Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мирный договор между Египтом и Государством Израиль




(«Кэмп-Дэвидский мир»)

(Вашингтон, 26 марта 1979 г.)

 

Мирный договор между Египтом и Государством Израиль был подписан 26 марта 1979 г. в Вашингтоне (США) на основе Кэмп-Дэвидских соглашений. Договор подписали президент Арабской Республики Египет Анвар Садат и премьер-министр Государства Израиль Менахем Бегин в присутствии Президента США Джимми Картера.

Египет и Израиль находились в состоянии войны с момента провозглашения Израилем независимости в 1948 г. За 30 следующих лет военные действия то принимали активный характер (арабо-израильская война 1948-1949 гг., Суэцкий кризис 1956 г., «Шестидневная» война 1967 г., «война на истощение», «Октябрьская» война 1973 г.), то сменялись перемириями.

После вступления в 1976 г. Дж. Картера на пост Президента США он развил бурную деятельность в направлении достижения урегулирования на Ближнем Востоке, за год встретившись с лидерами Израиля, Египта, Иордании, Сирии.

В первой половине сентября 1978 г. А. Садат и М. Бегин собрались для ведения переговоров в Кэмп-Дэвиде – загородной резиденции Президента США. В итоге этих переговоров были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения – два документа, «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке», целью которых было послужить основой для будущего мирного договора.

Вслед за встречей в Кэмп-Дэвиде трехсторонние переговоры о мире между Египтом и Израилем продолжались более полугода. В декабре 1978 г. состоялась трехсторонняя встреча в Брюсселе, в феврале 1979 г. – в Кэмп-Дэвиде, а 8-13 марта 1979 г. президент США Дж. Картер в сопровождении государственного секретаря США С. Вэнса посетил Египет и Израиль.

Наряду с этим США тогда вновь прибегли к «дипломатии малых шагов», в которой тогда приняли участие С. Вэнс, его помощник А. Атертон и министр обороны США Г. Браун.

В результате всех этих усилий США удалось добиться окончательного компромисса между Египтом и Израилем. Мирный договор между Египтом и Израилем был подписан в Вашингтоне 26 марта 1979 г. Документ подписали М. Бегин и А. Садат в присутствии Дж. Картера в качестве свидетеля. В договоре, провозглашавшем стремление сторон покончить с состоянием войны и приверженность сформулированным в 1978 г. «Принципам мира на Ближнем Востоке», другие арабские страны приглашались присоединиться к мирному процессу.

Суть мирного договора заключалась в следующем:

1. Прекращение между Египтом и Израилем состояния войны.

2. Обязательство Израиля вывести свои войска с Синайского полуострова в течение трех последующих лет за черту международной границы между Египтом и мандатной Палестиной, которая становилась и новой международной гранцей между Египтом и Израилем (без учёта статуса Сектора Газа).

3. Египет принимает на себя обязательство установить с Израилем дипломатические отношения в полном объеме, возобновить с ним торговлю и разрешить проход через Суэцкий канал израильских судов, так же как и через Тиранский пролив в Акабский залив.

После первого этапа отвода войск к линии Эль-Ариш – Рас-Мохаммед (полный вывод войск и поселений должен был завершиться не позднее чем через три года) стороны должны были установить нормальные добрососедские отношения, включающие обоюдное признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости. Стороны обязались препятствовать ведению боевых действий друг против друга со своей территории, действие любых экономических бойкотов аннулировалось и устанавливались дипломатические, экономические и культурные связи в полном объёме.

Договор предусматривал размещение в заранее оговоренных зонах с обеих сторон границы миротворческих сил ООН и отказ от права требовать вывода этих сил. В соответствии с договором: в «зоне А» Египет мог разместить пехотную механизированную дивизию численностью 22 тысячи солдат; в «зоне В» Египету мог разместить до четырех батальонов для поддержки гражданской полиции; «зона С» предназначалась только для миротворческих сил ООН и полиции. Международные силы и наблюдатели состоят из трех батальонов пехоты и нескольких батальонов поддержки, включая подразделение, патрулирующее берег, и подразделение авиации на двух основных базах и 30 мелких. В зоне С разрешалось присутствие легковооружённых сил египетской гражданской полиции и гражданской береговой охраны; в «зоне D» Израиль имел право держать четыре батальона пехоты. В том случае, если Египет заитересован во введении дополнительных частей, соглашения обязывают Каир запросить разрешение у Израиля. Ввод Египтом войск в «зону С» без разрешения Израиля, создает casus belli.

