Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы раннего государства 2 страница




 

1. Принцип разделения властей

2. Принцип концентрации власти и их преобладание в жестких административных структурах государственного управления.

3. Принцип идеологизации власти. В государстве реальная власть сконцентрирована у руководителя кокой либо общественной организации, партии или религиозной организации.

 

4. Принцип преобладания представительной власти.

 

Виды классификации государственного органа.

 

1. По территориальному признаку

 

· Центральные

 

· Местные

 

2. По субъекту формирования

 

· Представительные (формируются путем выборов)

 

· Формируются иным государственными органами

 

3. По характеру компетенции

 

· Общей компетенции

 

· Специальной компетенции

 

4. По порядку государственных полномочий

 

· Коллегиальные

 

· Единоличные

 

5. По формам деятельности

 

· Законодательные

 

· Исполнительные

 

· Контрольные

 

· Надзорные

 

· Судебные

 

Общая характеристика системы государственных органов.

 

1. Система государственных органов представляет собой совокупность взаимосвязанных структур, законодательной, судебной, исполнительной, надзорной органов.

 

2. В зависимости от организации и специфики организации хозяйства в конкретной стране, происходит перераспределение власти между различными структурами государственного аппарата.

 

3. Всем государственным органам присуще обладающими властными полномочиями.

 

· Проявляющиеся в том, что они в праве издавать юридические акты, принимать управленческие решения, давать распоряжения от имени государства.

 

· Государственные органы, обладая правом и возможностью обеспечивать их силой государственного принуждения.

 

4. Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона.

 

Признаки государственных органов.

 

1. Наделены властными полномочиями

 

2. Обладают внутренней структурой, устройством

 

3. Образуются в установленным государством порядке

 

4. Действуют в определенных формах и в пределах, установленных нормами процессуального права.

 

5. Состоят из коллектива людей, редко их одного лица.

 

6. Осуществляет функции государства.

 

Представительные органы государственной власти.

 

К числу представительных органов относятся: законодательные, местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населения страны, действуют от их имени и ответственны перед ними.

 

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства, законодательные органы занимают главенственное положение в механизме государства. Она устанавливает обще обязательные требование, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь, и которые служат законной основой для судебного и прочего законодательства.

 

В Демократическом государстве высший орган это парламент. Парламент может иметь 2 палатную и 1 палатную структуру. (нижнюю и верхнюю)

 

Одно палатные парламенты существуют главным образом в странах с относительно однородным национальным составом населения или небольших территориальных размерах.

 

 

Полномочия парламента

 

1. Осуществляет контроль над использованием власти

 

2. Финансовые полномочия, принимает государственный бюджет.

 

Контроль парламента над исполнительной властью выражается:

 

1. Участие в назначении различных должностных лиц, составляющих исполнительную власть.

 

2. В некоторых странах назначает главу государства (парламентская республика).

 

В государствах с классическим президентским правлением (США) парламент принимает лишь косвенное участие в избрании президента.

 

Местные органы государственной власти.

 

Эти государственные органы имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно территориальных единиц, местные представительные органы (местные органы самоуправления) избираются непосредственно населением административно территориальных единиц, им подведомственны в пределах установленной территории. (предприятия, бюджет, благоустройство, транспорт, водоснабжение, образование, здравоохранение) (короче все местное)

 

Исполнения распоряжений органов государственной власти.

 

Глава Государства.

 

В подавляющем большинстве стран, глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.

 

В конституционной монархии, главой государства, формально считается монарх.

 

В странах с республиканским правлением, главой государства является президент.

 

 

Полномочия президента

 

1. Президент принимает иностранные дипломатические представителей, назначает послов.

 

2. Ратифицирует международные договоры и соглашения.

 

3. Является главнокомандующим вооруженными силами страны.

 

В ряде стран:

 

4. Распустить парламент.

 

5. Прервать сессию или отложить созыв.

 

Наиболее широкие властные полномочия обладает президент в президентской республике.

 

В парламентской республике роль президента скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, т.к. реально ее осуществляет глава правительства.

 

Правительство.

 

Это высший исполнительный и распорядительный орган власти, которая непосредственно осуществляет управление страной. Возглавляемая главой правительства, в состав правительства входят члены правительства возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), а также входят заместители главы правительства и помощники министров.

 

Правительства бывают:

 

· Коалиционные (в их состав входят 2 или более партии)

 

· Однопартийные (только одна партия)

 

Управление на местах, исполнительная власть, осуществляет само выборными органами, либо назначенными центральной властью лицами, или и теми и теми при строгом разграничении их компетенции.

 

Судебные органы государственной власти.

