Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаний и умений учащихся




ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОВЕРКИ

I. В методической литературе форма педагогическая - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. [6] Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют следующие формы проверки деятельности учеников: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству школьников, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы. Индивидуальная проверка отнимает много времени на уроке, в этом ее недостаток.

Групповая форма - предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполняли работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться “огульной” оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Школьникам обеспечивается одновременное продвижение в учении. Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу учитель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, без искажений усвоили новую тему. Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае — даже всех учащихся класса активной работой являются достоинствами фронтального опроса. Его недостаток выражается в том, что, во-первых, ученики не успевают дать развернутый ответ на каждый вопрос, ответы каждого как бы фрагментарны, мозаичны и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивают ученику цельную картину опрашиваемого и проверяемого материала. В виду фрагментарности ответов после беглого опроса учитель делает обобщение по теме. Другой недостаток такого опроса: учитель не успевает основательно выявить качество знаний ни одного отдельного ученика; он может сказать, что такие-то ученики были активны или пассивны, а какова широта и глубина знаний конкретного ученика по данной теме? Для объективной оценки усвоения беглый опрос не дает достаточной информации.

Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

II. Методы проверки знаний и умений учащихся - это способы деятельности преподавателя и учеников, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками.[7] По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие две большие группы:

1) Традиционные: устные (беседа по теме, рассказ у доски, опрос, устное тестирование); письменные (составление плана, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы, тесты)

2) Нетрадиционные: составление и отгадывание кроссвордов; коллективный способ проверки знаний (игра – путешествие); викторины, смотр знаний, сознание компьютерных презентаций.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах проверки знаний и умений учащихся.

 

 

§3. ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ:

Основным, но не единственным методом проверки знаний по истории и обществознанию является опрос. Систематически проводимый опрос служит для школьников одним из стимулов регулярной самостоятельной работы по предметам, воспитывает сознание ответственности за учебную работу, отрабатывает привычку к систематическим занятиям. В ходе регулярного опроса на уроке происходит не только проверка знаний, но и их дальнейшее пополнение и углубление, уточнение и систематизация, закрепление и выработка умения применять. Опрос по истории и обществознанию является обучающим, одним из важных моментов в усвоении знаний, в раскрытии связей между историческими явлениями, в усвоении исторических и обществоведческих понятий и закономерностей. В ходе опроса осуществляется развитие речи и мышления учащихся. Наконец данные опроса (и устного, и письменного) позволяют учителю проверить результаты не только самостоятельной работы учащихся, но и своей собственной деятельности, следовательно, дают возможность устранить ошибки и недоработки, повышать научный уровень преподавания и методическое мастерство.

I. Устный опрос (устные методы проверки знаний и умений учащихся): является основным методом проверки знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах: 1) во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это - обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывания текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценить ответы учащихся на местах. в случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывает учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома можно держать раскрытой 2) вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя, таким образом, знания и активность каждого. После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае учащемуся лучше подойти к учительскому столу (или к доске, к карте, к картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия школьников; 3) прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонился от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов). Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировки, которые могут озадачить детей. Например, вместо «страшных» слов: «Занятия и образ жизни древних людей», лучше спросить: «Расскажите, как жили древнейшие люди и чем они занимались». Очень помогают построить рассказ вспомогательные вопросы, представляющие как бы план маленького рассказа: чем они питались? Как добывали себе пищу? Какие орудия труда у них были? Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. В 5 классе он дается учителем, но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса. [8]

Основу устного контроля составляет рассказ учащегося и вопросно-ответная форма собеседования. Существует несколько типов рассказа учащегося: рассказ всей темы одним учеником, рассказ части темы рассказ по цепочке и разбор рассказа ученика.