Израильские суда получали право свободного прохода через Суэцкий канал в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года, а Тиранский пролив признавался международными водами, открытыми для прохода судов любой страны. Израиль получал право участвовать в торгах на право покупки египетской нефти наравне с другими странами, при этом США продлевали ранее заключённые с Израилем соглашения об обеспечении экстренных поставок нефти по рыночным ценам.

Таким образом, египетско-израильский мирный договор (1979 г.), хотя и сепаратный по своему характеру, т.к. он исключал из процесса ближневосточного урегулирования других его участников, прежде всего Иорданию, Сирию и Ливан, а также палестинцев, тем не менее вывел из состояния конфликта с Израилем Египет, что в условиях 1970-х годов являлось весьма важным успехом в деле установления мира на Ближнем Востоке.

Вскоре на Синайский полуостров после вывода израильских войск, который завершился 25 апреля 1982 г., прибыли так называемые «Многонациональные силы по наблюдению за выполнением израильско-египетского мирного договора», в составе которых находились контингенты войск США, а также Великобритании и Франции, Италии и Нидерландов.

Однако арабские страны, а также СССР расценили сепаратный египетско-израильский мирный договор как «сговор между США, Израилем и Египтом», который «не решает ближневосточной проблемы, а таит в себе опасность новых взрывов, поскольку не выкорчеваны корни кризиса и предано право палестинского народа на создание собственного государства».

После подписания мирного договора между Израилем и Египтом новая встреча глав арабских государств постановила привести в действие меры против Египта, намеченные ранее: Египет был исключён из Лиги арабских государств, всякая экономическая помощь арабских стран Египту была прекращена, те арабские государства, которые до этого момента ещё поддерживали с Египтом дипломатические отношения, разорвали их. Таким образом, арабский мир выступил против самого большого арабского государства, претендовавшего на роль его лидера.

6 октября 1981 г. террористические группы исламских фундаменталистов «Аль-Гамаа аль-Исламия» и «Исламский джихад», объединившись, организовали успешное покушение на А. Садата.

 

Правительство Арабской Республики Египет и Правительство Государства Израиль

Преамбула

убежденные в острой необходимости установления справедливого, всеобъемлющего и прочного мира на Ближнем Востоке в соответствии с резолюциями 242 и 338 Совета Безопасности;

подтверждая свою приверженность «Рамкам мира на Ближнем Востоке, согласованным в Кэмп-Дэвиде», от 17 сентября 1978 г.;

отмечая, что вышеупомянутые рамки предназначены образовать основу мира не только между Египтом и Израилем, но также между Израилем и каждым из других его арабских соседей, кто готов обсуждать мир на этой основе;

желая положить конец состоянию войны между собой и установить мир, в котором каждое государство сможет жить в безопасности;

убежденные, что заключение мира между Египтом и Израилем является важным шагом в поисках всеобъемлющего мира в регионе и для достижения урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах;

приглашая другие арабские стороны этого конфликта присоединиться к мирному процессу с Израилем, направляемому и основанному на принципах вышеупомянутых рамок;

желая также развивать дружественные отношения и сотрудничество между собой в соответствии с Хартией Объединенных Наций и принципами международного права, управляющими международными отношениями в период мира;

соглашаются на следующие положения в свободном осуществлении своего суверенитета, с целью выполнить рамки заключения мирного договора между Египтом и Израилем.

Статья I

1. Состояние войны между сторонами будет прекращено и установлен мир после обмена грамотами ратификации этого договора.

2. Израиль выведет все свои вооруженные силы и гражданских лиц с Синая за международную границу между Египтом и мандатной Палестиной, как обеспечено в приложенном протоколе (Приложение I), а Египет восстановит осуществление полного своего суверенитета над Синаем.

3. По завершении промежуточного вывода, гарантированного в Приложении I, стороны установят нормальные и дружественные от-ношения, в соответствии со статьей III (3).

Статья II

Постоянной границей между Египтом и Израилем является признанная международная граница между Египтом и бывшей подмандатной территорией Палестины, как показано на карте Приложения II, без ущерба вопросу статуса полосы Газа. Стороны признают эту границу нерушимой. Каждая сторона будет уважать территориальную целостность другой, включая территориальные воды и воздушное пространство. Статья III

1. В своих отношениях стороны будут применять положения Устава Объединенных Наций и принципы международного права, направляющие отношения между государствами в период мира. В осо-бенности они

A. признают и будут уважать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость друг друга.

B. признают и будут уважать право друг друга жить в мире в безопасных и признанных границах.

C. будут воздерживаться от угрозы или применения силы, прямо или косвенно, друг против друга и будут разрешать все спорные вопросы мирными средствами.

