Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей




Возрастающая частота врожденных аномалий развития и заболеваний органов зрения к началу 60-ых годов ХХ века.

Дети, страдающие амблиопией и косоглазием

Слабовидящие - дети, острота зрения которых находится в пределах 0,05-0,4 при применении коррекции обычными очками или линзами.

Нарушения зрения у детей, причины и классификация.

Слепые (незрячие) дети (с остротой остаточного зрения до 0,04 на лучше видящем глазу, а также с сужением полей зрения (до10-15 градусов) при более высокой остроте зрения).:

n тотальная слепота;

n слепота с сохранным светоощущением;

n слепота с остаточным зрением.

n Обучение таких людей осуществляется на основе слуха и осязания, с использованием системы Брайля.

n Эти дети обучаются на основе зрительного восприятия.

n слепых

n с ослабленным зрением, к последним относят всех, кто в той или иной степени использует зрение в процессе обучения и повседневной жизни.

n как результат вирусных заболеваний матери во время беременности или заражение токсоплазмозом в начале беременности

n рост удельного веса в происхождении слепоты различных генетических факторов

n увеличение числа детей, появившихся на свет глубоко недоношенными

формированию совместного со взрослым внимания к окружающему и нормальному взаимодействию ребенка и родителей

развитию подражания

овладению невербальными средствами общения (мимика, глазной контакт, естественные жесты)

развитию психической активности

n фрагментарность

n схематизм

n низкий уровень обобщенности

n вербализм

n Своеобразие протекания процессов памяти объясняют меньшими возможностями для повторного восприятия материала и недостаточной значимостью объектов и понятий их обозначающих, о которых слепые могут получить только вербальные знания

n Представления — это образы, запечатлевшиеся в памяти в резуль­тате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возника­ющие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на орга­ны чувств.

n Представления являются более высокой ступенью отражения, не­жели образы восприятия, так как в представлении, по словам И. М. Сече­нова, “совмещается все, что человек знает о предмете”. Будучи нагляд­ным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризует­ся высоким уровнем обобщенности. Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к мышлению.

n Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полнос­тью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отра­жаются и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Таким образом, первой характерной осо­бенностью представлений слепых и слабовидящих является резкое су­жение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуци­рования зрительных образов. Помимо сокращения количества, представления слепых и слабо­видящих отличаются от чувственных образов памяти зрячих и качествен­но. Характерными особенностями их представления являются фрагмен­тарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм.

n Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и сла­бовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В резуль­тате образ лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объекту.

n Фрагментарность представлений лиц с дефектами зрения отчетли­во проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. В репродуциро­ванных представлениях у слепых и слабовидящих зачастую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали.

n В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зри­тельного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сук­цессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере пре­одолеваются благодаря работе мышления, а”также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

n Схематизм, так же как и фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схе­матизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании обра­зов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных.

n Однако, направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки об­следования, можно преодолеть схематизм их представлений и тем са­мым способствовать более полному и точному отражению объективной действительности.

n С перечисленными особенностями представлений при сужении сфе­ры чувственного познания тесно связана и недостаточная обобщенность образов памяти слепых и слабовидящих. Очевидно, что процесс обоб­щения, выделения существенных, характерных свойств, деталей, их взаимоотношений и абстрагирования их от случайных находится в зави­симости от полноты отражения и чувственного сенсорного опыта. Выпа­дение же большого числа зачастую наиболее значимых объектов, их де­талей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опытпрепятствуют образованию общих представлений, в которых отобража­ются наиболее существенные свойства и признаки предмета.

n …Под вербализмом представлений понимается нарушение соот­ношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.

n Разумеется, качественные и количественные изменения, наблюда­ющиеся при патологических нарушениях деятельности зрительного ана­лизатора, не могут изменить самой природы и характера представлений. Фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность и вербализм, узость круга образов памяти слепых и слабовидящих в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации, и возникающие у них пред­ставления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир.

n Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на саму сущность процесса формирования представлений — на переход от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного ко все более полному, обобщенному, адекватному образу. Представления в условиях сужения сенсорной сферы за счет полного или частичного выпадения зритель­ных функций проходят в своем развитии и сохранении те же самые фазы, что и в норме. Процесс формирования представлений при слепоте и слабовидении, подчиняясь общим закономерностям, в то же время имеет свои характерные особенности и отличается от нормы прежде всего сво­ей динамикой — замедленностью и затрудненностью межфазовых пере­ходов.

n По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабови­дящие значительно отстают от нормально видящих — процесс форми­рования представлений протекает у них замедленно.

n Для сохранных представлений существенное значение имеют повтор­ные восприятия и воспроизведение образов памяти в деятельности. Труд­ности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении при по­вторном восприятии объектов, сказываются на сохранности их пред­ставлений. При отсутствии подкреплений (повторных восприятий) образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференциро­ванными. Происходит разрушение, переход с высших фаз на низшие — вплоть до полной утраты соответствия образа оригиналу. Отмечающаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от состояния зрительно­го анализатора, как и другие характерные особенности представлений. Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Наличие зрительных представлений, их яркость, полнота, дифференцированность зависят от многих причин. Исследования показали за­висимость сохранности представлений от возраста, в котором было по­теряно зрение, стажа слепоты и навыка использования зрительных об­разов в деятельности.

n У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания, предметы и явления (язы­ки пламени пожара, при котором было потеряно зрение, или красный капсюль снаряда, взрыв которого сделал ребенка инвалидом, свет сол­нца и пр.).

n При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений обширнее, причем особенно заметное увеличение коли­чества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, так как включение их в этот период в учебную деятельность существенно расширяет сферу чувственного познания.

n У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практичес­ки те же самые зрительные представления, что и у зрячих.

n Круг их представлений зависит уже не столько от возраста, сколь­ко от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важ­но для них именно зрительное восприятие окружающего, и т. д.

n Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обла­дают большой устойчивостью. Эта устойчивость следов бывших раздра­жений лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений (раздражения периферического конца зри­тельного анализатора), что наблюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассо­циативным путем.

n Однако прочность представлений относительна, и при отсутствии подкреплений они постепенно разрушаются, происходит стирание сле­дов бывших зрительных раздражений. Угасание зрительных представ­лений ослепших является одним из проявлений процессов памяти — за­бывания — и подчиняется его закономерностям.

n Хотя распад зрительных представлений не нарушает способности ослепших ориентироваться в пространстве, различать осязательно ос­новные пространственные характеристики, но для их познавательной и трудовой деятельности зрительные образы памяти имеют огромное значение, которое трудно переоценить. На основе сохранных представ­лений не только успешно усваиваются знания, формируются умения и навыки, но и существенно расширяется сфера чувственного познания. На основе зрительных представлений успешно формируются зритель­ные образы ранее не воспринимавшихся объектов — образы вооб­ражения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.