Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип прочности усвоения




В конце урока, раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию.

Не перегружать занятия второстепенными фактами;

При ознакомлении с новым материалом практического характера полезно дать ориентировочную основу действий.

Использовать схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули и другие формы логического представления учебного материала.

Разделять учебный материал на логически связанные разделы и блоки.

Принцип последовательности и систематичности связан как с организацией уч. материала, так и с системой действий учеников относительно его усвоения.

Для реализации этого принципа на уроках информатики целесообразно:

Принцип связи теории и практики

С точки зрения материалистической философии практика - критерий истины, источник познания и зона использования теоретических результатов. Однако учебный подход: сначала теория, потом ее применения на практике не является единственно правильным для информатики.

С т.зр. краткости пути от приобретения знаний к их применению информатика превосходит все другие предметы. Об этом наглядно говорит слово “компьютерный практикум”, когда вся теория осмысляется только при ее практ. применении.

Выполняя практические задания перед изучением теоретического материала, учащиеся убеждаются в необходимости овладения определенными знаниями, без которых невозможно решить поставленные задачи. Выполнение практических заданий во время и после изучения теоретических вопросов способствует осмыслению сущности изучаемых понятий, способов действий и связей между ними.

Принцип связи теории с практикой требует понимания учащимися значения теории в жизни для умелого применения теоретических знаний при решении практических задач на ПК.

Принцип связи теории с практикой подразумевает также связь изучаемого материала с жизнью, убеждение необходимости приобретения знаний для решения задач, которые возникают и будут возникать перед детьми в их дальнейшей жизни.

 

Принцип мотивации

Активность учащихся на уроке зависит от наличия у них положительных мотивов учения и положительного отношения к процессу усвоения знаний.

Для этого учитель должен пробуждать у учащихся интерес как к предмету информатике в целом, так и к изучению определенной темы.

Опыт свидетельствует, что обучение информатике содержит в себе достаточные возможности активно влиять на формирование познавательных интересов учеников, которые в полной мере реализуются при изучении информатики лишь на базе реальной компьютерной техники. Отсутствие любой техники при обучении Информатике ставит под сомнение развитие познавательного интереса учеников. Безмашинный вариант изучения информатики нередко формирует отрицательное отношение к предмету через неполноту содержания обучение и незначительную практическую значимость, непонимание, невидение нужд изучения алгоритмов, алгоритмического языка, языка программирования и других понятий информатики.

Во-вторых, происходит разочарование детей, которые из газет или телевидения, рассказов педагогов и других взрослых чуют много об информатике, а в класс приходит тот самый учитель с тряпкой и мелом в руках и принуждает решать задача, часто непонятные и далекие от жизненных интересов учеников.

Поэтому для формирования у уч-ов интереса к изучению предмета необходимо:

· Систематическое использование современной компьютерной техники, причем с первых уроков информатики.

· Правильное сочетание теоретических занятий с лабораторно-практическими роботами, причем время, которое тратится на практические работы, должен быть большим, чем время, которое тратится на изучение теоретических положений.

· Самостоятельная работа каждого ученика на компьютере и самостоятельное решение определенного набора задач на лабораторных-практических роботах.

· Отбор посильных задач с практическим содержанием с учетом индивидуальных способностей учеников.

· Проведение этапа мотивации при изучении любого нового понятия

· Использование на уроках частично-поисковых методов обучения, проектного метода.

· Межпредметное и практическое значение содержания теоретического материала и задач.

Принцип наглядности обучения основан на законах теории познания.

За счет продуманного применения средств наглядности можно усилить эмоциональное влияние на учеников, повысить уровень доступности материала, ускорить активизацию умственной деятельности учеников.

В процессе обучения принцип наглядности реализуется посредством использования наглядных средств (иллюстрации, таблицы, схемы, натуральные модели, сам комп и т.д.). Наглядной есть схематическая запись алгоритма в виде блок-схем, которые ярко показывают не только структуру алгоритма, но и процесс его исполнения. Наглядной является демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при овладении программной средой.

Использование компьютера как средства наглядности с его динамичностью изображения, возможностями цвета и звука расширяют спектр воздействия на органы чувств, что способствует более сознательному усвоению материала.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения требует создание оптимальных условий для успешного обучения каждого ученика, в зависимости от его индивидуальных возможностей и способностей.

Индивидуализация и дифференциация обучения дополняют одно одного, особенно при обучении информатике, Только организовав коллективную или групповую работу, можно найти время для занятий с более сильными и более слабыми учениками.

Это обычно предполагает некоторое условное деление школьников на подвижные группы (чаще всего на три группы: сильных, средних и слабых). Состав этих групп не является постоянным, т.е. школьники по мере продвижения вперед или назад, переходят из одной группы в другую.

В процессе обучения информатики учитель должен постоянно иметь в виду наличие этих трех категорий учащихся и строить свою работу так, чтобы оптимально удовлетворить каждую из них.