2. Каждая сторона обязуется обеспечить, чтобы акты или угрозы войны, враждебности или насилия не исходили и не совершались с ее территории, или любыми силами, находящимися под ее контролем, или любыми другими силами, размещенными на ее территории, против населения, граждан или собственности другой стороны. Каждая сторона обязуется также воздерживаться от организации, подстрекательства, побуждения, оказания помощи или участия в актах или угрозах войны, враждебности, подрыва или насилия против другой стороны где бы то ни было, и принимает меры к обеспечению, чтобы подобные акты были привлечены к ответу.

3. Стороны соглашаются, что нормальные взаимоотношения, установленные между ними, будут включать полное признание, дип-ломатические, экономические и культурные отношения, устранение экономических бойкотов и дискриминационных барьеров свободному перемещению людей и товаров и будут гарантировать взаимное использование гражданами надлежащих законов. Процесс, посредством которого они будут достигать таких взаимоотношений, параллельный выполнению других положений этого договора; изложен в прилагаемом протоколе (Приложение III).

Статья IV

1. Для обеспечения максимальной безопасности обеих сторон на основе взаимности будут проведены согласованные мероприятия безопасности, включающие зоны ограниченных сил на египетской и израильской территории и силы и наблюдателей Объединенных Наций, сущность и сроки пребывания которых описаны в деталях в Приложении I, и другие меры безопасности, которые стороны могут согласовать.

2. Стороны соглашаются на размещение персонала Объединенных Наций в районах, описанных в Приложении I, стороны соглашаются не требовать вывода персонала Объединенных Наций и что этот персонал не будет отведен до тех пор, пока такой отвод не будет одобрен Советом Безопасности Объединенных Наций, с твердым голосованием пяти постоянных членов, до тех пор, пока стороны не согласятся на иной порядок…

Статья V

1. Суда Израиля и грузовые суда, предназначенные к ввозу или вывозу из Израиля, будут пользоваться правом свободного прохода через Суэцкий канал и его подходы через Суэцкий залив и Средиземное море на основе Константинопольской Конвенции 1888 г., применимой ко всем нациям. Израильские граждане, корабли и грузовые суда, направляющиеся в или из Израиля, не будут испытывать дискриминационного отношения во всех вопросах, связанных с использованием канала.

2. Стороны рассматривают Тиранский пролив и Акабский залив как международные воды, открытые всем нациям для беспрепятствен-ной и непрекращаемой свободы судоходства и перелетов. Стороны будут уважать право друг друга на судоходство и перелеты для доступа в любую страну через Тиранский пролив и Акабский залив...

…Заключен в Вашингтоне 26 марта 1979 г., на арабском, английском и иврите, каждый текст равно аутентичен. В случае какого-либо расхождения в интерпретации будет преобладать английский текст.

 

 

Мадридская мирная конференция (1991 г.)

Мадридская мирная конференция при участии представителей Государства Израиль, арабских стран и палестинцев проходила с 30 октября по 1 ноября 1991 г. по совместной инициативе США и СССР, с ООН в качестве наблюдателя. Целью конференции было достижение в течение года соглашений о временном урегулировании арабо-израильского конфликта, в частности, соглашений о палестинском самоуправлении, а в течение пяти лет – соглашений о постоянном урегулировании на основе Резолюции № 242 и Резолюции № 338 Совета Безопасности ООН. Конференция не достигла желаемых результатов, но вскоре после неё были начаты тайные двусторонние израильско-палестинские переговоры, приведшие к подписанию соглашений в Осло.

После окончания войны в Персидском заливе (1991 г.), в результате которой от иракской оккупации был освобожден Кувейт, в феврале 1991 г. администрация Дж. Буша начала интенсивную подготовку к арабо-израильским мирным переговорам. В выступлении перед Конгрессом США 6 марта 1991 г. Дж. Буш заявил, что рассматривает окончание войны как открывающее перспективы к заключению мира между Израилем и арабскими странами, «впервые в истории выступившими против общего агрессора». Дж. Буш подчеркнул, что тактика террора не может принести результата и что дипломатия является единственной опцией. За восемь месяцев, начиная с марта 1991 г., регион многократно посещал государственный секретарь США Дж. Бейкер. В рамках этих визитов были выработаны некоторые предварительные условия, в частности, что переговоры будут многосторонними (вопреки желанию Израиля вести переговоры с отдельными арабскими странами в расчёте на более лёгкое их продвижение) и что палестинцев не будет представлять на них Организация освобождения Палестины (в соответствии с требованием Израиля, представители палестинцев были выбраны из числа лиц, регулярно проживающих на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, хотя в реальности делегация поддерживала постоянный контакт с ООП через неофициальный «координационный комитет» в Мадриде, среди шести членов которого были видные деятели ООП Ханан Ашрауи и Фейсал Хусейни, а также идеолог Первой интифады Сари Нусейбе). В этой челночной дипломатии активно участвовал также министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных, в частности, ставший первым главой внешнеполитического ведмоства СССР в истории, посетившим Израиль.