 

Fuck Суд-это государственный орган осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел, в установленном законе данного государства процессуальном порядке. В системе государственной власти, судебная власть выступает главным управленческим механизмом, позволяющим эффективно направлять действующий закон и исполнительную власть в правовые рамки.

 

Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения:

 

· Гражданский

 

· Административный

 

· Военный

 

· Транспортный

 

· И иные суды

 

Будучи независимыми, от других ветвей власти, суд опирается только на закон и только ему подчиняется.

 

 

Прокуратура

 

Функции заключаются в надзоре за соблюдением законов, расследовании преступлений, санкционировании арестов, выступать в судах в качестве государственного обвинителя.

 

По осуществлению судебной власти, прокуратура играет пассивную роль.

 

Однако, ее роль необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

 

Функции государства.

 

1. Понятие функции государства и их классификация

 

2. Внешние и внутренние функции государства.

 

Функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм воздействия на общественные отношения.

 

Существуют признаки функций государства.

 

1. Устойчиво сложившиеся предметы деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни.

 

2. Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующей функции.

 

3. Направление функций государство на выполнение конкретных задач и достижение тех, или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.

 

4. Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

 

В различные исторические периоды приобретает значение те или иные задачи, цели государства, а следовательно различные его функции.

 

Общие черты функций государства.

 

1. Основная масса функций присутствует в том или ином виде в любом государстве, независимо от формации.

 

2. Каждая из функций присущая любому государству, независимо от формы правления и формы государства.

 

Организация правового механизма функций государства.

 

1. Объект функции- это совокупность общественных отношений обладающих определенной спецификой, на которую нацелено воздействие государства в виде своих органов.

 

2. Субъект функции – совокупность государственных органов, в компетенцию которых входит воздействие на конкретную область общественных отношений.

 

3. Нормативно правовая база функций- это совокупность законов и подзаконных нормативно правовых актов, на основе и восполнение которых действует группа государственных органов реализуя ту, или иную функцию государства.

 

Методы осуществления функций государства.

 

1. Правовые

 

· Правотворческая деятельность

 

· Оперативно ________

 

· Правоохранительная деятельность

 

2. Организационные

 

· Организация регламентирующей деятельности

 

· Текущая организационная работа государственных учреждений

 

· Организационная идеологическая деятельность, разъяснительная пропагандистская работа.

 

· Организация экологической деятельности, текущая хозяйственная работа.

Соотношение функций государственных органов и функций государства.

1. Функции государственных органов в отличии от функций государства, не могут непосредственно выражать сущность конкретного государства. Функция государственных органов- раскрывается конкретной деятельностью каждого отдельного звена государственного аппарата в пределах его компетенции. Функции государственных органов, это и конкретные цели и полномочия.

2. Функции государства – это политически-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей, т.е. функции государственных органов- понятие юридическое, и их содержание не вполне объективно. Оно зависит от проявление интеллекта и воли руководителя этих органов и других должностных лиц.

3. Функции государственных органов подчиняются функциям государства их целям и требованиям.

 

Классификация функций.

Классификация- это разделение функций государства на устойчивые группы, в зависимости от избранного критерия разграничения.

1. По сферам деятельности

 

· Внутренние – это функции, реализуемые государственным аппаратом на своей территории.

 

· Внешние- реализуемые государством в отдельных случаях вне своих пределов, всегда во взаимодействии, либо конфедерации с иными государствами, либо другими субъектами международного права.

 

2. По продолжительности действия

 

· Постоянные

 

· Исторически временные

 

3. По социальной значимости

 

· Основные

 

· Второстепенные

 

4. По структуре

 

· Однородные

 

· Собирательные

 

Внутренние функции.

Правоохранительная функция. Это функция охраны общественных отношений, направленных на охрану этих отношений правовыми средствами, в результате которых реализуются юридическая ответственность, обеспечивается организованность и дисциплинированность. Эффективная борьба с преступностью.

Под функции.

 

· Охрана общественного и социального строя

 

· Охрана всех форм собственности

 

· Охрана прав и свобод граждан

 

· Охрана информации

 

· Охрана общественного порядка

 

· Охрана деятельность исправительных учреждений

 

 

Субъекты внутренних функций

 

· Федеральное собрание

 

· Президент

 

· Правительство

 

· МВД

 

· Прокуратура

 

· ФСБ

 

· Таможня

 

Объекты функций.

Это совокупность общественных отношений в сфере обеспечения, которой действуют правоохранительные органы.

Другие внутренние функции.

 

· Судебная функция

 

· Хозяйственно организационная

 

· Финансовая и фискальная

 

· Воспитательная или идеологическая

 

· Социальная

 

· Экологическая

 

· Научно просветительская

 

· Информационная

 

 

Внешние функции.