1) Рассказ всей темы одним учеником: позволяет проверить знания всех составных элементов материала: фактов, дат, имен, терминов, названий и т.д. Такой рассказ предъявляет высокие требования к памяти и мышлению, так же требует высокого развития уровня речи, при этом содействует её развитию. 2) Рассказ части темы: для проверки усвоения знаний не обязателен полный законченный рассказ темы, вполне возможен рассказ части темы. Иногда этот прием учителю дает большее понимание об усвоении учеником данного материала, чем опрос целой темы, поскольку при рассказе отдельной темы ученику приходиться изучать материал более тщательно и глубинно. 3) Рассказ по цепочке: для рассказа по цепочке целесообразно вызвать к столу учителя 3-4 учеников, тогда каждому из них придется изложить значительную часть материала. Так же можно по цепочке с места спрашивать учащегося, охватив проверкой 10-15 человек. Такой прием дает положительные результаты при правильном учете характера изучаемого материала и способностей учащихся. Его легко применять, когда требуется заучивание материала, текста. Рассказ по цепочке возможен при использовании любого текста, но главным образом в классах выше среднего уровня развития. Прием приучает к механическому заучиванию текста и если нарушив последовательность изложения учебника, школьник переходит к творческому рассказу, то слабоуспевающие учащиеся будут затрудняться с продолжением рассказа. Данный прием укрепляет дисциплину, воспитывает внимание, требует прочного и твердого изложения, развивает умение подхватывать материал. 4) Ещё одним приемом спрашивания, является разбор рассказа ученика. Он в свою очередь тоже делиться на несколько вариантов. Первый вариант, когда замечания по ответу ученика делает только учитель, без участия учащихся. Применяется этот прием тогда, когда учащимся сложно разобраться в учебном материале. Учитель дает образец того, как надо анализировать ответы, как следует исправлять и дополнять. Такой прием, как показывает опыт, стимулирует творческий характер ответов школьников. Но разбор только учителем, если его часто применять, ведет к тому,что ученики меньше слушают учителя, рассеивается внимание учеников на уроке при ответе выступающего. Поэтому целесообразней, на уроке, при разборе ответа следует привлекать весь класс, а учителю делать заключение. Выступление с замечаниями представляет собой огромную работу по развитию логических способностей у учащихся, поскольку не каждому школьнику, даже внимательно слушающему, легко сделать выводы о правильности или не правильности ответа или дополнить ответ. Вторым приемом можно назвать выявление у кого из учащихся, какое количество замечаний имеется. При этом учитель поочерёдно должен спрашивать у класса. У кого только одно замечание по данному выступлению, у кого два, у кого три. Важно то, у кого из учеников появиться большее количество замечаний по ответу выступившего. Благодаря этому учитель может извлечь пользу об усвоении материала каждым из учеников, кто из учащихся работал хорошо, а кто плохо. Но указанный прием может применяться только в том случае, если усвоен весь материал учебника самым полным образом. Главное значение такого разбора является то, что в нем сочетается глубокая проверка знаний вызванного, массовая проверка подготовки всего класса и учебная работа над глубиной, полнотой, фундаментальностью знаний. Он прекрасно воспитывает внимание, дисциплину, речь, учит анализу и самоанализу, учит внимательно работать над книгой. Само же исправление являться результатом сложной мыслительной деятельности со многими логическими операциями, которые мы назовем анализом ответа. Применение подобных приемов оказывает развивающее обучающее воздействие на учащихся. Рассказ как прием может применяться, как прием проверки может применяться в любых условиях. Но есть некоторые моменты, которые делаю его более или менее целесообразным. Непозволительное огромное количество времени для учителя на уроке, при рассказе материала и дальнейший разбор выступления. Или части текста учебника подлежащие сокращению, при рассказе этого сокращения не получиться. Если же необходимо нарисовать историческое событие, дать полную картину фактов и событий, воспроизвести картину целостно, без дробления на части, то в этом случае прием рассказа будет наиболее целесообразен из всех приемов. Учить класс сложному анализу лучше всего на разборе рассказа, поскольку он представляет наибольшие возможности для активного и всестороннего развития речи, а выбор приема должен определяться совокупностью обстоятельств.