Предполагаемым участникам конференции было разослано приглашение от имени руководства США и СССР. В приглашении говорилось: После крупномасштабных консультаций с арабскими государствами, Израилем и палестинцами, Соединённые Штаты и Советский Союз пришли к выводу о существовании исторической возможности для продвижения к полноценному миру в регионе. Соединённые Штаты и Советский Союз готовы помочь сторонам в достижении справедливого, долгосрочного и всеобъемлющего мирного соглашения с помощью прямых переговоров, основывающихся на Резолюциях 242 и 338 Совета Безопасности ООН, по двум направлениям: между Израилем и арабскими странами и между Израилем и палестинцами... С этой целью [достижение полноценного мира] Соединённые Штаты и Советский Союз приглашают вас на мирную конференцию, которая пройдёт при их совместной поддержке и после которой немедленно начнутся прямые переговоры.

Далее в приглашении указывалось, что представительство на конференции должно быть на уровне министров. Предполагалось, что прямые переговоры должны начаться через четыре дня после начала конференции, а через две недели начнутся многосторонние переговоры о статусе водных ресурсах, проблеме беженцев, экономическом развитии, экологии и других темах, представляющих общий интерес для участников. К участию приглашались Израиль, Иордания, Сирия и Ливан. Палестинцы должны были представлены совместной делегацией с Иорданией. Представитель Европейского Союза должен был стать сопредседателем конференции, на которую также были приглашены представители Египта, ООН и ССАГПЗ (последние два в качестве наблюдателей).

В приглашении было подчёркнуто, что организаторы конференции не уполномочены навязывать её участникам какие-либо решения и что она является подготовительным этапом для двусторонних переговоров, которые за год, как предполагалось, должны привести к промежуточному соглашению о палестинском самоуправлении, а за пять лет к окончательному урегулированию в рамках Резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Приглашение было подписано государственным секретарём США Дж. Бейкером и министром иностранных дел СССР Б. Панкиным.

В первый день конференции с речами выступили: премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес, президент США Джордж Буш, президент СССР Михаил Горбачёв, министр иностранных дел Нидерландов Ханс ван ден Брук, представляющий делегацию Европейского Союза, министр иностранных дел Египта Амр Муса.

Во второй день с речами выступили представители стран-участниц конференции: премьер-министр Израиля Ицхак Шамир, министр иностранных дел Иордании Камель абу Джабер, министр иностранных дел Сирии Фарук Шараа, министр иностранных дел Ливана Фарес Буэз, глава палестинской делегации Хайдар Абдель Шафии.

В третий день конференции председатели делегаций, а также министр иностранных дел Египта, государственный секретарь США, министр иностранных дел СССР и министр иностранных дел Нидерландов выступили с заключительными речами.

Исследователи сходятся в том, что Мадридская мирная конференция, хотя и не принесла прямых практических результатов, имела значение, поскольку именно на ней все стороны фактически согласились с принципом «территории в обмен на мир», заложенном в Резолюциях 242 и 338, в противовес позиции правительства И. Шамира, которую можно охарактеризовать как «мир в обмен на мир», а арабские страны, вслед за Египтом, согласились вести прямые переговоры с Израилем, тем самым признав в еврейском государстве равного партнёра.

После завершения конференции, 3 ноября 1991 г., начались прямые двусторонние переговоры между Израилем и соседними арабскими государствами. В общей сложности в Вашингтоне было проведено свыше 12 раундов переговоров, причём первый из них ушёл на выяснение вопроса о том, должны ли палестинцы быть представлены самостоятельной делегацией; многие из последующих раундов также были посвящены процедурным вопросам и обмену взаимоисключающими меморандумами. Наибольший прогресс был достигнут на израильско-иорданских двусторонних переговорах, завершившихся подписанием мирного договора в 1994 г., уже после заключения соглашений Осло между Израилем и палестинцами.

В январе 1992 г. в Москве начались многосторонние переговоры по ключевым вопросам, касающимся всего региона: водным ресурсам и экологии, проблеме беженцев, контролю за вооружениями, аспектам регионального экономического развития. Каждой темой занимался отдельный международный форум. Многосторонние переговоры, проходившие на различных площадках (Оттава, Вена, Брюссель), продолжались до середины 1993 г. и потом были возобновлены в 2000 г. в новом формате.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.