В частности, на уроках практикумах и лабораторных работах, учителю необходимо иметь набор упражнений различной степени трудности - повышенной для сильных и более легкими для слабых учащихся. Лучше к каждой работе отводить раздел «Дополнительно» или задания со *.

Полезно продумывать дифференцированную помощь. Так, даже если учитель подготавливает фронтальную работу на компьютере, например, изучение какой-либо обучающей программы, способ работы учащегося с программой — все же “один на один”, и каждый выполняет ее в соответствии с индивидуальным темпом. Индивидуальный подход в этом случае заключается в порции подсказок к-либо ученику.

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся должен приниматься во внимание учителем и при постановке контрольных работ, домашних заданий и на внеклассных занятиях.

Принцип активности и самостоятельности

Успешность обучения зависит от активного включения учащихся в процесс обучения. Активность учащегося реализуется через его деятельность.

В методике обучения информатике различают интеллектуальную и эмоциональную активность. Интеллектуальная активность обеспечивается постановкой проблемных задач, которые стимулируют познавательные процессы. Эмоциональная активность связана с вопросом: интересно или не интересно ученикам изучать те или другие вопросы. Положительное эмоциональное отношение к предмету сыграет большую роль в достижении успехов. Отрицательные эмоции блокируют активность ученика.

Кроме того, при изучении других дисциплин педагог работает в прямом контакте с обучаемыми и сразу видит их реакцию. В информатике работа ученика в большинстве случаев построена один на один с компьютером. Поэтому учителю иногда трудно понять степень вовлеченности ученика в процесс обучения.

Формы проявления активности могут быть разными, например: самоконтроль через рефлексию собственной деятельности, контроль за работой товарища, модификация готовых и разработка собственных алгоритмов и программ, участие в проектной деятельности.

Активность прямо зависит от интереса к учению, поэтому учителю необходимо постоянно мотивировать обучение, заинтересовывать учеников при выполнении определенной работы.


Самостоятельность учащегося также является условием успешного изучения информатики.

Самостоятельность ученика также является целью и условием успешного изучения Информатики. Она следует за активностью: ученик может активно воспринимать лекцию проблемного типа, но это еще не самостоятельность. Возможные этапы роста самостоятельности: от полного управления учителем через оперативную помощь к самоуправлению познавательной деятельностью с помощью компьютера. При переходе к творческой деятельности самостоятельность реализуется полностью.

Индивидуальный режим работы на компьютере вынуждает учащиеся работать самостоятельно. Однако самостоятельность приходит не сразу, ее надо развить. Обращение ученика за помощью – это проявлением активности, но это еще не самостоятельность. Поэтому нужно постепенно переходить от полного управления учителя и оказанием дозированной помощи к самоуправлению и творч. деятельности.

Признаком высокого уровня самостоятельности является “самоозадачивание” (я должен выучить это, должен овладеть этой программой). Самост-сть ведет к большей продуктивности обучения, умению самому находить выходы из затруднительных ситуаций, пользоваться лит-рой и компьютерными средствами помощи.

Принцип прочности знаний приобретает особое значение в обучении информатике, поскольку овладение компьютером и программными средствами обработки информации связано с накоплением усвоенного материала. Для овладения программными средствами и основами алгоритмизации и программирование в памяти ученика должна воздерживаться определенное количество образцов, понятий, правил, команд и т.п..

Прочность усвоения учебного материала из информатики может быть обеспечена в учебном процессе путем

· повышение внутренней мотивации изучения материала,

· правильно логически построения уч. материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

· осуществление яркого первого ознакомления с новым материалом для создания реальных ситуаций, поиска конкретных ассоциаций, которые выполняют роль "крючка" в памяти,

· выполнение многочисленных тренировочных упражнений, творческих задач,

· систематического повторения того, что сохраняется в памяти, Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. однако не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.

· систематического контроля знаний материала и умений владения им.

Принцип прочности усвоения знаний в школьной информатике реализуется, если учащиеся:

а) излагают учебный материал ясно и кратко, подкрепляя теоретические знания практическими примерами;

б) умеют четко и быстро воспроизвести в памяти определения основных понятии предмета;

в) умеют применять теорию к решению задач и к выполнению практ. упражнений.

г) успешно выполняют различные виды самостоятельной работы (лабораторные, практические, домашние, проверочные, контрольные и другие задания).

 

Вывод Следование дидактическим принципам в процессе обучения информатике является необходимым условием успеха педагогической деятельности учителя. Принципы образуют систему и находятся между собой в тесной связи. Сам по себе ни один дидактический принцип не универсален, и его применение, изолированное от общей системы, не дает необходимых результатов.

Так, например, применение средств наглядности не всегда сделает обучение доступным.

Соблюдение в обучении информатике принципа последовательности во многом предопределяют успешную реализацию доступности обучении. И др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.