Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кушано-Гуптский период




Культура Маурьев

В 321 г. До н.э. в Индии возникло первое объединенное государство-империя Маурьев. Их столицу Паталипутра (в долине Ганга) описывали древнегреческие авторы. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были выполнены из дерева. В строительстве и архитектуре камень стали применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.). Выдающийся правитель Ашока провозгласил буддизм государственной религией, стремился увековечить его в монументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Среди культовых сооружений получили распространение: ступа, стамбха и пещерный храм.

 

Ступа (с санскр. – куча земли, камней) – буддийский храм в форме полусферы.

Стамбха – в буддийском искусстве – мемориальный монолитный каменный столб, увенчанный лотосовидной капителью с символическими скульптурными изображениями.

В годы правления Ашоки было построено 80 тыс. ступ.

 

Ступа имела вид полусферы. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень «с зонтами». Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Полусфера, символ неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану.

Стамбхи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м представляли собой отполированные каменные столбы, увенчанные символами буддизма. На них были высечены указы, наставления в духе буддийской морали.

Кроме ступ в буддийской архитектуре существовали и искусственные пещеры-храмы. Пещерные храмы представляли собой продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой. Самые знаменитые пещерные храмы находятся в Аджанте (здесь их насчитывают около 27).

Показателем высокой культуры Древней Индии является появление учебников грамматики санскритского языка. Самой прославленной является «Грамматика», составленная Панини в IV-III вв. до н.э.

 

Династию Маурьев в первые века нашей эры сменили цари индоскифской династии Кушанов (I-III вв н.э.).

Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки (78—123 н. э.).

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В эту эпоху страна переживала расцвет науки, философии, литературы. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте.

В I—III вв. н. э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественных традиций народов Северной Индии, Средней Азии, греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека (в эпоху Маурьев Будду изображали в виде священного дерева Бо, колеса Закона, ступы или отпечатка стопы великого проповедника). Большая реалистичность достигалась в изображениях низших божеств и светских людей.

В долине Ганга сложилась матхурская изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности. Значительное место отведено светской скульптуре - фигурам кушанских правителей и мирян - богатых донаторов.

После распада Кушанского государства (IV в.н.э.) воцарилась династия Гуптов, расположившись на большей части Северной Индии.

В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые сельскохозяйственные культуры (в частности, индиго), распространяются шелководство, искусственное орошение и пр.

Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7,25 м и весом около 6,5 т. Интересно, что за свою полуторатысячелетнюю историю она почти не подверглась коррозии. Весьма впечатляет созданная в тот же период двухметровая весом около тонны медная статуя Будды, воплощающая неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. Создание таких храмов требовало огромных затрат человеческого труда, большого искусства в монументальной и художественной обработке камня, хотя ранние храмы периода Гуптов были невелики по размеру, довольно изящны и гармоничны по форме. Так, в наземном храме в Санчи (начало V в.) колонны портика несут капители с фигурами львов подобно знаменитой львиной капители на колонне Ашоки. Дождливые сезоны на севере потребовали оформления нового типа башнеобразного храма с высокими перекрытиями. Официальная скульптура стала более условной, отвлеченной. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Весьма сложны многофигурные композиции рельефов на темы брахманистского эпоса и мифологии, содержавшие не только жанровые, но и пейзажные мотивы.

О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые сцены.

Эта держава стала последним рабовладельческим государством в этой части Индии. Здесь уже наряду с трудом рабов использовался труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях выплаты части урожая. В условиях рабовладельческого уклада важным элементом общественной культуры становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. В отличие от варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т. д.

Деление населения Древней Индии на ариев и неариев положило начало возникновению варн. Слово «арья» возникло от слова «арать» что означало «пахать», но со временем это первоначальное значение было утрачено и стало означать «благородный».

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями.

Появление варн предохранило народности от взаимного уничтожения. Каждому члену общества с рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строго определенные обязанности. Такая предопределенность, конечно, не способствует творчеству и прогрессу общества в целом, но она обеспечивает выживание и относительную безопасность каждому члену общества, если он исполняет предписанные ему обязанности.

Вначале существовало 4 варны (позднее их стало гораздо больше):

· Брахманы – жрецы;

· Кшатрии – правители и воины;

· Вайшьи – ремесленники, земледельцы;

· Шудры – неквалифицированные рабочие.

Захватив монополию на прежде выборные общественные должности, родоплеменная знать составила две привилегированные варны - брахманов и кшатриев. Представители этих варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью варну - вайшьев - составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая варна - шудр - состояла из «чужаков», потомков покоренных племён, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых варн.

Деление общества на варны позднее было закреплено законодательно в «Законах Ману» (по имени полулегендарного правителя Индии V в. до н.э.), определивших права и обязанности представителей разных варн. Согласно легенде, брахманы-жрецы, призванные говорить от имени бога, своим происхождением обязаны устам бога Брахмы, наиболее почитаемого в это время. Варна кшатриев создана из рук бога, вайшьи - из бедер, из ног Брахмы возникли шудры. Каждой варне соответствовал цветовой символ: для брахманов – белый, кшатриев – красный, вайшьев – желтый, а для шудр – черный.

И если варны возникли в результате развития общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты - результат разделения труда. В их основе - место в экономической жизни общества, однако в условиях существования варн.

 

Касты (португ. casta от лат. castus — чистый, санскр. джати) — это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни.

Варны (с санскр. – качество, цвет) – социальные слои общества, различающиеся между собой происхождением, общественным положением, правами и обязанностями. Внутри варн существовали внутригрупповые браки.

К примеру, к варне вайшьев вначале были отнесены касты, члены которых, с точки зрения оседлого земледельца, занимались благородным занятием (земледелие, обслуживание государства и рабовладельческой знати экономически независимым и классифицированным трудом): земледельцы и скотоводы, купцы и зажиточные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши и др. Менее привилегированные ремесленники (кузнецы, гончары, ткачи и др.) и обслуживающие земледельческие касты (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и пр.) вошли в варну шудр. Остальные - отверженные, пребывающие вне каст, общение с которыми членам «чистых» каст запрещалось, представлены поденщиками, метельщиками улиц, уборщиками нечистот, работниками кладбищ, палачами, бывшими рабами.

В гуптской художественной культуре буддийское творчество переживало свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма.

После заката династии Гуптов в VI в. страна вновь распалась на небольшие государства. Преобладающей религией становится индуизм, который поддерживал кастовое неравенство и раздробленность страны. Широкое распространение получил тантризм, на юге-джайнизм. Философия превращается в самостоятельную область знаний, называемую дарашана. В XIII в. буддизм в основном закончил свое существование в Индии, выйдя за ее пределы и впоследствии став самой первой мировой религией.

 

Даршана (с санскр. – взгляд, видение) – философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.