Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология личности




Карл Гутсав Юнг в работе соцаиальные типы делил всех людей на Интровертов и экстравертов. Это различие возникает очень рано, что возможно имеет наследственный зарасктер.

Экстраверт – это человек, ориентирвоанный во вне, в мир, это открытый тип. Интраверт ориентирвоаны внутрь себя. Это тип замкнутого, закрытого человека.

Ребенок экстраверт рано приспосабливается к окружающей среде, он поглащен внешнмии событиями, безтрашен, способен к риску, его привлекае все неведомое и неизвестное. У эктсраверта обычно много друзей и знакомых, не люьит одинчество,а любит быть в центре внимания. У него нет секретов, он не может хранить их долг, т.кж. делится ими с другими. Он живте ради другиз и боится любых размышлений о себе.

Интраверт с самого ждетсва задумчив, застенчив, боится всего неизвестного. Внешне внимание воспринимает с сопротивлением. Ребенок интраверт все делате по своему и не подчиняется правилас,котоыре не может понять. Его реальный мир – внутренний. Он держаистя в отдалении от внешнихз событий, ему не посебе, когда он оказывается всреди множества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. тАкой человек обычно выглядит не ловким, не уклюжим, зачастую нарочито сдержанным.Для него удовольствие размышлять о самом себе.

Юнг описал 2 противоречивых типа личнсоти. Как правило лбди сочитают и то и другое.

 

Социальны тип личности.Это обобщенная зарактеристика, создаваемая теоретической мыслью. В конекретной жизни обычно втсречаются индивидуальнсоти, котоыре с наибольщей полнотей воплощают черыты социального типа. Выделяют несколько социальны типов лчинсоти, котоыре проследуются на всем пути человеческого развития.

1. Деятели – представители различных профессйий, для котоырх главное – активное действие, изменение мира и дурих людей, включая самого себя. Они занют себе цену, облажают чуваством собственного достоинстваи осознгают меру сове ответственности перед собой и другими людьми.

2. Мыслителе, обра жизни которых – размышления о жизни и человеке. Это мудрициты и пророки. Конфуций, христос, Мхуамед. Их считали посланцами богов или обожетсвляли. Это и философы, бещ прозрений которы обзетсво не вышло бы их архаического сущетсоввания. Такие люди одиноквы

3. Люди чувств и эмлций – литераторы и зужожники. Они опережают самые смелые прогнозы мудрецов, они интуитивно предвидят ход событий.

4. Гуманисты и подвижники – отлчиающиеся обостренным чувством ощущения душевног состяония другого человека. Т.е. люди споосбные к сопререживанию. Их в сила в любви к людям и всему живому, в актвином деянии. ИХ девиз – спишите лелать добро. Дело их жизни – милосерлие. Это социальные таипы, котоыре втсречаются на всем историческом пути челвоечества. МИровозрение востока и запада сложидись свои типы дичности. Западному члеовеку прсиуще односторонне ориентированная внешняя активность, а восточный челвоек зарактризуется углубленным самосознанием, стремлением воспитывать культуру в ушевной жизни, науистя властвовать на собсуенной душой. Это классические модели человека востока и запада, но пряовялющаяся в последнне время тенденцияк диаолгу, взаимному вляинию культур, изменил иобраз члеовека востоой и западной культуры. Сущеьсвующие мировые религии выработали свой нормлативный илеал линост ии пути ее совершенствования. В кадой изи этих религий – совй моральынй кодекс, под влиянием которой и формируется личность, исповедющая ту или иную религию.

 

Это социокультурные типы линоси, формирующиеся под воздействием социума и культуры. Американский социолог Дэвид Рисман в книге одинокая толпа назвал 3 типа личности,каждый из которых превальвируер в определенном типе общества. В доиндустриальнмо – традиционно ориентирвоанная личность, консервативная, приверженная к традициям и обычаям, комформная по отношению к сословиям, к кассет, клану. В индустриальном обществе распространена изнутри ориентированная личность. /Это связано с ослабдением силы традиций и внутригурпповой интеграции, а также с неразвитостью стредств массовой коммуникации. Личность динамична, целеустремленна, предприимчива, более открытой к нововидениям, переменам, хотя рольк традциионнз нор и ценностей, оствается еще значительной. В постиндустриальнмо обществе формируется извне ориентированная личность, поведение окторой определяется не традициями и принципами, как в 2х предыдущих, а другими разного рода влияниями, такими как система связи, модой, рекламой, авторитарной бюрократией и тому подобного. Такой человек обезличен, стандартиован, является объектом манипулирования. Позитивным социальным типом согласно Рисману является автономная личнсоть, неконформная, имеющая ясные рациональные цели, не навязанная другими людьми, не зависимая в отношении своей культурной среды.

Эрих Фром в работе иметь или быть называет 4 типа личнсоти, котоыре являются результатом конформации природы, в зависимости от социума

1. Рецептивный(пассивный), поучательский –

2. Эксплуататорский – бурущий

3. Накопительный – сохраняющий

4. Рыночный – обенивающий.

 

Человек с рецептивной ориентацией, полагает, что источник всех благ находится во внешнем мире и единственный путь брести желаемое будь то нечто материальное или знание, удовольствие, любовь, это путь получения извне. Эти люди не споосбны любить, а хотят быть любимыми, они не образуют идеи, а заимствуют, они не могут существовать от постороненй помощи, поэтому зависят от людей, котоыре оказывают им пожжержку.

