Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы. 1.Предмет правоохранительных органов, основные понятия, источники законодательства. 3 страница




Суды общей юрисдикции - это созданные в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением РФ государственные органы судебной власти, которые рассматривают и разрешают гражданские и уголовные дела. Суды общей юрисдикции занимают особое положение в системе правоохранительных органов. Так, в ходе предварительного расследования суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль над законностью и обоснованностью действий решений органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, ограничивающих права граждан на свободу и личную неприкосновенность, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Рассматривая и разрешая уголовные дела, эти органы судебной власти осуществляют проверку законности и обоснованности предшествующей правоохранительной деятельности органов предварительного расследования.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

-основное звено – районные суды;

-среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

-высшее звено – Верховный Суд РФ

В системе судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочия правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции.

^ Военные суды - органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах республики, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Основным отличием военных судов является то, что они, во-первых, созданы безотносительно к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими военных сборов. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ.

Военные суды включают следующие звенья:

-основное звено – гарнизонные военные суды;

-среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

-высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).
Если звено показывает место суда судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция.

Судебная инстанция – ей считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятия решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему соответствующего судебного решения. В качестве суда первой инстанции могут выступать почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами субъектов РФ. Не являются судами первой инстанции арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов. Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого – по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске – по гражданскому и арбитражному делу. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Судом второй (кассационной) инстанции называют суд, рассматривающей дело по кассационной жалобе или кассационному предоставлению на решения суда первой инстанции. Он проверяет законность и обоснованность не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно предоставленным материалам. В России по общему правилу кассационной инстанцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Судом апелляционной инстанции называют суд, рассматривающий по запросам управомоченных не вступивших в законную силу решение суда первой инстанции. В апелляционной инстанции по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам дело рассматривается повторно и в полном объеме. Это является основным отличием апелляционной от кассационной инстанции. Судами апелляционной инстанции выступают районный (городской) суд по отношению к мировым судьям, арбитражный апелляционный суд по отношению к арбитражному суду субъекта РФ. Особенность апелляционной инстанции в том, что отменив решения суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела, а также применения материальных и процессуальных норм права. При рассмотрении дела в апелляционном порядке судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции. Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по делу.
Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего суда или в судах высшего звена. В системе судов общей юрисдикции надзорной инстанцией могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии и Президиум Верховного Суда РФ, в системе военных судов – президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; для арбитражных судов – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В системе судов общей юрисдикции и военных судов в этом качестве выступают все суды, кроме судов основного звена. Так, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду, окружной (флотский) военный суд – по отношению к гарнизонному военному суду. Таким образом, один и тот же суд, как правило, одновременно является судом первой инстанции для одной и второй инстанции для другой категории дел.

^ Арбитражные суды (в настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ) осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции.

Звенья арбитражных судов:

-основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

-среднее звено – арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

-высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

В системе арбитражных судов функции кассационной инстанции выполняют арбитражные суды округов, специально созданные для проверки законности судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ моделируют деятельность Конституционного Суда РФ применительно к подведомственным территориям, а также опираются в своей деятельности на схожие принципы функционирования и формирования судейского корпуса.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, а также для толкования соответствующих региональных конституционно – правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды также функционируют в субъектах РФ.
Мировые суды входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются законом «О мировых судьях в РФ». Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов РФ. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
Система судов в Азербайджане организованна и действует, гарантируя:

-соблюдение суверенных прав РФ и прав ее субъектов по реализации функций государственной власти;

-самостоятельность органов судебной власти и независимую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов;

-быструю и действенную защиту органами судебной власти прав и свобод человека и гражданина;

-доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

-рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

-право гражданина участие в осуществлении правосудия;

-право сторон на пересмотр всех состоявшихся решений нижестоящих судов вышестоящим судом.
Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие судьи в субъектах РФ.
^ 3.Органы юстиции, нотариат.

Органы юстиции РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. На министерство юстиции возложены следующие задачи:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнение актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Выполнение этих задач требует проведения значительного объема работы, исправления и методы которой конкретизируются в Положении о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста РФ.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.

Нотариусы, выполняя свои функции, могут способствовать отправлению правосудия. Например, в случае спора в суде нотариально удос­товеренный договор облегчает стороне доказывание своих прав, потому что содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность их подписей, время совершения договора, официально подтвержденные нотари­усом, признаются бесспорно достоверными. Кроме того, нотариусы соверша­ют иные действия, среди них засвидетельствование верности документов и выписок из них, обеспечение доказательств, необходимых в случае возникно­вения дела в суде, свидетельствование нахождения гражданина в живых, при­нятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг, свидетельствование нахождения человека в определенном месте и т.п.
Нотариат представляет собой совершенно самостоятельный институт. Исполняемые им функции показывают, что нотариат не участвует в государ­ственном управлении. Соответственно, нотариат даже в странах, где существует только государственный нотариат, представляет собой самостоя­тельный институт, не входящий ни в систему судебных, ни в систему адми­нистративных органов.

