Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы лечебной физической культуры

Библиографический список.

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - М.: Проспект, 2005. - 448 с.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru

Специальная литература

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2004. - 445 с.

2. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2003. - 560 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. - М.: НОРМА, 2003. - 546 с.

4. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 790 с.

Применение гигиенической и лечебной гимнастики в стоматологии преследует цели общеукрепляющего воздействия на больного для сохранения его работоспособности, профилактики нарушения функции мышц и суставов в процессе лечения основного заболевания.

Методические рекомендации к занятиям ЛГ

· В занятия ЛФК целесообразно включать упражнения для различных мышечных групп с некоторым акцентом нагрузки на плечевой пояс и шею. Больным с воспалительными процессами или после травм челюстно-лицевой области упражнения с наклонами туловища и резкими движениями противопоказаны.

· Мимические и жевательные мышцы расположены в одном регионе и в ряде случаев поражаются одновременно, поэтому в занятиях рекомендуется использовать упражнения для обеих групп мышц.

· Мимические мышцы имеют одну точку прикрепления к костной ткани, поэтому обладают небольшой силой; при их поражении требуется более длительный срок восстановления, чем для жевательных мышц.

· Для более рационального распределения нагрузки необходимо чередовать упражнения для жевательных и мимических мышц, охватывая при этом и другие группы мышц (общеразвивающие упражнения). После более выраженной нагрузки (упражнения для жевательных мышц) показано ее снижение (упражнения для мимических мышц).

· Мимические мышцы приротовой области участвуют не только в выполнении основной функции, но и в актах глотания, дыхания, речи, приема пищи. Упражнения для их тренировки необходимо включать в занятия, даже если эта группа мышц не поражена.

· При травматических поражениях челюстей, когда возникает опасность смещения костных отломков, активные движения с помощью, с усилием до наступления полной консолидации зоны поражения, как правило, исключаются.

· При иммобилизации костных отломков челюстей рекомендуются упражнения в посылке импульсов к вертикальному движению челюстью (идеомоторные упражнения) и изометрическому напряжению мышц, а также упражнения для мимических и жевательных мышц.

· Для восстановления силы мышц в процессе занятий ЛФК применяют упражнения с сопротивлением (дозированным сопротивлением) в виде нагрузки на подбородок - сначала рукой методиста, а затем самим больным.

· Височно-нижнечелюстной сустав - парный, поэтому движения не могут осуществляться изолированно в левом или правом суставе. Это имеет значение при восстановлении функции, так как чаще патологический процесс развивается на одной половине лица. При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы непораженная половина лица помогала пораженной.

· Наиболее сложны для выполнения круговые и боковые движения в височно-нижнечелюстном суставе, поэтому на первых занятиях необходимо помогать больному, направляя движение подбородка.

· При мышечных контрактурах челюстей у больных быстро наступает чувство переутомления во время движения нижней челюстью, поэтому рекомендуется делать паузы для отдыха между упражнениями (экспозиция 2 мин).

· Для более рационального распределения физической нагрузки необходимо чередовать упражнения для жевательных мышц с упражнениями для мимических и других групп мышц.

· Наибольшее расслабление мышц лица достигается в исходном положении сидя и стоя.

· Во время занятий больных надо размещать перед зеркалом, чтобы они контролировали свои движения.

В начале лечения больные занимаются ЛФК не менее 2-3 раз в день под наблюдением методиста или самостоятельно. В дальнейшем количество самостоятельных занятий увеличивают до 5-8 раз в день.

· Специальные упражнения выполняют симметрично - как для пораженной, так и непораженной половин лица. Наличие дренажей в ране и системы диализа не является противопоказанием к выполнению упражнений.

· В самостоятельных занятиях больные выполняют только специальные упражнения. По показаниям во время занятий ЛФК и приема пищи можно снять резиновую тягу (при двучелюстной фиксации) для восстановления подвижности нижней челюсти.

· В период образования костной мозоли (3-4 нед) при травматических повреждениях челюстей физические упражнения должны быть направлены на восстановление функции височно-нижнечелюстного сустава, силы и выносливости мимических и жевательных мышц.

