Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства




Гражданское общество и правовое государство.

 

1. Государство возникло как божественное творение;

2. как результат «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо);

3. Юм: из разрастания семьи, рода;

4. теория насилия (органическая теория) – Дюринг;

5. марксизм: шло разделение труда, появились классы, частная собственность и потребовалось государство как управленческое ядро общества.

Исторически государство служило господствующим классам, но чтобы влиять на общество, оно должно стремиться выражать интересы всех граждан.

ХХ век продемонстрировал факты тотальной зависимости человека от государства, вторжения в личную жизнь граждан (спецслужбы, сведения о гражданах в налоговых службах…). Поэтому важна роль негосударственной защиты прав человека. То есть роль организаций гражданского общества (они самоорганизуются).

Вместе с тем само государство испытывает «угрозы»:

1. Угроза сверху – это процессы глобализации, требующие создания наднациональных органов управления в сфере финансов, политики, экономики, экологии и т.д. Международный валютный фонд и др., вмешивающиеся в политику суверенных государств. «Сверху» суверенитет национальных государств подрывают монополии, транснациональные корпорации (ТНК), наркобизнес и т.п. Идет процесс глобализации. Это тенденция к надмирному объединению. Пример – Евросоюз. Он организован как федеральное сверхгосударство, сверхнациональное государство. Сегодня субъектами международных отношений становятся не страны, а мировое финансовое сообщество. Мировая элита желает устранения национально-государственных границ, чтобы не было барьеров для капиталов ТНК. Макроэкономика стала глобальной и национальные государства не могут влиять на ее.

2. Угроза «снизу»: идет стремление мелких национальных групп получить свою государственность. Кроме того, растет сложная сеть частных ассоциаций (секты, фирмы, национальные сообщества приехавших в поисках работы мигрантов и т.п.), организованных не по территориальному принципу. Это стремление отдельных регионов в национальном государстве к автономии вплоть до отделения. Например, распались СССР и Югославия на отдельные национальные государства. В Испании Каталония ныне получила больше политической власти для самоуправления, в том числе в сборе налогов, в решении вопросов, связанных с внутренней безопасностью, телекоммуникациями, управлением железными дорогами, аэропортами, морскими причалами местного значения и так далее. В Великобритании Шотландия добилась разрешения иметь свой парламент. Подобные сепаратистские настроения есть и в других странах.

В этой ситуации индивид оказывается в еще более сложном положении…

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это формирующаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (союзы, фонды, клубы, организации, ассоциации и т.п.) во все сферах жизни общества.

Признаки гражданского общества:

· самоуправляемость (так проявляется тенденция к децентрализации власти),

· свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм,

· жизнедеятельность базируется на принципе координации,

· осуществление прав человека.

Структура гражданского общества:

1. в экономической сфере это совокупность независимых от государства производителей, предпринимателей (союз предпринимателей и т.п.),

2. в социальной сфере это общественные объединения и организации, выражающие интересы разных групп граждан (экологическое, женское, молодежное движения, движение за мир, общество потребителей и др., семья),

3. в политической сфере это политически партии и движения (те, что не у власти),

4. в духовной сфере это негосударственные воспитательные и образовательные учреждения, СМИ, церковь, союзы художников и др.

Гражданское общество возможно только в единстве с демократически, правовым государством, стремящемся к обеспечению достойного уровня жизни граждан. Гражданское общество информирует государство об интересах граждан, выражает и защищает их интересы.

 

Государство в современном мире должно быть демократическим и правовым.

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется тем, что и само государство, и все социальные общности, и все индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Все правовые акты соответствуют Конституции.

Признаки:

1. верховенство закона во всех сферах жизни, закон защищает нравственные ценности общества,

2. гарантии прав личности,

3. взаимная ответственность государства и личности,

4. принцип разделения властей на законодательную (парламент: Палата представителей и Сенат - представители от территорий), исполнительную (Правительство: кабинет министров и местные власти), судебную (суды).

 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется заботой о благосостоянии граждан, созданием достойных условий существования, равных возможностей для реализации талантов, созданием благоприятной среды обитания.

Признаки:

1. социальное государство формирует социальные связи, основанные на социальной справедливости и гражданском согласии,

2. социальное государство поддерживает малообеспеченных, инвалидов, пенсионеров, безработных,

3. проводит молодежную политику,

4. Экологическую политику и др.

 

В первой статье Конституции Республики Беларусь говорится о том, что наше государство – унитарное, демократическое, правовое, социальное.

