Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План одностороннего размежевания




(Иерусалим, 6 июня 2004 г.)

 

План одностороннего размежевания – план отделения Государства Израиль от Палестинской национальной автономии (ПНА), предложенный премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. Предусматривал вывод всех еврейских поселений и подразделений Армии Обороны Израиля с территории сектора Газа, а также вывод ряда поселений с Западного берега реки Иордан.

Одобрен кабинетом министров 6 июня 2004 г. Утверждён Кнессетом 26 октября 2004 г. Осуществлён в период с 15 августа по 23 сентября 2005 г. 22 августа 2005 г. все жители еврейских поселений покинули сектор Газа. 12 сентября 2005 г. Газу покинул последний израильский солдат. «Одностороннее размежевание» завершилось 23 сентября 2005 г. ликвидацией военного лагеря Дотан близ Дженина. В результате, из сектора Газа выведено 21 еврейское поселение, с Западного берега реки Иордан выведено 4 еврейских поселения.

С началом интифады Аль-Аксы в сентябре 2000 г., количество терактов против израильских граждан резко увеличилось. Начав строительство разделительной стены и приложив серьёзные военные усилия, правительству удалось постепенно сократить активность террористов, чья деятельность к 2005 г. привела к гибели около тысячи граждан Израиля. Граница между Израилем и сектором Газа охранялась тщательно, и террористы-смертники практически перестали проникать на территорию Израиля.

С другой стороны, террористические организации продолжили обстрел еврейских поселений и населённых пунктов западного Негева сотнями ракет «Касам» и тысячами миномётных снарядов. Обстрелы города Сдерот, находящегося в непосредственной близости от сектора, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. ЦАХАЛ провёл в секторе Газа ряд крупных военных операций, которые обусловили временное затишье, но подверглись резкой критике международной общественности из-за тяжёлого урона нанесённого местному населению.

В 2003 г. прошли выборы в Кнессет на которых «Ликуд», под руководством Ариэля Шарона, получил 38 мандатов и сформировал достаточно устойчивое правое правительство, составив коалицию с другими партиями. А. Шарон стал главой правительства и отверг какие-либо односторонние уступки палестинцам.

18 декабря 2003 г., выступая на конференции по вопросам безопасности в Герцлии, А. Шарон впервые заявил, что если разработанный план мирного урегулирования палестино-израильского конфликта (План «Дорожная карта») провалится, то Израиль будет готов пойти на односторонние меры для обеспечения безопасности своих граждан. Он сказал, что если через пару месяцев палестинцы не начнут выполнять своих обязательств, тогда Израиль инициирует одностороннее размежевание, при котором «часть поселений будет перемещена». Шарон не назвал те поселения, которые будут «перемещены», ограничившись фразой, что речь идет о тех населённых пунктах, «которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля». Он также заявил, что «процесс размежевания приведет к улучшению уровня жизни и поможет усилить экономику Израиля», и что «односторонние шаги, которые Израиль предпримет в рамках программы размежевания, усилят безопасность жителей Израиля и помогут ЦАХАЛу и силам безопасности в исполнении труднейших задач, стоящих перед ними».

2 февраля 2004 г. правительство Израиля выдвинуло новую инициативу, на это раз непосредственно связанную с процессом урегулирования палестино-израильского конфликта. Это был так называемей «план одностороннего размежевания», предложенный А. Шароном, в соответствии с которым предполагалось ликвидировать еврейские поселения в секторе Газа (всего 21), а также часть (4) на Западном берегу реки Иордан. В соответствии с планом поселенцы должны получить компенсации, которые будут начисляться в зависимости от «поселенческого стажа», степени материального ущерба, причиненного при вынужденной смене места жительства, от численности семьи и стоимости оставленной недвижимости. Около 50000$ на семью обещано было тем, кто согласится досрочно добровольно покинуть свой дом.