 

Человек, с эксплуататорской организацией думает что все что ему нужно нужно истаь извне, а не добиватсья своими силами. Он инее ожидают помощи извне, как первые, а отбирают силой и обманом. Эта ориентация во всех сфрах деятельнсоти. В оласьи любви – захватывают и воруют, они испытвают влечение к тем кого можно отнять у другого. Такие люди не продуируюти идеи а кладут, люього елеовека он воспринимюбт с точнки зрения полезности для себя.

Вид отношений между этими двумя типами – симбиотический, предполагающий полнее слияние сл юдьми, от которых ждудт или тсараются взять какие то блага. Для рецептивного типа характерна пассиная форма симбиоза – мазахизм. Такие отношения принимюат форму покорности, смирения, жерственности, долга или любви,сексуального махзахизма. Покоряясь другому, такой члеовек надеется получить ему все, что ему надо.

 

Для эксплуатотрского типа харатктерен садизм. Стремление превратить другого в беспомощный обхъект своей воли, относится к нему, как к вещи, рсдеств, для достижения совей цели. Это своеобразное спасение от одиночества.

 

Люди с накопительской ориентацие(3 тип) отнсоятся с недовериме к тому, то могут получить извне. Бещопаснотсть – основывается на накоплении и сохранении ууже накопливаемого, а трата воспринимается, как угроза. Ни ограждают себя от внешнего мира оборонительнй стеной, а их главная цель – принести как моно больше внуть этой крепости и как можно меньше вынести з нее. Их мкупость распространяется одинаково и на деньги на чувства и на мысли. Они скупы во веем. Такой человек боится любого вторжения за границу им утсановленную. Другие люди воспримаются имим как угроза и они отдаляются от другого. Либо овладевают им. Такие люди разрушают других из страха быть разрушенными этими другимим.

 

Человеку с рыночной ориентацией свойственно отношение к себе и другим людям, как к товару, ценность которого определяется мировой стоимостью. В ситуации рынка этот социальный тип личнсот иочень распространен. Успех на рынке труда зависит не столько о тквалификации и личностынх качеств, сколько от того, насколько удачно человеку удасться продать себя на рынке. Он должен быть обоятелен, элегантно олет, чистолюив, вжно и з какой он семьи, знает ли он нужных людей. Это конформисткая ориентация приспособленяи к спросу. Конформисты подстраиваются под общепринятые шаблоны поведения. На рынке все покупается – людвоь, дружюа, вернсоть, авторитет. Но и продается тому, кто больше заплатит. Каждая из 1ых 3х типов ориентации будучи доминирующей в качетсве формы человеческихз отношений выступает специфической зараткерной чертой человека. Рыноная ориентаця не развивтает какиз либо качвеств, потенциально заложенных в человеке. Личность такой ориентации должна быть совбодна от всякиз индвиилуальныз особеннсотей поскольку люая постоянная и устйочивая черта характера в один пркрасный момент может вступит ьв в конфликт с требованиями рынка\. Потому у члеовека с такой ориентацией на каждый момент времени развиваются такие качества, октоыре будут проданы на рынке. Отношения между людьми такого тиап – поверзностные т..к. люди взаимодействуют не как личнсоти, а как взаимозаменяемые твораы. Рыночной ориентацией озвачена не только сфера чувтсв, но и сфера мышления которая предполагате быстроту реакции и овладение ситуацией, чтобы успешно ориентирвоатсья в них. Это вырабатывает прагматисткий подход. Если 2 первых типа личности – симбиотиескиео тношения, зависимсоть от щругого ценой поетери свободы и целостности 2 других типаличности дистанцированы и отчуждены от других. Все 4 типа личност иФРом считате не продуктивными. Они не явлюятся производителями и творцами. Они не могут раскрыть свои способности и ндивидуальности. Они ориентированы на иметь, а не быть, а это иллюзия опдлинного бытия. Личность с продуктивной ориентацией сама произсодит и творит. Человееская продуктивнсот ьсоздает не только материальные ценности, но и проиведения исскуства, системы мышления и смаого члеовека. ПРодуктивеная ориентация предполагат любовь., продуктивную фомру отношений к другим и самому себе. Она сопосбтсвует восстановлению гаромнии человека с миром и утсраняет отчуждению людей друг от дрга. Нет ни оного члеовека, чья ориентация была бы полностью продуктивной или непродуктивнйл.

Кжадый человек, чтобы жить должен чтот получаь от друшгих, то то брать у низ, хранить и менять. Он должен обладать споосбностью следовать автоиетту, руководить другми, оставаться в одиносечтве и самоутверждатсья. Если способ приобертения вещей и отнощшений к дргим существенно не продуктвиен, тогда нормльные способнсоти брать, отдавать, зранить и менять превращаются в гипертрофированную стратсь получать, эксплуатирвоать, копить или продавать как доминирующий способ жизни. Елчи челове не осознет трагичность своего бытия и возможнсот ьсобственного преобразвоания, онг будет внтренн не свободен, а это будет тупикоавая сиутация. Ром понимает,Ч то изсенить свой обрзазв дизни, не изменив социально экономичси зусловий невозможно. ПОжтому он прдлогате программу социальнйо реконструкции.

Здоровое общество может быть только при условии изменения ценностных утсановок и сознания каждого из составляюшиз его индивидов, т.е. переориентация на быть, а не иметь иметь иметь. Быть это значит отказыатсья от совегоэгоцентризма, ыть независимым, актвиным, продуктивным типомуличности т.е. реализоватб свои собственные способнсоти, юить изнь и вселять жизнь в других людей, стемится отдавать, жертвоваь собой. Это Фром называет критерием душевного здоровья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.