 

Многое в этом направлении уже сделано, но многое еще предстоит сделать.

 

Духовная сфера жизни общества.

Уровни и формы общественного сознания, их значение в жизни общества и личности.

 

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. УРОВНИ И ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ.

 

Под духовной жизнью общества в широком смысле следует по­нимать процесс производства, распространения и проявления в практиче­ской жизни людей содержания общественного сознания в виде чувств, переживаний, знаний, свойственных определенному времени. В узком смысле духовная жизнь общества представляет собой отражение матери­альной жизни в сознании людей в виде идеальных образований. Имеет место и обратное влияние общественного сознания на материальную жизнь. (Бытие определяет сознание в такой же мере, в какой сознание определяет бытие).

 

Общественное сознание и его уровни

Сознание на определенном этапе развития общества обретает относительную самостоятельность. Общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, и как то, что регулирует деятельность, но и как сама общественная жизн ь.

Духовно-сознательные факторы функционируют как общее духовное поле, механизм обмена духовными ценностями. Так складывается единство образа жизни, черт личности (социальный характер по Фромму, социальные типы…).

Идеалистические направления, в отличие от материалистических (например, марксизма) считают духовную жизнь первичной для общества. Так, русский религиозный философ С.Л.Франк (1877-1950) писал: «что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство и проч. Словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление – этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. …Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». (Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.-Париж,1930.-С.126).

Общественное обладает определенной внутренней структурой:

А. Уровни общественного сознания:

1) гносеологический аспект (по глубине отражения мира):

а) обыденное сознание;

б ) научно-теоретическое сознание.

2) социологический аспект (по внутренней структуре):

а) общественная психология;

б) идеология.

Б. Формы общественного сознания:

1) философия; 2) религиозное сознание; 3) научное; 4) искусство (эстетическое сознание); 5) мораль; 6) политическое сознание; 7) правовое сознание.

Это традиционно выделяемые формы общественного сознания. Сегодня обосновывается правомерность выделения таких форм общественного сознания как экологическое сознание или экономическое и некот. др.

Уровни общественного сознания

Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание. Отражает бытие на уровне явлений, а не сущности, поверхностно, не системно.

Теоретическое сознание – глубинное, систематизированное отражение жизни общества. Является следствие научных исследований.

Общественная психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, воле изъявлений и т.п., складывающихся в результате: а) непосредственных воздействий жизни и б) в результате идеологических воздействий (так, распускаемые слухи, воздействие СМИ и т.п. могут искажать действительное положение дел в обществе, формировать негативные социально-психологические комплексы у масс или наоборот). Например, ненависть к фашистам была результатом прямой реакции на агрессию; так, в Беларуси было 260 концлагерей во время Великой Отечественной войны. А вот «обожествление» Сталина явилось результатом идеологической пропаганды, не результатом прямого знакомства с ним. Общественная психология может характеризоваться такими понятиями как апатия или энтузиазм, нетерпеливое желание скорого успеха и целеустремленность, агрессивность или толерантность и т.п.

На уровне общественной психологии складываются коллективные представления, которые социолог Э.Дюркгейм рассматривал как особого рода «социальный факт». Представителям власти важно знать существующие в обществе коллективные представления по поводу власти. Интересно также знать коллективные представления данной власти по поводу существующего общества.

Духовная сфера жизни общества затрагивает не только уровень общественной психологии, но и теоретико-идеологический уровень. Так, говоря об условиях существования власти, П.Бурдье вводит понятие поля политики, в котором осуществляется обмен и производство политического и символического капитала. Т.е. общественное бытие в широком смысле слова включает не только материальные факторы, но и общественное сознание.

Идеология – теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы той или иной группы (национальные, религиозные, классовые идеологии). Понятие «идеология» возникло в 17-18 веках, ввел его французский философ и экономист Дестю де Траси (1754-1836).

Гельвеций (1715-1771) писал: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса».

Если для научного познания главным является отражение объективных законов как они есть, стремление отвлечься от интересов познающих субъектов, то для идеологии, напротив, главное – выражение и защита интересов группы. Идеология служит закреплению позиций определенных групп в обществе.

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек представляет себе природу и общество.

Функции общественного сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими группами).

На ранних этапах общественного развития формы общественного сознания не были дифференцированы. Постепенно с развитием общества возникли мораль, искусство, религия, философия и наука, политическое и правовое сознание. Решающую роль при этом сыграло появление частной собственности, классов, государства.

Формы общественного сознания разделяются по:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.