 

· Охрана границ

 

· Ведение захватнических воин

 

· Колонизация других территорий

 

· Международная торговля

 

· Функции поддержания международных отношений и сотрудничества.

 

· Освоение и заселение новых территорий

 

· Финансовые войны

 

Внешние функции государства – это деятельность государства направленные на обеспечение национальных интересов за ее пределами, создание условий на международной арене, успешная деятельность государства.

 

В современных условиях наибольшее значение приобретают следующие функции:

 

· Поддержание мира и коллективной безопасности

 

· Наказание агрессора

 

· Функции безвозмездной помощи

 

· Функция сотрудничества в области науки, культуры, политики, просвещения.

 

Субъекты внешних функций.

 

· Федеральное собрание

 

· Президент

 

· Правительство

 

· Министерство обороны

 

· ФСК

 

· И другие органы осуществляющие деятельность за пределами государства.

 

Объекты функций.

Совокупность общественных отношений в сфере обеспечения которых действуют органы осуществляющие данные функции.

 

Лекция №5

 

Понятие и структура норм права.

 

1. Понятие нормы права, и ее основные признаки.

 

2. Структура правовой нормы

 

3. Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта.

 

4. Виды правовой нормы.

 

Литература:

Байкин, Бабаев «Нормы советского права»

 

Норма право- это обще обязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащая дозволение либо запрещение, предоставляющая юридические права, либо возлагающая юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечиваемые правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

 

Основные признаки правовой нормы.

 

· Правовая нормы, обще обязательная норма поведения.

 

· Устанавливается или санкционируется государством (властное веление)

 

· Предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность.

 

· Охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций. Однако норма право охраняется и другими нормами социального регулирования. (Мораль, религия, обычай)

 

· Норма права отражает наиболее значимые для общества, общественных отношений. Отношение власти, безопасность, материальное, семейное.

 

· Норма права четкая научно обоснованная

 

· Дозволение или запрет

 

· Элемент единого национального права

 

· отлично сформулированное определение (т.е. четко сформулированное и закрепленное в законе)

 

· это результат проявления коллективной воли законодателей

 

· результат политического компромисса различных социальных институтов

 

· блок управляемой информации.

 

Структура правовой нормы

 

Нормы права по критериям внутренней структуры делятся на две группы

 

1. Отправные (учредительные нормы)

 

2. Нормы правил поведения

 

Отправные нормы

 

Это нормы, которые путем словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо путем полного определения (дефиниции) закрепляет в законе правовые понятия, правовые нормы.

 

Нормы правового поведения- это все остальные кроме учредительных, которые как правило, устанавливают правила поведения людей и ответственность за их не исполнение.

 

Правовая норма обладает особенностью

 

· Размещается на различных источниках

 

· Не всегда имеют установленную структуру.

 

Чтобы выявить какое-нибудь правило, надо собрать одну собирательную норму, любая норма права подразделяется на:

 

· Гипотеза

 

· Диспозиция

 

· Санкция

 

Гипотеза- элемент правовой нормы которая указывает, при каких условиях мы обязаны руководствоваться данным правилом. Та часть нормы, которая указывает на условие его действия, элемент юридической нормы, указывает на жизненные обстоятельства, при которых реализуется диспозиция.

 

Диспозиция- элемент правовой нормы, указывающий каким должно, или может быть поведение лица при наличии условий предусматривающих гипотезой. Это правило поведения.

 

Санкция-это завершающий элемент правовой нормы, в котором устанавливается, какие меры государственного принуждения применяются к нарушившему требования правовой нормы. Это часть нормы, указывает на меры применения, при ее не соблюдении.

 

Если (гипотеза) - то (диспозиция) - а в противном случае (санкция)

 

Санкции бывают:

 

· Уголовно правовые (штраф, лишение свободы)

 

· Административно правовые (штраф, лишение прав)

 

· Гражданско-правовые (пени)

 

Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Нормы уголовного права состоят из диспозиций и санкций.

 

Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта.

 

Статья нормативно правового акта- это форма выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно правовых актов.

 

Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов.

 

· Прямой

 

· Отсылочный

 

· Бланкетный

 

Прямой- когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.

 

Отсылочный- когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.

 

Бланкетный- это такой способ когда в статье нормативно правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.

 

Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта.

 

· Норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части уголовного кодекса)

 

· Нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и то гоже нормативного акта или же другого нормативного акта.

 

· В одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.

 

Виды правовых норм.

 

1. Отраслевой признак.