· ГЛАВА 9. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТОМАТОЛОГИИ

· 9.1. СРЕДСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

· Лечебная физическая культура применяется при воспалительных явлениях и травматических повреждениях челюстно-лицевой облас- ти, нарушениях общего и местного характера.

· Из общих нарушений следует отметить расстройства функции дыхания в результате патологических изменений в тканях приротовой области и носоглотки. Воспалительные процессы, болевые ощущения, сопровождающие повреждения, вызывают недостаточную вентиляцию легких. Не меньшее значение имеет и нарушение акта глотания вследствие расстройств координационных действий различных групп мышц: щек, языка, мягкого неба и глотки. В ряде случаев возникает нарушение герметичности закрывания ротовой щели. При поражении костей челюстно-лицевого скелета нарушается функция прикрепленных к ним мышц. Поражения приротовой области и органов полости рта лишают больных возможности производить различные звуки, речь их становится малопонятной.

· К нарушениям местного характера относятся расстройства правильного питания: жевания, переворачивания пищи языком, увлажнения языка слюной и др.

· ЛФК в комплексной терапии является основным фактором предупреждения и лечения контрактур челюстей, нарушений функции языка, мягкого неба и мимических мышц. Различные средства ЛФК способствуют восстановлению координационных движений мышц, выполняющих акты глотания, жевания и речи.

· Основные задачи ЛФК при лечении заболеваний и травм челюстно-лицевой области:

· • профилактика нарушений деятельности органов дыхания, кровообращения, обмена веществ;

· • улучшение крово- и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции процессов регенерации;

· • сохранение функции мимических и жевательных мышц непораженной половины лица;

· • улучшение психоэмоциональной сферы;

· • восстановление трудоспособности больного.

· ЛФК назначают при различных поражениях челюстно-лицевой области и отсутствии противопоказаний в комплексе с другими лечебными мероприятиями с первых дней заболевания или повреждения.

· Показания к назначению ЛФК:

· • контрактуры челюстей:

· - миогенные (воспалительные рубцовые, рубцовые неврогенные, невромиогенные);

· - артрогенные (воспалительные, рубцовые, неврогенные);

· - неврогенные (паралитического характера);

· • воспалительные процессы в начальной стадии и в стадии ремиссии в мягких тканях (шейная, приротовая, подглазничная области, область жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава;

· • открытые и закрытые переломы нижней и верхней челюсти;

· • послеоперационный период при вмешательствах на мягких и костных тканях (пластические операции с использованием местных тканей, с замещением дефектов свободной пересадкой или с помощью Филатовского стебля, после операций на костной ткани).

· Противопоказания к назначению ЛФК:

· • общее тяжелое состояние больного, повышение температурной реакции (температура тела выше 37,5?С);

· • наличие острого воспалительного процесса в области поврежденных тканей;

· • усиление болевых ощущений при физической нагрузке;

· • опасность вторичного кровотечения в связи с наличием инородного тела вблизи сосудисто-нервного пучка или после операции на сосудах;

· • недостаточная иммобилизация отломков поврежденной кости;

· • наличие гнойных процессов;

· • период после наложения отсроченных швов или после осложнений со стороны внутренних органов.

· Средства ЛФК. Гимнастические упражнения являются наиболее благоприятными для воздействия на организм больных, проходящих лечение на этапах стационар - поликлиника - санаторно-курортное

 

· долечивание. При помощи этих упражнений можно дозировать физическую нагрузку и избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и функции внутренних органов.

· • Общеразвивающие упражнения подразделяются по принципу активности - активные, пассивные, активные с помощью, активные с усилием и по анатомическому признаку - для верхних и нижних конечностей; верхних конечностей и пояса верхних конечностей; пояса верхних конечностей и спины; пояса верхних конечностей и шеи; туловища; брюшного пресса и тазового дна (схема 9.1). Можно выделить упражнения: корригирующие, на равновесие, в метании и ловле, с сопротивлением и отягощением, висы и упоры, ритмопластические движения.

· Активно-пассивные упражнения выполняются больными с собственной или посторонней помощью. Больной сам себе или мето- дист, захватывая нижнюю челюсть рукой за подбородок или зубной ряд, помогает выполнять движения нижней челюстью. В некоторых

·

· Схема 9.1. Основные средства лечебной физической культуры

· случаях пользуются механической тягой с помощью роторасширителя, амортизатора или специальных аппаратов.