Вопрос: как и рассказ, является одним из способов проверки знаний и составляет основу устного опроса. Формы вопросов очень разнообразны. Вопросы могут носить форму фронтального опроса, или опроса каждого ученика в отдельности. В практике преподавания встречаются следующие варианты приема: 1) Вопросы, требующие развернутого ответа, например: " Каковы причины возникновения движения декабристов? " или «Что такое семья?[9] Ответ на такие вопросы напоминает рассказ части темы, с той разницей, что направление ответа в большей или меньшей мере определяется вопросом. 2) Вопрос поможет представляться как приемом самостоятельным, так и приемом вспомогательным, в случае, когда он направляется на дополнительное выяснения материала. Вспомогательные дополнительные вопросы помогают уточнить знания учащихся и восполнить какие-то пробелы в ответах. Ответ на вопрос можно потребовать у отдельного ученика путем вызова его к доске, либо опросить класс о подготовленности по данной теме и затем вызвать из тех кто готов. При сочетании всех этих вариантов приема вопросов может иметь и в отношении всех элементов учебного материала. Прием вопросов, впрочем как и рассказ может использоваться при изучении любого материала и при решении любых педагогических задач, однако при этом в одних условиях он более, а в других менее целесообразен. Если времени для проверки достаточно мало, то целесообразней использовать прием вопросов. Если материал достаточно обширен и велик, а времени на опрос материала по этой теме тоже нет, то лучше всего использовать прием вопросов. Но вопросы крайне не приемлемы и неприемлемы для передачи эмоционального, образного материала. Вопрос для небольшого ответа либо как самостоятельный, либо как дополнительный применяется в том случае, если учитель считает нужным особо обратить внимание на какие-либо факты, подчеркнуть, выделить их, закрепить их в памяти, оценить их явления, подчеркнуть причинно-следственные связи.

Вопросы как ни один другой прием, дают возможность с наименьшей затратой времен вести самую разнообразную работу по развитию работы учащихся. Ни один другой прием не является таким гибким как спрашивание путем задавания вопросов. Они могут учить находить различие и сходство, отбирать факты для доказательства положения, обобщать факты, находить факты, подтверждающие правило, учить аргументировать, приводить сравнение, находить причину явления. В вопросы может быть вложена целая гамма оттенков значений, направленная на развитие и проверку логических способностей учащихся. Вопросы могут быть разноориентирующие, направленные, наводящие, подсказывающие. При вопросах учитель полностью планирует логическую работу и легко управляет ей. Но это означает некоторое снижение инициативы ученика. Ученик при ответе не может самостоятельно планировать изложение большой темы. Поэтому очень важно, чтобы вопросы были глубоко продуманны, не содержали ничего случайного и обучали логике изложения. Прием вопросов лучше, чем любой другой прием содействует развитию деловой, логической речи, приучает к краткой и точной формулировке. Влияние приема на дисциплину в классе двоякое. С одной стороны необходима строгая дисциплина и организованность, а с другой стороны он позволяет легко подсказывать ответы. На подготовку домашнего задания различные варианты приема оказывают различное влияние. Если вопрос, ответы на которые нужно подготовить дома, составлены на использования материала учебника, то учащиеся, как правило, отвечая на вопросы, упускают важные аспекты не затронутые в вопросах. Если вопросы составлены на основе полного изучения материала учебника по данной теме, то это обеспечивает серьёзную «фундаментальную» работу ученика над вопросами дома. Например, ответ на вопрос «Укажите причины поражения июньского восстания 1848 года в Париже. При ответе учеником будет использован весь фактический материал. Успех приема зависит и от посильности вопросов, их правильный системы, предусматривающей, в частности, постепенность их усложнения, «лестницу трудности». Учащиеся, привыкшие к заучиванию материала, но недостаточно осознающие, при проверке вопросами значительно лучше усваивают причинно-следственные связи и всё содержание урока, приучаются его продумывать. Вопрос в отличие от рассказа предъявляет меньше требований к памяти учащихся, поэтому запись замечаний учащимися здесь необязательна.

II. Письменный опрос: (письменная проверка знаний и умений учащихся):в письменной работе перед учеником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их применить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое применение методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень владения письменной речью, умение логично и адекватно выстраивать и излагать текст, давать собственную оценку проблеме и т.д.

Основу письменного контроля составляют: умения составить план задания на доске и его разбор, таблицу, графические задачи контрольные работы и тесты.