Определяющим правовую природу признаком нотариата следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и, наконец, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.
^ 4.Прокуратура РФ, таможенные органы.
Правосудие в условиях демократии осуществляется только судами, однако в современном мире отправление правосудия невозможно без деятельности целого ряда государственных и общественных институтов. К таким органам относится в первую очередь прокуратура. Органы прокуратуры - особая группа правоохранительных органов. Прокуратура - это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Согласно Статье 133, прокуратура осуществляет функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, учреждениями, исполняющими наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, юридическими лицами и т.д.
Все страны можно условно разделить на четыре группы в зависимости от того, какое место занимает прокуратура в системе их государственных органов. К первой группе относятся страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции (США, Польша, Япония, Финляндия, Бразилия, Бельгия). Вторая группа включает Испанию, Грецию, в которых прокуратура включена в состав судейского корпусаи находится при судах. К третьей группе относятся Китай, Словакия, в которых прокуратура выделена в отдельную систему и подотчётна парламенту. К четвёртой группе относятся страны, в которых прокуратура вообще отсутствует. В Великобритании на судебных процессах в качестве обвинителя выступает Генеральный атторней, который возглавляет адвокатский корпус. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает директор публичных слушаний.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура сегодня - это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ). Правовое регулирование ее деятельности, помимо Конституции РФ, закрепляется законом РФ «О прокуратуре» от 7 декабря 1999 года.

Дополнения и изменения, внесенные в упомянутый Закон, укрепили роль прокуратуры в координации борьбы правоохранительных органов с преступностью, была сформирована специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина и человека. По существу, это новый Закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры.

Одним из ключевых вопросов организации прокуратуры, определяющим её реальный статус, степень независимости и централизации, является порядок назначения прокуроров. В большинстве стран генеральный прокурор назначается главой государства с согласия верхней палатыпарламента(Беларусь, Бразилия, Германия, Казахстан, США) или однопалатного парламента (Албания, Узбекистан, Украина). Иногда глава государства участвует в назначении не только Генерального прокурора, но и других высших должностных лиц прокуратуры, в частности, в Азербайджанской Республике.

Гораздо менее распространённой схемой является назначение прокуроров с участием органов судебной власти. Например, в Болгарии Главный прокурор назначается на должность и освобождается Президентом Республики по предложению Высшего судебного совета. В большинстве государств – бывших английских колоний Генеральный атторней назначается главой государства по совету премьер-министра (Ирландия, Зимбабве). Это вполне логично, так как Генеральный атторней рассматривается прежде всего как юридический представитель правительства. Интересно, что практически такой же порядок предусмотрен и по Конституции Армении 1995 года, согласно которой Президент назначает Генерального прокурора по представлению премьер-министра.

В ряде стран генеральные прокуроры избираются парламентом по предложению Президента (Венгрия), Национального Совета Магистратуры (Эквадор), президиума сессии (Китай).
В настоящее время в мире сложились две основ­ные модели прокуратуры: прокуратура как (преимуще­ственно) орган уголовного преследования и прокуратура как (прежде всего) орган надзора за законностью. Первой модели придерживается абсолютное боль­шинство стран романо-германской системы права. В указанных странах прокуратура представляет собой орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, а также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания в местах лишения свободы.

Второй модели придерживаются социалистические страны (Китай, КНДР, Куба, Вьетнам) и ряд бывших социалистических стран. Здесь прокуратура выступает как многофункциональный орган, осуществляющий наряду с общим надзором за законностью также уголовное преследование, процессуальное руководство следствием, поддержание обвинения в суде.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные законом.

В систему Прокуратуры РФ входят:

1) Генеральная Прокуратура РФ;

2) Военная Прокуратура РФ;

3) Прокуратура республик, округов;

4) районная (городская) прокуратура,

5) научно-образовательные учреждения, органы печати, издательства, другие структуры социально-бытового, хозяйственного назначения.
Многочисленные функции, присущие прокуратурам, можно разделить на несколько основных блоков. Согласно Закону от 7 декабря 1999 года, к направлениям деятельности прокуратуры отнесены следующие:

 

1.
начинать уголовное дело и вести предварительное следствие;

2.
вести процессуальное руководство на предварительном следствии;

3.
контролировать исполнение и осуществление законов в деятельности следственных и оперативно-розыскных органов;

4.
подавать судебный иск, выступать в качестве истца при рассмотрении гражданских и экономических споров;

5.
участвовать в качестве стороны при рассмотрении уголовных дел, защищать государственное обвинение;

6.
опротестовать решение суда;

7.
участвовать в достижении эффективности наказания, назначенного судом.