Несмотря на то что в оппозицию премьер-министру Израиля тогда встал правый блок Ликуд, к которому относился и сам А. Шарон, 26 октября 2004 г. израильский Кнессет одобрил «план одностороннего размежевания».

17 августа – 12 сентября 2005 г. была осуществлена практическая реализация так называемого «плана Шарона».

Как зая­вил тогда сам премьер-министр Израиля А. Шарон, эвакуация еврейских поселений и войск является «трудным и болезненным, но необходимым» и одновременно «правильным» решением, которое пойдет только на пользу Израилю и сделает его сильнее. По словам А. Шарона, после ухода Израиля может открыться новая возможность для выполнения международно-признанного плана ближневосточ­ного урегулирования «Дорожная карта». С другой стороны, «размежевание позволит отвлечься от вопросов безопасности и сфокусировать внимание на социальных и экономических проблемах». В обращении к израильскому народу А. Шарон заявил, что «размежевание по­зволит Израилю вплотную заняться внутренними проблемами» - важнейшими национальными приоритетами А. Шарон назвал сокращение социального неравенства, борьбу с бедностью, улучшение образования, усиление личной безопасности всех граждан Израиля. В то же время А. Шарон дал понять, что, уйдя, Израиль будет внимательно следить за ситуацией, и любые атаки на Израиль со стороны палестинцев «натолкнутся на железный кулак».

Генеральный секретарь ООН К. Аннан расценил этот шаг правительства Израиля как «смелое решение», а также выразил надежду на то, что обе конфликтующие стороны «проявят сдержанность в этот трудный период». К. Аннан также заявил, что для установления мира на Ближнем Востоке от лидеров обеих сторон потребуется среди прочего «готовность пойти на жертвы ради большего блага».

Совет Безопасности ООН также приветствовал вывод еврейских поселений, заявив, что «успешное размежевание может стать первым шагом к возобновлению мирного процесса». Члены Совета Безопасности ООН призвали Государство Израиль и Палестинскую автономию продолжить сотрудничество в це­лях достижения «полного и окончательного размежевания в со­ответствии с "Дорожной картой"».

 

I. Дипломатический фон и значение безопасности

Государство Израиль посвящает себя мирному процессу и пытается достичь согласованной договоренности, основанной на предложениях президента США Джорджа Буша.

Государство Израиль полагает, что необходимо принять меры для улучшения нынешней ситуации. Государство Израиль пришло к выводу, что в настоящее время не существует никакого партнера с палестинской стороны, с которым можно достичь договоренности в ходе двустороннего процесса. Учитывая это, был разработан четырехэтапный план разъединения, основанных на следующих соображениях:

A. Безвыходное положение, воплощенное в текущей ситуации разрушительно; чтобы изменить безвыходное положение, государство Израиль должно начать процесс, который не зависит от сотрудничества с палестинцами.

B. Цель плана состоит в том, чтобы лучше обеспечить безопасность, дипломатические, экономические и демографические условия.

C. Согласно любой будущей постоянной договоренности, не предполагается никакого израильского присутствия в секторе Газа. С другой стороны, ясно, что некоторые части Иудеи и Самарии (включая ключевые районы еврейских поселений, гражданских сообществ, зон безопасности и областей, в которых Израиль имеет определённый интерес) останутся частью государства Израиля.

D. Государство Израиль поддерживает усилия США и международного сообщества, направленные на продвижение процесса реформ, создание учреждений и улучшение экономических условий для палестинцев, таким образом, чтобы создать условия для появления нового палестинского лидера, способного доказать, что он в силах обеспечить исполнение плана "Дорожная карта".

E. Уход из сектора Газа и из северной части Самарии снизит трение с палестинским населением.

F. Завершение четырехэтапного плана разъединения позволит отвергать любые обвинения в адрес Израиля по поводу ответственности за палестинское население сектора Газа.

G. Процесс окончательного разъединения не снижает значения существующих между израильтянами и палестинцами соглашений. Необходимые меры безопасности останутся в силе.

