Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея соединения обучения с производительным трудом и гимнастикой до Лесгафта не дошла или не была им воспринята




Нельзя не отметить, что Лесгафт иногда биологизирует и понятие «труд», он не дифференцирует «животнообразных инстинктивных форм труда» и труда в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Значение труда в процессе совершенствования человека прорисовывется им в таком же плане, как и в «животном» мире. Отсюда искаженность представлений о месте труда в школе и о видах и формах его использования.

Однако нельзя не отметить и известную ограниченность материалистической концепции Лесгафта, проявление им биологизма и антропологизма. Поставив на почву антропологии свое учение о физическом образовании, он полагал, что и всю педагогику следует поставить на эту основу и тогда ее можно будет поднять выше и обосновать как науку. Глубина этого заблуждения особенно ясно воспринимается сейчас, в период интенсивного развития методологических основ педагогики, полного признания е6е социальной наукой, изучающей созидательную (целеполагающую) деятельность людей в области воспитания.

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отравлений» и «тесная связь, существующая между непосредственными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармоничного и умственного развития в школе».

В основных трудах Лесгафта прослеживаются положения, раскрывающие сущность взаимоотношения между телесными и душевными явлениями. Он резко критикует попытки обособить «душевные» и «телесные» явления. «При такой постановке вопроса следует совершенно отвергнуть всю психиатрию и даже всю медицину, а также педагогику и нельзя признать за этими дисциплинами никакого научного значения».

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта «оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности не благонадежные».

Когда же П.Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под протестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901г.). Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогическую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались прогрессивные ученые и общественные деятели: В.Л.Комаров,, Е.В.Тарле, И.П.Павлов, Н.А.Морозов, А.А.Ухтомский,М.М.Ковалевский.

В начале нового века публикуются статьи П.Ф.Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902г.); «Значение школы» (1907г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904). В год своей смерти П.Ф.Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П.Ф.Лесгафт 11 декабря 1909г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили характер политической демонстрации против самодержавно-полицейского режима. В них участвовало свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не прошло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизиологического единства человеческой природы и роли физического образования по всестороннем развитии человека, утверждаемые П.Ф.Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций русской педагогики ХIХ в., отраженных в трудах А.И.Герцена,, В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П.Ф.Лесгафта трудов И.М.Сеченова и К.Д.Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности исамобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо-физических данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.