Состаление плана: В отличие от рассказа и вопросов план имеет не широкое, а ограниченное педагогическое назначение. Кратко и в основном его можно охарактеризовать как работу над логикой большого изложения. В практике работы применяются следующие варианты приема. Самая простая форма работы с планом-попросить ученика перед рассказом написать несколько положений, которые он считает главными. Можно попросить одного из учащихся записать план, составленный дома, с тем, чтобы остальные учащиеся проверили в тетрадях свои планы и сделали замечания. Но это целесообразно лишь в отношении кратких планов (3-5 пунктов), а более значительные трудно запомнить, а следовательно, и разбирать. Поэтому их следует писать на доске, в том, что он представляет собой наглядное пособие. План может быть кратким и развернутым, и каждый из них – либо схематическим, либо конкретным. Схематический план учит логической схеме в ответ, что имеет громадное значение для определенной ступени развития, но эта схема не свидетельствует о знаниях: ученики иногда пишут «причиной войны», а конкретного их содержания не знают. Особенность развернутого плана в том, что он дает схему изложения, отвечая на неё, освещая коренные вопросы, и сообщает значительный фактический материал. Он позволяет судить о богатстве и полноте знаний. Составление такого плана дет возможность экономно во времени и в наглядной форме охватить очень большой материал. Но этот план уже перегружен, он напоминает конспект. План может быть составлен учителем. Либо самими учащимися, В последнем случае его можно спрашивать как после предварительного задания, подготовить его дома, так и без предварительной подготовки, неожиданно. В первом случае выявляется заучивание, а во втором - умение его составить. План, предварительно подготовленный дома, как правило, более продуман, свидетельствует о максимуме, на который способен учащийся, но учитель трудно становить, насколько самостоятельно работал ученик. План, подготовленный в классе, без дополнительной подготовки, гарантирует самостоятельную работу, выявляет и развивает умение составлять планы, быстроту мышления. Но качество таких планов обычно ниже, а поправок к ним больше. План не охватывает всех элементов учебного материала, он позволяет работать лишь над основой, костяком учебного материала, логикой изложения приема вопросов - раскрытие глубины, многообразия и внутренней обусловленности логических цепей, подчеркивание фактов, то основное назначение плана- содействовать овладеванию темой в целом; учить правильно начать изложение, отобрать для него самое необходимое существенные факты, признаки, связи, последовательно, в соответствии с поставленной задачей разместить их и пропорционально осветить, закончить изложение оценкой явления и т.д. План содействует особого типа, письменной речи-предварительно краткой, особо выразительной, обобщающей большое содержание. Составление небольшого конкретного плана требует умеренного или даже небольшого напряжения памяти, а составление развернутого плана столь же значительно, как и рассказ. Небольшой план обеспечивает довольно прочное запоминание материала. На подготовку домашнего задания прием влияет различно. Самостоятельное составление учеником конкретного плана заставляет учить все элементы материала. Но иногда заранее продиктованный план учителя приводит к заучиванию отдельных пунктов плана, а не к пониманию содержания нового материала. Но при умелой работе с планами у учащихся вырабатывается правильный стиль подготовки к урокам. Он особенно важен в тех случаях когда приходиться объединять объяснения учителя и текст учебника или текст учебника или материал книги, статью. Учащиеся сначала намечают схему изложения, затем выделяют основное содержание, и наконец, заучивают материал. Составление плана превращается в один из инструментов овладения знаниями. При неправильном использовании приема создается такой стиль работы, когда ученик необоснованно, несерьёзно выбирает отдельные, часто второстепенные факты и исключает или почти исключает значительную часть остального учебного материала. Очень важно мотивировать именно план составляется так, а не иначе, почему принята та или иная формулировка и какие конкретные факты за ней стоят. Составление плана мало улучшает знания учащихся, привыкших схватывать отдельные положение, схематизировать и существенно улучшает знание и развитие учащихся, тщательно заучивающих материал. Спрашивание приемом составление плана может проводиться по любому материалу. Но целесообразно спрашивать на уроке краткого устного изложения плана. Проверять знания путем составления плана на доске, особенно когда материал объемен и сложен. Очень важно лишь постепенно усложнять планы идя от простых к сложным. Организация опросов может быть двух типов: 1)Как вызванный к доске учащийся так и весь класс составляет план 2) Учащийся у доски составляет план, в классе в это время проводиться спрашивание другим приемом, а затем разбирается план. План разбирается примерно так же как и рассказ, а поскольку план это своеобразное наглядное пособие, нет необходимости записывать замечания, особенно в тех случаях, когда каждый учащийся составил план. При разборе плана логическая работа часто играет преобладающую роль и затрудняет учащихся больше, чем замечания по существу. Замечания по плану в ходе его составления сильно влияют на всю композицию плана. Снижают или даже сводят на нет самостоятельность ответа. Вот почему от замечаний следует воздержаться, за исключением таких ошибок, за которыми следует отклонение от существа темы, обесценивающее всю последующую часть плана. Когда план составляется и учеником и вызванным одновременно к доске и всеми учащимися, очень важно руководить классом, поддерживать дисциплину. Лучший прием при этом-проходить по рядам, просматривать сделанное, давать необходимые указания. Это помогает дальнейшем лучше руководить разбором. Спрашивания путем составления плана помогает делению и прочному закреплению главного, овладению логикой построения большого ответа, но не обеспечивает достаточной конкретности, полноты знаний, порождает элементы схематизма.

