Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страны мусульманского мира. Понятия.




Ашар ушр (араб. - десятая часть), - натур. десятинный налог в мусульм. странах. Взимался ежегодно гос-вом или феод. владетелями с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов. Исходной основой А. явилось домусульм. обычное право, а также сходные с А. формы повинностей, существовавшие в ряде стран до араб. завоеваний. А. постепенно обособился от узаконенного в начальный период халифата установления шариата о зекяте - обязат. взимании с каждого мусульманина сбора для ведения войны против "неверных", поддержания ислама и содержания неимущих. В различные ист. периоды в зависимости от местных условий А. видоизменялся и взимался под разными назв. (икта, димос, онда, ондалык, саларийе - в Османской империи, дах-йак - в Иране и т. д.). Откупная система взимания А., введенная в кон. 16-17 вв. в ряде стран, особенно в Османской империи, доводила размер А. фактически до 1/2 дохода крестьянина. В Турции А. был отменен законом от 17 февр. 1925.

Има́м (араб. إمام‎‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. В суннитском исламе титул имам носят наиболее выдающиеся богословы (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад). В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Сунниты считают, что имамат, то есть духовная и светская власть, должна доставаться лучшему из членов исламской общины (уммы), а шииты признают лишь наследственный переход власти.

Хали́ф (араб. خليفة‎‎, наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.

Слово халифат (араб. خليفة‎‎ — Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630 — 1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Эми́р или ами́р (араб. امير‎‎ (’amīr — повелитель, вождь) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул. Также употребляется в значении предводитель мусульман вообще.

Падишах (перс. «پادشاه»‎ [pādšāh] через пехл. «pādšāh» от др.-перс. «pati-xšāyaθiya-» — «правитель, царь») — иранский монархический титул, также использовавшийся в некоторых странах Азии.

Предшественником титула «падишах» был персидский титул «шах-ан-шах», означавший «царь царей». Среди мусульман-суннитов бытовало мнение, что царём царей можно называть лишь Аллаха, поэтому в суннитских государствах стал использовался его аналог «падишах».

Титул «падишах» (варианты: «Падшах» или «Бадшах») носили монархи нескольких государств Евразии, в частности, Османской империи (XV—1922), Дурранийской империи (1747—1823) с центром в Афганистане, империи Великих Моголов (1526—1858) и Афганистана (1926 — июль 1973). Кратковременно титул падишаха принимали на себя правители некоторых других государств. Последним официальным носителем титула был Захир-Шах (1914—2007).

Княжество Сват на территории нынешнего Пакистана несколько лет использовало титул «падишах сахиб» («великий император»).

Европейцами титул падишаха считался аналогом императорского титула. В некоторых тюркских языках слово «падишах» (патьша, патша) означает «царь», «император» и употребляется в основном по отношению к российским императорам.

Медресе́ (араб. مدرسة‎‎, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859 году (Аль-Карауин). Медресе получили распространение в IX—XIII веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе и в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Хива, Среднее Поволжье, Башкортостан, Южный Урал, Сибирь и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях.

Дженгелийцы (от перс. дженгель — лес), участники партизанского антиимпериалистического движения в Гиляне (Иран), начавшегося в 1912. В отрядах Д., скрывавшихся в лесах, участвовали крестьяне, батраки-курды, работавшие на землях гилянских помещиков, мелкая городская и сельская буржуазия. Организаторами движения были Кучек-хан, Хешмет Талегани, Ахмед Кесмаи и др. В годы 1-й мировой войны 1914—18 во главе Д. стояла панисламистская буржуазно-националистическая организация "Единение ислама", выступавшая за борьбу с империалистами под знаменем ислама. В период подъёма национально-освободительного движения в Гиляне в 1920—21 Д. выступали единым фронтом с иранскими коммунистами. Однако руководители Д., опасаясь усилившегося влияния компартии и развития революционных событий, организовали контрреволюционный переворот 29 сентября 1921, облегчивший шахскому правительству подавление провозглашённой 5 июня 1920 Гилянской республики и разгром Д.

Этати́зм (госуда́рственничество) (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

В юриспруденции этатизм ставит существование права в неразрывную связь с существованием государства и не признаёт иного права, кроме как санкционированного государством.

