством.

Вторая часть обычно медленная. Это лири­ческая или созерцательная передышка после бурных событий первой части. Но бывают и от­ступления. Например, в «Героической симфо­нии» Бетховена вторая часть — траурный марш.

Третья часть симфонии в творчестве Гайд­на и Моцарта — чаще всего менуэт. Бетховен заменил его скерцо — музыкой стремительно­го, живого характера, нередко с юмористичес­кой окраской.

Завершает симфонию финал. Он тоже пи­шется в быстром темпе, но внутренне не так контрастен, как первая часть. Если смысл пер­вой части заключается в том, чтобы показать конфликт образов, драматическое действие, то задача финала — подведение итогов. Поэтому не случайным является то, что финалы часто пишут в форме рондо, в которой постоянно воз­вращается одна и та же тема, то есть утвержда­ется главная музыкальная мысль.

 

Таблица № 1

Виды музыкальных форм:

(классическая и романтическая музыка XVIII–XIX веков)

 

Название формы Схема
I. Простые формы  
1. Одночастная форма – период (период – это законченная музыкальная мысль, 8-16 тактов). a Эти формы сложились в бытовой песенной и танцевальной музыке
2. Простая двухчастная форма:  
  а во 2-й части развитие интонаций 1-й части (однотемная) a aI
  б во 2-й части новый музыкальный материал (двухтемная) a b
3. Простая трехчастная форма:  
репризная а во 2-й части развитие интонаций 1-й части (однотемная) a aI a
б во 2-й части новый музыкальный материал (двухтемная) a b a
(как вариант – трёхпятичастная форма) a b a b a
  в без репризы (трёхтемная) a b c
II. Сложные формы    
1) Сложная двухчастная форма (возможны варианты простых форм в каждой части сложной формы) A B  
a aI ● ● ●
a b  
a aI a  
a b a  
2) Сложная трёхчастная форма (возможны варианты простых форм в каждой части сложной формы) A B A
a aI ● ● ● ● ● ●
a b    
a aI a    
a b a    
3) Рондо A B A C A ● ● ● A
4) Сонатная форма (форма «сонатного аллегро») A B R A BI
5) Рондо – сонатная форма A B A C A BI A
6) Вариационная A A1 A2 A3 ● ● ●
7) Свободная форма A B C D A; ● ● ●

 

 


[1] Гомофония — это главенство одного, ведущего мелодического голоса, в то время как все остальные, складываясь в аккор­ды — гармонию, служат ему поддержкой и сопровождением.

Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.

Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

· Системное ПО - это совокупность программ общего пользования не связанная с конкретным применением ПК и выполняющая различные функции. Например: проверку работоспособности устройств компьютера, управление ресурсами компьютера, планирование и управление задачами, рациональное размещение и хранение информации, выдачу справочной информации о компьютере, управления вводом-выводом и т.д.

· Прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых пользователям работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.

· Инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.