 

· Правовая норма конституционного права

 

· Административного права

 

· Финансового права

 

· Земельного права

 

· Сельскохозяйственного права

 

· Трудовое право

 

· Гражданское право

 

· Семейное право

 

· Уголовное право

 

· Уголовно исполнительное

 

· Уголовно процессуальное

 

· Гражданско-процессуальное

 

· Международное

 

2. В зависимости от выполняемой функции.

 

· Регулятивные Предписание, которых непосредственно направленно на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности.

 

· Охранительные. Нормы направленные установление и регулирование мер юридической ответственности.

 

Виды регулятивных норм

 

· Обязывающие

 

· Запрещающие

 

· Которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода.

 

· Управомачивающие (устанавливают права с положительным содержанием)

 

3. По характеру обязательств

 

· Императивные (которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений)

 

· Диспозитивные. Это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения.

 

4. По степени определенности.

 

· Абсолютно определенные. Это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте.

 

· Относительно определенные. Которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы.

 

· Альтернативные.

 

Нормативно правовой акт как источник права.

 

1. Понятие нормативно правового акта и его признаки

 

2. Вида нормативно правовых актов в РФ и их систематизация

 

3. Порядок опубликования

 

В РФ нормативно правовые акты являются основными источниками права.

 

Нормативно правовой акт- это надлежащим образом документально оформленная воля государства, его органов и отдельных компетентных должностных лиц, выступает в качестве носителя нормы права.

 

Нормативно правовой акт - акт права творчества, устанавливающий, отменяющий, изменяющий правовую норму.

 

Признаки нормативно правового акта

 

· Является внешней формой существования правовой нормы

 

· Нормативно правовой акт присуще выражен в соответствующим документам виде, обязательное соблюдение формы и реквизитов

 

· Нормативно правовой акт обладает волевым характером, фиксирует волю государства ил отдельного лица.

 

· Нормативно правовой акт как источник права, в качестве инструмента, средство воздействия на правовую систему, она является одним из необходимых условий правового регулирования, средство донесения воли от законодателей к исполнителям.

 

· Нормативно правовым актам должны быть присущи: четкость и понятность, без дополнительных толкований.

 

· Законность Нормативно правового акта обеспечивает точное соблюдение процедуры их принятия.

 

· Законом может быть только нормативно правовой акт принятый в пределах компетенции соответствующего органа.

 

· Нормативно правовой акт может быть издан только правотворческим органом.

 

· Комплексный нормативно правовой акт, затрагивающий меж ведомственные интересы может быть принят только процедурой согласования.

 

· Все нормативно правовые акты должны пройти опубликование и регистрацию в министерстве юстиции.

 

· Нормативно правовой акт содержит правило поведения общего характера. Они распространяются либо на неограниченный круг лиц, либо на широкий и рассчитаны на многократное применение.

 

Вида Нормативно правовых актов.

 

1. От их юридической силы

 

· Конституции

 

· Законы

 

· Подзаконные акты

 

Конституция-это принятый в особом порядке законодательный акт высшей юридической силы, закрепляющий наиболее значимые особенности политики государства, правового и экономического устройства конкретного государства. Содержит базовые ориентиры для правотворческих органов всех уровней. Дополнение и изменение к конституции вносится также в особом порядке.

 

Законы - это законодательные акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.

 

 

Признаки законов.

 

· Их издание входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти, либо референдум

 

· Посредством их издания регулируются важные, устойчивые общественные отношения.

 

· Закон - первичный акт. В нем содержаться юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы.

 

· Закон обладает высшей юридической силой

 

· Закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.

 

Законы бывают

 

· Конституционные

 

· Текущие

 

Конституционные - это закон, принятый парламентом конкретного государства, в особом предусмотренным специальным законом порядке способом. Правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий общую государственную форму, обладающей высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет конституция РФ, это законы о порядке деятельности правительственных, судебной системе, конституционного суда, всего их 14.

 

Текущие - принимают но основе и во исполнении конституционных законов, состоит текущее законодательство и регулирует различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.

 

 

Стадии принятия закона.

 

· Законодательная инициатива

 

· Проект

 

· Обсуждение

 

· Принятие

 

· Опубликование

 

Подзаконные акты.

 

Это нормативно правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов, на них основаны и им не противоречат.

 

Виды подзаконных правовых актов.

 

· Распоряжения президента

 

· Указы президента

 

Нормативные указы, носят обще обязательные и вели тельный характер.

 

Правоприменительный указы носят индивидуальный, разовый характер, и применяется к конкретному вопросу управления.

 

· Постановление и распоряжение правительства

 

· Приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств

 

· Инструкции ЦБ

 

· Постановления правительства, субъектов федерации

 

· Распоряжения Мэров и губернаторов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.265 сек.