H. Международная поддержка четырехэтапному плану разъединения широко распространена и важна. Эта поддержка жизненно важна для того, чтобы обеспечить исполнение палестинцами их обязательства по борьбе с террором и осуществлением реформ, в соответствии с "Дорожной картой". Только тогда стороны будут в состоянии возобновить переговоры.

II. Ключевые пункты плана

A. Сектор Газа

1. Государство Израиль уйдет из сектора Газа, в том числе, из всех израильских поселений, и установит посты за пределами сектора. Метод эвакуации, за исключением военного присутствия в районах, смежных с границей между сектором Газы и Египтом (Филадельфийский коридор), будет детализирован ниже.

2. По окончании эвакуации никакого постоянного присутствия израильской армии в секторе Газа не будет.

3. В результате этого не будет никаких оснований для заявлений, что сектор является оккупированной территорией.

B. Иудея и Самария

1. Государство Израиль уйдет из северной Самарии (четыре поселения: Ганим, Кадим, Санур и Хомеш), будут эвакуированы также все постоянные армейские посты, и установит посты за пределами этого района.

2. По окончании эвакуации никакого постоянного присутствия израильской армии в этом районе не будет.

3. Эвакуация обеспечит соединение палестинских территорий в северной Самарии.

4. Государство Израиль, совместно с международным сообществом, поможет улучшить транспортную инфраструктуру в Иудее и Самарии.

5. Эвакуация улучшит жизнь палестинцев в Иудее и Самарии, облегчит экономическую и коммерческую деятельность.

C. Процесс

Процесс эвакуации планируется закончить к концу 2005 года.

Эвакуируемые поселения разбиты на следующие четыре группы:

1. Группа A: Мораг, Нецарим, Кфар Даром (сектор Газа)

2. Группа B: Ганим, Кадим, Санур и Хомеш (северная Самария)

3. Группа C: район Гуш Катиф (сектор Газа)

4. Группа D: Эли Синай, Дугит, Нисанит (север сектора Газа)

Необходимые приготовления будут сделаны, чтобы осуществить четырехэтапный план разъединения (включая административную работу для разработки критериев и подготовки необходимой законодательной базы).

Правительство обсудит и примет отдельные решения об эвакуации каждой из вышеупомянутых групп.

D. Забор безопасности

Государство Израиль продолжит строить забор безопасности, в соответствии с решениями правительства. При выборе маршрута забора, будут приняты во внимание гуманитарные вопросы.

III. Ситуация в сфере безопасности после эвакуации

A. Сектор Газа

1. Государство Израиль будет контролировать пограничные районы, а также воздушное пространство и береговую линию сектора Газа.

2. Сектор Газа будет полностью демилитаризирован, в соответствии с действующими соглашениями между сторонами.

3. Государство Израиль оставляет за собой право на самооборону, которая включает профилактические меры и использование силы против инфраструктуры террора в секторе Газа.

B. Западный берег (Иудея и Самария)

1. После эвакуации поселений из северной Самарии, не будет никакого постоянного военного присутствия в этом районе.

2. Государство Израиль оставляет за собой право на самооборону, которая включает профилактические меры и использование силы против инфраструктуры террора в этом районе.

3. Военные действия будут продолжены в остальной части Западного берега. Государство Израиль, если позволят обстоятельства, рассмотрит возможность сокращения военных операций в палестинских городах.

4. Государство Израиль продолжит работу по уменьшению числа контрольно-пропускных пунктов на Западному берегу.

IV. Военная инфраструктура и сооружения в секторе Газа и северной Самарии

Все объекты подлежат демонтажу и эвакуации, за исключением тех, которые государство Израиль решит передать местной администрации.

V. Помощь палестинцам по обеспечению безопасности

Государство Израиль готово к координации с палестинцами мер по консультациям, помощи и обучению палестинских сил безопасности для борьбы с террором и поддержания общественного порядка. Помощь будет обеспечиваться американскими, британскими, египетскими, иорданскими или другими экспертами, по согласованию с Израилем.