Составление таблицы и её разбор: Прием таблицы имеет ограниченное педагогическое назначение, более узкое. Чем составление плана. Материал удобный для использования этого приема не так часто. Это важные события и явления, усвоение которых требует четкого знания хронологи. Составление таблиц какого либо события направленно на запоминание фактического материала. Ко вторым типам таблиц относяться таблицы, где задача прочного запоминания сочетается с глубоким анализом логических связей, где сама форма ответа помогает раскрытию и уяснению сущности явления. Примером может служить таблица» Взгляды декабристов». Таблиц нельзя использовать при изучении описательного, особенно эмоционального материала. Самостоятельное изучение таблиц требует группировки фактов, размещение событий во времени. Развивает у учащихся умение:-отбирать материал, минимально необходимый для правильно характеристики событий, явлений; - размещать материал в определенном порядке; -излагать или самой краткой и содержательной речью. Таблицы второго типа направлены на раскрытие существа явления, требуют более сложных логических операций. Например: для овладения таблицей «Взгляды декабристов», учащийся должен:1)выделить то основное, что характеризует «Русскую Правду» и «Конституцию» Никиты Муравьева; 2)Сравнить содержание документов. Сравнение в свою очередь требует: - выделить сопоставимые вопросы, отражающие существо данных документов; - по этим вопросам составить суждения о различии и общности взглядов, изложенных в каждом документе; - на этой основе оценить взгляды Пестеля и Н Муравьева. Кроме того следует записать текст и разработать графическую форму таблицы. Таким образом. Назначение данной таблицы состоит в побуждении учащегося к глубокой, раскрывающей сущность явления логической работе, связанной с особой, мнемонической формой изложения. Прием обеспечивает очень прочное запоминание, развивает память. Хорошо развивает особый тип письменной речи, краткой, выразительной, подчеркивающей общее и различное, легко запоминающееся. Работа с таблицей может быть разнообразной: 1) Учитель диктует таблицу и учащимся при проверке остается лишь воспроизвести её. 2) Учитель сообщает лишь вопросы рубрики, руководствуясь которыми, учащиеся должны их самостоятельно их заполнить. 3) Учащиеся полностью самостоятельно выполняют задание, таблиц может быть задан для подготовки дома или составляться в классе. Размер и сложность таблиц весьма различна. Влияние приема на подготовку домашних заданий содержит и положительные и отрцательные черты. Текст таблицы обычно хорошо и прочно выучивается. Но если учащиеся привыкают к тому, что опрос ограничивается только текстом таблиц, то они перестают учить материал выходящих за эти рамки. Поэтому следует применять вопросы, требующие знания, не вошедшего в таблицу. Прием хорошо помогает учащимся, привыкшим к заучиванию материала, сознательно усваивать знания, но он мало улучшает знания и не воспитывает трудолюбия у учащихся, легко схватывающих основное и не работающим тщательно над усвоением всех необходимых фактов. Составление таблицы вызывает большой интерес у учащихся и приводит в оживление весь класс. Прием обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала, хорошо развивает многие логические способности, но не обеспечивает целостного усвоения событий и порождает элементы схематизма.