В экономике «этатистскими» называют концепции и модели, построенные на жёстком государственном регулировании экономики — то есть дирижизм (что может быть, а может и не быть тесно связано с политическим авторитаризмом).

Этатизм рассматривает государство как высший институт, стоящий над всеми остальными институтами.

Этатизм в Турции

Принцип этатизма был принят Кемалем Ататюрком и включён (в 1931) в программу Народно-республиканской партии и (в 1937) в Конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина. Политика этатизма позволила Турции добиться ускоренного развития национальной экономики. После 2-й мировой войны 1939—1945 гг. в связи с усилением влияния крупной буржуазии правительство Турции отошло от политики этатизма, доктрина этатизма была вытеснена теорией «смешанной экономики». В 60-е гг. был выдвинут лозунг «нового этатизма».

Лаици́зм (от греч. λαός народный, лат. laicus не принадлежащий к священству, необразованный, и фр. Laïcité букв. светскость, нерелигиозность, откуда прилаг. фр. laïque светский[1]) — французское движение за секуляризацию общественной жизни страны; процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в жизни общества.

Основное требование лаицистов — устранение влияния религии в различных сферах общества. В широком смысле слова лаицизм — движение за освобождение общества от влияния религии и создание светского государства.

Само понятие лаицизм фактически ничем не отличается от секуляризации, однако оно имеет большую национальную специфику. Термин лаицизм наиболее распространён во Франции, а также других франкоязычных странах и регионах (Бельгия, Швейцария, Канада) где принципы лаицизма часто приводятся для обоснования запрета на использование любых ярко выраженных религиозных символов в образовательных учреждениях (это касается как демонстрации христианских крестов, так и ношения хиджаба или паранджи мусульманами в общественных местах.) Одно из основных воплощений идей лаицизма во Франции — Закон о разделении церквей и государства 1905 года.

Идеи лаицизма оказали существенное влияние на революционные идеи во Франции, в Квебеке времён Тихой революции, а также в Турции первой половины ХХ века, когда Мустафа Кемаль поставил своей целью превратить страну в светское государство.

Примечательно, что в большинстве стран Северной Европы и Америки демонстрация консервативных религиозных символов не запрещается, а наоборот, часто приветствуется. Отчасти это объясняется тем, что в них традиционно более распространена сегрегация различных этнических и религиозных групп в особых кварталах (приближающихся к гетто), имеющих свои этнические школы, магазины и др., где представители определённой религии составляют до 90 % населения и более, а потому демонстрация их символов фактически становится внутренним делом общины и не вызывает нареканий со стороны других общин, между собой мало пересекающихся.

Фе́тва (фатва, фатуа) (араб. فتوى‎‎, мн.ч. фатауа) — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.

Фетву можно определить как нормативно-правовой источник исламского права, выступает как умозаключения учёных мира ислама, имеющих авторитет, по конкретным рассматриваемым вопросам, инициированным исламскими судьями (кадиями) или по запросу Меджлиса.

Фетва должна быть основана на принципах шариата. В конечном счёте фетва является также источником права, но, скорее, производным, так как вытекает из шариата (впрочем, как и байа).

Профессор Александр Игнатенко отмечал: «Это документ, в котором некое положение объясняется в опоре в первую очередь на Коран, во вторую очередь — на Сунну Пророка и, в третью очередь, в опоре на заключения тех исламских учёных, которые являются авторитетами для данного муфтия, то есть для того, кто эту фетву издаёт».

Меджли́с (араб. مجلس‎‎ — majlis, дословно «место собрания») — собственное наименование законодательно-представительного органа (парламента) ряда стран (Иран, Азербайджан), народов (Меджлис крымских татар), а также вообще Народного собрания, преимущественно в арабских и исламских странах.

Меджлис есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира.

Лойя-джирга (пушту لويه جرګه‎ «большой совет») — всеафганский совет старейшин (представителей), нерегулярно избираемый от этно-племенных групп для решения кризисных ситуаций (например, избрание короля). Аналог русского Земского Собора. Последняя Лойя-джирга (председатель Себгатулла Моджадиди) созывалась в 2002—2004 гг. для утверждения новой афганской конституции.