· Пассивные упражнения применяются в виде лечебного и косметического массажа.

· • Дыхательные упражнения.

· В терапии стоматологических больных применяют следующие разновидности дыхательных упражнений.

· 1. Статические. При статических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется без движения конечностями и туловищем. Эти упражнения используются в основном для обучения больных пра- вильному дыханию в процессе занятий, а также при самостоятельном выполнении ими таких упражнений под руководством методиста.

· 2. Динамические. При динамических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей, туловища. Необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания.

 

· 3. Специальные. Специальные дыхательные упражнения проводятся для получения необходимого терапевтического эффекта. Данные упражнения в стоматологических клиниках применяются у больных с нарушениями внешнего дыхания: у детей с врожденными расщелинами неба и губ, после ринопластики, при лечении воспалительных процессов челюстно-лицевой области и др. Эти упражнения применяются для восстановления носового дыхания. В этих случаях проводятся дифференцированное носовое дыхание поочередно через одну ноздрю с зажиманием другой, через обе ноздри - при вдохе и выдохе через нос, а также при вдохе через нос и выдохе через рот.

· Для овладения навыком правильного дыхания проводят дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением из исходного положения лежа и сидя:

· • диафрагмальное дыхание с сопротивлением (с помощью рук методиста) в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; с помощью наложения мешочков с песком (от 0,5 до 1,5 кг массы) в области верхнего квадранта живота;

· • дыхание в наполненный водой сосуд разной емкости (через резиновые трубочки различной длины и диаметра), надувание резиновых игрушек и мячей;

· • локализованное произвольное дыхание;

· • упражнения с произнесением согласных звуков.

· Дыхательные упражнения для стоматологических больных рекомендуется проводить при произношении различных звуков (ж, з, и, к и др.) с движениями нижней челюсти (открывание рта, боковые движения челюстью).

· Все специальные статические дыхательные упражнения проводят в комплексе с общеразвивающими упражнениями, динамическим дыханием, а также с лечебным массажем (пассивные упражнения).

· • Специальные гимнастические упражнения.

· A. Специальные упражнения для жевательных мышц:

· • открывание и закрывание рта из исходного положения сомкнутых челюстей;

 

· • открывание и закрывание рта из положения резцового смыкания зубов;

· • выдвигание нижней челюсти вперед;

· • боковые движения челюстей;

· • открывание рта с одновременным выдвиганием нижней челюсти вперед;

· • выдвигание нижней челюсти вперед с одновременным и движениям в стороны;

· • круговые движения нижней челюсти с включением мимических мышц.

· Б. Специальные упражнения для мимических мышц:

· • собирание губ в трубочку;

· • оттягивание верхней губы вниз;

· • поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю губу);

· • максимальное смещение ротовой щели попеременно то вправо, то влево;

· • круговое движение губ;

· • прищуривание глаз с поднятием мышц скуловой области вверх;

· • попеременное прищуривание левого (правого) глаза с поднятием мышц скуловой области;

· • сморщивание лба и поднятие бровей с последующим опусканием.

· B. Специальные упражнения на координацию движений:

· • открывание рта с одновременным запрокидыванием головы, движением рук в различных направлениях, упражнениями для нижних конечностей и позвоночника, дыхательными упражнениями и др.;

· • движение нижней челюстью вперед и назад с одновременным движением головы вперед и назад;

· • движение нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону;

· • доставание подбородком поочередно правого и левого плеча, груди;

· • разведение рук в стороны, отклонив голову назад, открыв рот, затем скрестив руки перед грудью, опустив голову, закрыв рот.

· Аналогичные упражнения с отведением рук в стороны можно проводить с гимнастическими предметами в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также при ходьбе.

· В комплексе лечебных мероприятий при контрактурах височнонижнечелюстного сустава применяется механотерапия с использованием специальных аппаратов, разработанных для стоматологической клиники (схема 9.2).