Графические задачи: начертить схему управление в древних Афинах, нанести на контурную карту границы, торговые пути, военные походы. Такие задания могут быть предметом фронтальной проверки класса или выполняются на классной доске учащимися вызванным для ответа.[10]

Письменные контрольные работы: Контрольные работы – весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Суть метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. Контрольная работа носит письменный характер. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения. Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования каких бы то ни было источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся. Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных самими учащимися источников. Второй способ соответствует подотчетной лабораторной работе. Это значит, что общая тема контрольной работы сообщается учащимся за 1-2 недели. За это время они анализируют список литературы по теме и выбирают соответствующие источники. Вопросы же контрольной работы сообщаются учителем в начале урока. На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач. Одной из популярных форм контрольных работ по истории и обществознанию является написание сочинения-эссе. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Несмотря на абсолютно свободную форму изложения, можно предположить, что общими параметрами качества эссе будут: 1) понимание учащимися главной мысли задания и развитие ее в своей творческой работе. 2) количество и качество аргументов в защиту определенной точки зрения. 3) ясное выражение собственной позиции или отношения к проблеме. 4) круг источников информации, использованных в эссе, для обоснования своих рассуждений. 5)целостность, логичность и завершенность работы; 6) оригинальность стиля, языка и формы изложения. Сочинения даются учителем либо на уроке, либо в качестве домашнего задания учащимся.[11]

Тесты: Тестирование - это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по истории. Тест - это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Отвечая на вопросы тестов, можно узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по отечественной истории. Основные требования, предъявляемые к тестам – это надежность, объективность и валидность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежность включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения (качества) тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя. Использование такого вида работы, как тестирование, поможет совершить невозможное - осуществить тотальный опрос учащихся по самым разным проблемам и превратить этот процесс не в «шоковую терапию» экзамена, а в интересную игру. Существует множество видов тестов, которые можно использовать при проверке знаний и умений учащихся на уроках истории и обществознания. Приведем примеры некоторых из них: 1) Тесты с несколькими вариантами ответов- самые традиционные в обучении истории. Они универсальны, так как позволяют проверить знание учениками всех структурных компонентов учебного материала. Такой тест состоит из: а) из основной части которая содержит утверждение или вопрос и б) из нескольких возможных вариантов ответов, среди которых ученику нужно указать правильный. 2) Альтернативные задания: обычно содержат некоторые утверждения которые ученик должен оценить как истинные или ложные. С помощью альтернативных заданий можно провести очень подробную проверку знаний учащихся, включая главные теоритические положения, а также второстепенные детали и подробности. Такие тесты эффективны при первоначальной проверке и первичном повторении нового материала. 3) Тесты на восстановления соответствия. В заданиях ученикам предлагается соотнести элементы 2-3 списков. Здесь тоже можно проверить информативность школьников, включив в задания топографические, картографические, событийные и теоритические сведения. 4) Тесты на исключение лишнего: школьнику предлагается список исторических дат, имен, событий, явлений, а он должен найти общие закономерности между элементами списка и сделать вывод об их общности или различии. 5) Тесты на аналогию: могут быть созданы на любом практическом материале и выявляют умения школьников, сопоставляя факты, определить характер их связей и отношений. Однако это основной вид текстов – самый редкий в школьной практике обучения. Итак, арсенал тестов, которые можно использовать в обучении истории, оказывается довольно большим и разнообразным. Они позволяют не только проверять уровень элементарных познавательных умений школьников, но и быть приемлемыми на каждом этапе обучения, гарантировать максимально объективную оценку качеств работы, сэкономить время учителя, но и провести анализ подготовки учащихся по конкурентным темам и вопросам, разделам и курсам школьной истории и обществознанию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.