"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЕТ"

(тур. Misak-i milli, букв. - нац. пакт) - декларация независимости, принятая тур. палатой депутатов в Стамбуле 28 янв. 1920. Выработана на основе решений Сивасского конгресса обществ "защиты прав" (1919). 17 февр. "Н. о." был вручен верх. комиссарам держав Антанты в Стамбуле, но отвергнут ими. Вскоре (16 марта) Стамбул был оккупирован войсками Антанты, а палата депутатов разогнана. 23 апр. 1920 в Анкаре открылось Великое национальное собрание Турции, к-рое принесло присягу на верность "Н. о.".

Великое национальное собрание Турции (тур. Türkiye Büyük Millet Meclisi — TBMM) — высший однопалатный законодательный орган (парламент) Турецкой Республики зачастую называют просто меджлис (тур. Meclis). Был организован в Анкаре 23 апреля 1920 года в ходе греко-турецкой войны.

550 депутатов парламента выбираются на четырехлетний срок на всеобщих выборах пропорционально партийным спискам, а также в 85 избирательных округах.

Из-за численности населения Стамбул включает 3 избирательных округа, а Анкара и Измир — по 2 округа.

В парламенте представлены лишь партии, набравшие свыше 10 % голосов.

Народно-республиканская партия (тур. Cumhuriyet Halk Partisi) — старейшая политическая партия Турецкой Республики, занимает левоцентристские позиции. Используется аббревиатура РНП (CHP).

Партия была основана на Сивасском конгрессе как союз групп сопротивления вторжению Греции в Анатолию. 9 сентября 1923 года Народная партия официально провозгласила себя политической организацией и 29 октября 1923 года провозгласила Турцию республикой. 10 ноября 1924 было принято новое название Народно-республиканская партия, а в Турции до 1950 года установилась однопартийная система.

Пе́рсия — латинизированное название исторической области Фарс, «Парсуаш» (древнегреч. «Персида») в южном Иране, ныне Фарс на берегу Персидского залива. В этой местности жили племена, создавшие империю Ахеменидов.

Персией до 1935 года в западных странах называли Иран.

Стоит отметить, что в персидском языке также присутствует аналогичный термин (перс. پرشیا‎ — pershiyâ), который сам по себе является одним из редких случаев «обратного заимствования». Иногда он используется для обобщённого обозначения иранских государств до арабского завоевания, но в большинстве случаев, говоря о своей стране в любой исторический период, иранцы используют название «Иран», иногда «Иранская империя» (перс. امپراطوری ایران‎ — emperâtori-ye irân). Название «Иран» окончательно закрепилось в эпоху Сасанидов. В настоящее время персидский народ населяет территории: по юго-западному побережью Каспийского моря (северо-запад Ирана), Юго-Восток Турции, и Юго-восток Азербайджана (малая часть талышей).

Ближневосто́чная Анта́нта, или Саадаба́дский пакт (Саадаба́дский догово́р, фр. Traité de Sa'dabad, англ. Treaty of Saadabad, тур. Sadabat Paktı, перс. پیمان سعدآباد ‎) — группировка государств в составе Ирана, Турции, Афганистана и Ирака, возникшая в результате заключения 8 июля 1937 года Саадабадского пакта — договора, подписанного этими четырьмя государствами в Саадабадском дворце иранского шаха под Тегераном.

Заключению С. п. содействовала английская дипломатия, стремившаяся укрепить своё влияние на Ближнем Востоке и использовать эту новую группировку в своей политике, направленной против СССР. Предварительные переговоры о заключении С. п. начались ещё в 1935, в связи с обострением политической обстановки, вызванным итальянской агрессией в Эфиопии. 2. X 1935 министры иностранных дел Ирана, Турции и Ирака, собравшись в Женеве для предстоящего заседания Совета Лиги наций, выработали текст пакта и парафировали его. В ноябре 1935 к проектируемому пакту присоединился и Афганистан. Однако между парафированием пакта и его подписанием прошло почти 2 года, т. к. участники пакта считали, что для полной его эффективности необходимо предварительное урегулирование существовавших между ними спорных пограничных вопросов. Такие вопросы имелись между Ираном и Афганистаном, между Ираном и Турцией и особенно острые между Ираном и Ираком. Разногласия между Ираном и Афганистаном были урегулированы в 1935 при посредничестве Турции. Спорные вопросы между Ираном и Турцией были разрешены в результате поездки специальной турецкой делегации в Тегеран в апреле - мае 1937. Наконец, в середине 1937 был ликвидирован затяжной спор между Ираном и Ираком о границе в районе Шатт-эль-Араба (окончательный договор по этому вопросу был подписан 4. VII 1937 в Тегеране). К этому времени в Тегеране собрались министры иностранных дел четырёх стран, которые и подписали С. п.