Государство Израиль подчеркивает, что не согласится на какое-либо присутствие иностранных сил безопасности в секторе Газа или на Западном берегу без предварительного согласования.

VI. Пограничная область между сектором Газы и Египтом (Филадельфийский коридор)

Государство Израиль сохранит военное присутствие вдоль границы между сектором Газа и Египтом (Филадельфийский коридор). Это необходимо для обеспечения безопасности. Возможно расширение коридора в некоторых областях, если это будет необходимо.

Возможность эвакуации из данного района будет рассмотрена позже. Эта эвакуация была бы обусловлена, помимо прочего, договоренностями о сотрудничестве с Египтом.

Если условия позволят осуществить эвакуацию из этого района, государство Израиль готово рассмотреть возможность строительства аэропорта и морского порта в секторе Газа, согласно плану, который будет согласован с государством Израиль.

VII. Недвижимое имущество

В основном, здания, принадлежащие поселенцам, и религиозные объекты (например, синагоги) не будут сохранены. Государство Израиль будет стремиться передать другие структуры, например, индустриальные и сельскохозяйственные объекты, третьему лицу (международной организации) для дальнейшей передачи палестинцам.

Индустриальная зона Эрез будет передана, по согласованию, палестинцам или международной организации.

Государство Израиль вместе с Египтом рассматривает возможность создания объединённой индустриальной зоны на границе между Израилем, Египтом и сектором Газа.

VIII. Инфраструктура и гражданские объекты

Системы водоснабжения, энергообеспечения, сточных воды и коммуникаций будут сохранены.

Как правило, Израиль будет обеспечивать поставку электричества, воды, газа и продовольствия палестинцам, при условии соблюдения договоренностей и оплаты.

Системы очистки воды будут также сохранены.

IX. Деятельность международных гражданских организаций

Государство Израиль благоприятно относится к продолжению деятельности международных гуманитарных организаций, помогающих палестинскому населению.

Государство Израиль будет координировать с международными организациями меры по облегчению этой деятельности.

Государство Израиль предлагает меры по согласованию с международными организациями деятельности для восстановления палестинской экономики.

X. Экономическое сотрудничество

В целом, экономическое сотрудничество между Израилем и палестинцами останется в силе. Оно предусматривает:

A. Движение товаров между сектором Газа, Иудеей и Самарией, Израилем и зарубежными странами.

B. Кредитно-денежный режим.

C. Налогообложение и таможня.

D. Почта и связь.

H. Пропуск (палестинских) рабочих в Израиль в соответствии с существующими критериями.

В конечном итоге, в соответствии с интересами Израиля и для поддержки палестинской экономической независимости, государство Израиль будет стремиться уменьшать число палестинских рабочих, получающих разрешение на работу в Израиле, вплоть до полного прекращения выдачи таких разрешений. Государство Израиль поддержит процесс создания новых рабочих мест международными организациями в секторе Газа и на палестинской территории Западного берега.

XI. Международные пограничные посты

A. Международные пограничные посты между сектором Газа и Египтом

1. Существующие меры останутся в силе.

2. Израиль заинтересован в передаче постов к югу от "треугольника границы" (Израиль, сектор Газа, Египет). Это будет согласовано с египетским правительством.

B. Международные пограничные посты между Иудеей и Самарией, и Иорданией.

Существующие меры останутся в силе.

XII. Контрольно-пропускной пункт "Эрез"

КПП "Эрез" будет перемещен на территорию государства Израиль согласно плану, который будет утвержден отдельно.

XIII. Резюме

Реализация четырехэтапного плана разъединения приведет к улучшению ситуации и выходу из тупика. Если палестинская сторона докажет готовность и способность к реальным действиям по борьбе с терроризмом, для полного прекращения террора и насилия, а также готовность к реформам, согласно плану "Дорожная карта", возникнет возможность для возобновления обсуждений и переговоров.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.