 

·

· Схема 9.2. Средства механотерапии в комплексном лечении контрактур в стоматологии

· Для расслабления мышц, размягчения рубцов перед проведением механотерапии рекомендуются массаж жевательных мышц, горячие компрессы или парафиновые аппликации.

· 9.2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТОМАТОЛОГИИ

· • В занятия ЛФК целесообразно включать упражнения для различных мышечных групп с некоторым акцентом нагрузки на плечевой пояс и шею. Следует иметь в виду, что больным с воспалительными процессами или после травм в челюстно-лицевой области упражнения с наклонами туловища и резкими движениями противопоказаны;

· • мимические и жевательные мышцы расположены в одном регионе и поражаются в ряде случаев одновременно, поэтому в занятиях рекомендуется использовать упражнения для обеих групп мышц;

· • мимические мышцы имеют одну точку прикрепления к костной ткани, поэтому обладают небольшой силой и при их поражении требуется более длительный срок восстановления, чем для жевательных мышц;

· • для более рационального распределения нагрузки необходимо чередовать упражнения для жевательных мышц с упражнениями для мимических мышц, охватывая при этом и другие группы мышц (общеразвивающие упражнения). После более выраженной нагрузки (упражнения для жевательных мышц) показано снижение последней (упражнения для мимических мышц);

· • мимические мышцы приротовой области участвуют в выполнении не только основной функции, но и в актах глотания, дыхания, речи, приема пищи. Поэтому упражнения для их тренировки необходимо включать в занятия, даже если эта группа мышц не поражена;

· • при травматических поражениях челюстей, когда возникает опасность смещения костных отломков, активные движения с помощью, с усилием до наступления полной консолидации зоны поражения, как правило, исключаются;

 

· • при иммобилизации костных отломков челюстей рекомендуются упражнения в посылке импульсов к вертикальному движению челюстью (идеомоторные упражнения) и изометрическому напряжению мышц, а также упражнения для мимических и жевательных мышц;

· • для восстановления силы мышц в процессе занятий ЛФК применяют упражнения с сопротивлением (дозированным сопротивлением) в виде нагрузки на подбородок, выполняемой рукой методиста, а затем самим больным;

· • височно-нижнечелюстной сустав - парный, поэтому изолированно не могут осуществляться движения как в левом, так и в правом суставе. Это имеет значение в восстановлении функции, так как чаще всего патологический процесс располагается на одной половине лица. При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы непораженная половина лица помогала пораженной;

· • учитывая, что наиболее сложными для выполнения являются круговые и боковые движения в височно-нижнечелюстном суставе, при первых занятиях необходимо помогать больному направляющим движением за подбородок;

· • при мышечных контрактурах челюстей необходимо помнить о том, что у больных может быстро наступить чувство переутомления во время движения нижней челюстью. Для предупреждения наступающего переутомления рекомендуется делать паузы между упражнениями для отдыха (экспозиция 2-3 мин);

· • для более рационального распределения физической нагрузки необходимо чередовать упражнения для жевательных мышц с упражнениями для мимических и других групп мышц;

· • наибольшее расслабление мышц лица достигается в исходном состоянии сидя и стоя;

· • во время проведения занятий необходимо размещать больных перед зеркалом так, чтобы они могли контролировать свои движения;

· • занятия ЛФК повторяются больным (в начале лечения) не менее 2-3 раз в день под наблюдением методиста ЛФК или в виде самостоятельных занятий. В дальнейшем количество самостоятельных занятий должно постепенно увеличиваться до 5-8 раз в день;

 

· • специальные упражнения выполняются только симметрично как для пораженной, так и непораженной половины лица. Наличие дренажей в ране и системы диализа не являются противопоказанием к выполнению упражнений;

· • в самостоятельных занятиях больные выполняют только специальные упражнения. При показаниях во время занятий ЛФК и приема пищи можно снять резиновую тягу (при двухчелюстной фиксации) для восстановления подвижности нижней челюсти;

· • в период образования костной мозоли (3-4 нед.) при травматических повреждениях челюстей физические упражнения должны быть направлены на восстановление функции височно-нижнечелюстного сустава, силы и выносливости мимических и жевательных мышц.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-правовые основы управления в социально-культурной сфере 3 страница | Задачи для письменного решения. Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.