Основные обязательства участников С. п.: уважение неприкосновенности их общих границ; взаимный отказ от актов агрессии друг против друга, причём понятие агрессии сформулировано в соответствии с Лондонской конвенцией 1933 (см.) об определении агрессии; в случае нарушения этого постановления стороны немедленно обращаются к Совету Лиги наций. Стороны соглашаются совещаться друг с другом по всем международным конфликтам, касающимся их общих интересов. Участники С. п. отказываются от вмешательства во внутренние дела договаривающихся сторон и обязуются не допускать на своей территории создания и деятельности вооружённых банд, групп или организаций, преследующих враждебные одной из договаривающихся сторон цели. Срок договора - 5 лет; при отсутствии денонсации он автоматически продлевается ещё на 5 лет. Договор может быть денонсирован по отношению к тому из его участников, который совершит акт агрессии против третьей державы. Одновременно с С. п. был подписан протокол о создании постоянного Совета Ближневосточной Антанты (см.). Заключение С. п. не сыграло заметной роли в общем развитии международных отношений, а в период второй мировой войны участники С. п. занимали различные и несогласованные позиции по отношению к воюющим коалициям. После войны англо-американская дипломатия стала прилагать усилия к возрождению С. п., надеясь с его помощью осуществить план создания Восточного блока (с включением в него, помимо Ирака, также и других арабских стран), направленного против Советского Союза.

"Ватан", Хизб аль-Ватан (Партия отечества), 1) первая политическая организация в Египте, действовавшая в период подъёма национально-освободительной борьбы 1879—82. Выступала против иностранного господства; возглавлялась Ораби-пашой. В неё входили главным образом передовые офицеры и представители интеллигенции. "В." выдвигала лозунг "Египет для египтян", требовала установления конституционного строя. 2) Политическая партия Египта, основана в 1907 Мустафой Камилем. Состояла из представителей интеллигенции, национальной буржуазии, помещиков; пользовалась широкой популярностью в стране. Требовала вывода английских войск, установления конституционного строя, сначала автономии Египта в рамках Османской империи, а с 1918 — национальной независимости Египта. После окончания 1-й мировой войны существенной роли не играла. Распущена в январе 1953.

Ширкеты (араб. — общество, компания), национальные акционерные общества в Афганистане, Турции, Иране. Ш. в различных отраслях экономики начали широко организовываться с 20—30-х гг. 20 в., когда активизировалось развитие национального капитализма в этих странах. При поддержке и покровительстве государства Ш. в значит. степени способствовали ускорению накопления национального капитала.

Моджахед (араб. مجاهد‎‎, muǧāhid, более близкая к литературному арабскому передача — муджахид, множественное число муджахидин) — участник джихада (однокоренное слово), буквально «борец», «совершающий усилие».[1] Моджахед — это не только воин, но также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада. Таким образом, моджахедом может быть и учитель, и священнослужитель, и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом — мучеником, засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Усилия на пути Аллаха, совершаемые моджахедом, не примутся, если это всё делалось не ради Аллаха, а ради славы, денег, мести или из иных корыстных побуждений, а также побуждений, которые касаются навязывания особами другого вероисповедания, то есть являющихся «неверными» по мнению моджахедов.

База́р (от перс. بازار‎ — бозо́р, «рынок», узб. bozor, тадж. бозор, туркм. bazar, араб. سوق‎‎, sūq) — общеупотребительное название торгового места, где присутствует множество продавцов и покупателей, чаще всего под открытым небом.

Слово распространено в южных областях бывшего СССР (в современной России более распространённым является слово «рынок», на Юге России также — майдан). Обычно базар работает по определённым дням недели, в связи с чем существует термин «базарный день». «Базарный день» обычно суббота—воскресенье, когда идёт пик торговли, но обычно базары работают и в прочие дни, исключая понедельник.

Торгуют главным образом сами производители товара (раньше крестьяне, ремесленники, в настоящее время фермеры, представители фабрик и пр.) Также может употребляться для обозначения торговли определенными товарами, к примеру «книжный базар», «рыбный базар».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.