Практически универсальными для прокуратур являются только функции возбуждения уголовного преследования и под­держаниеобвинения в суде. В Великобритании и государствах — членах британского Содружества Наций этими функциями наделены директоры пуб­личных преследований, возглавляющие соответствующие службы (в Англии — служба государственных об­винителей), а также генеральные атторнеи.

Весьма широко распространена такая функция про­куратуры как непосредственное ведение предваритель­ного следствия (Армения, Германия, КНР, Лат­вия, Норвегия, Россия, США, Япония). При этом обычно прокуратура делит эти пол­номочия с другими правоохранительными органами (по­лицией, органами госбезопасности). В ряде стран пред­варительное следствие осуществ­ляется специальными органами, которые отделены от прокуратуры (Казахстан, Украина).

Также широко распространенной функцией явля­ется надзор за законностью предварительного следствия и дознания (Беларусь, Венгрия, Португалия, Россия, Фран­ция, Швейцария, Япония). В последние годы в ряде стран предпринимаются шаги по освобождению прокуратуры от надзора за следствием, поскольку это якобы противоречит роли прокуратуры как стороны обвинения (Азербайджан, Латвия, Литва), оставив ей лишь контроль за дознанием. Нередко на прокуратуру возлагается надзор за ОРД (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Туркменистан).

Законодательство Армении, Грузии, Чехии особо выделяет такую функцию прокуратуры, как осуществление процессуального руководства предварительным следствием.

Прокуроры принимают участие в гражданском и некоторых других видах неуголовного судопроизводства в защиту государственных, общественных или частных интересов (Бразилия, Венгрия, ФРГ, Италия, КНР, Россия, США, Франция, Япония.

Функция прокурорского надзора за законностью судебных решений заключается, как правило, в возможности их опротестования в вышестоящем суде. Эта функция является прямым продолжением процессуальных полномочий прокурора во всех видах судопроизводства и поэтому она закрепляется в конституциях Армении, Беларуси, Киргизии, Молдовы, России, Узбекистана.

^ Надзор за применением наказаний и иных форм принуждения также отчасти связан с основной функцией уголовного преследования, а отчасти — с надзорными и правозащитными функциями прокуратуры (Венгрия, Грузия, Латвия, Россия, Румыния, Украина, Эстония).

Функция общего надзора в настоящее время осуществляется прокуратурами социалистических, мно­гих постсоциалистических стран (Беларусь, Венгрия, Казахстан, Россия, Румыния, Тад­жикистан), а также ряда государств Латинской Америки: Бразилии, Колумбии.

Прочие функции носят вспомогательный характер и встречаются достаточно редко. Tак, консультирование правительства по правовым вопросам — одна из главнейших функций генеральных атторнеев в стра­нах английского общего права. Координация деятельности правоох­ранительных органов по борьбе с преступностью в ка­честве функции прокуратуры предусмотрена законами Грузии, России и Узбекистана. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности предусмотрено законами о прокуратуре Украины, Узбекистана. В Туркменистане этот вид деятельности возлагается на научно-методический совет при Генеральной прокуратуре, в обязанности которого входит рассмотрение проектов законов.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства. Прокуроры субъектов Республики назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Республики. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором АР. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Азербайджанской Республики определяются законом «О прокуратуре Азербайджанской Республики» (с изменениями и дополнениями).

Таможенные органы.В системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы РФ. Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды, на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др. Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом и другими законами республики, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
5.Адвокатура.

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

Адвокат - это независимый юрист, не состоящий на службе у государства или каких-либо организаций и получающий свой доход из гонораров клиентов. Адвокатом может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы в качестве юриста не менее трёх лет, с успехом сдавший экзамены квалификационной комиссии. Адвокаты могут осуществлять свою адвокатскую деятельность после принятия в члены Коллегии адвокатов в соответствии с установленными правилами и принесения присяги адвоката. Особенно велика роль адвоката в уголовном процессе. На судебных процессах по уголовным делам, при предварительном следствии или же разбирательстве в качестве защиты могут выступать только адвокаты. В за­конодательстве многих стран закреплено право на бесплатную помощь адвоката в уголовном процессе по назначению суда. В некоторых государст­вах лица с низким уровнем доходов имеют право на бесплатную помощь ад­воката и в гражданском процессе.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. На предприятиях, учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам. Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.

В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:

1) гуманизма, защита прав и свобод человека;

2) законность;

3) добровольность вступления в адвокатуру и членство в ней;

4) самоуправление;

5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;

6) открытость и гласность, общественный контроль над деятельностью адвокатуры;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.