Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания и решение ситуации




Групповая социометрическая матрица

Постановка задачи

Используя исходные данные: а) оцените степень сплоченности в группе; б) выявите “социометрические позиции” членов группы по признакам симпатии – антипатии; в) выявите существующие внутригрупповые подсистемы, или очаги неформальной сплоченности, разобщенности в группе.

Таблица 5

№ п/п Кто выбирает Кого выбирают среди членов группы Количество отданных выборов  
             
+ - Всего  
1. Глазунов Х + -     -        
2. Денисов   Х       +        
3. Гусев   + Х + +          
4. Новиков     + Х +          
5. Зимин     + + Х          
6. Давыдов -   +     Х        
Количество + полученных - выборов Всего:               - -  
            -   -  
            - -    

Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы, которые можно разделить на два класса. Первый класс -— персональные социометрические индексы, отражающие индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Второй класс — групповые индексы, характеризую­щие группу в целом.

Структура анализируемых групповых отношений может быть наглядно представлена и в графической форме, в виде социограммы (рис. 4). Визуальный анализ социограммы позволяет судить о сложившихся взаимоотношениях в группе в аспекте того, как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается.

Представленная социограмма может быть упрощена (и соответственно упрощен проводимый анализ групповых отношений), если отдельно представить существующие «положительные» (рис. 5) и «отрицательные» (рис. 6) связи.

По количеству отданных выборов можно судить о степени и характере потребности отдельных членов и группы в целом в общении. В нашем примере члены группы, стоящие в списке под № 1, 3 – 6, проявляют умеренную потребность в общении (два-три отданных выбора из пяти возможных). Денисов (№ 2) обнаруживает по результатам анализа наименьшую потребность в общении.

По количеству полученных выборов можно судить о характере и степени влияния того или иного члена группы на других коллег по работе.

 

 
 


       
   
 

 


Используя данные табл. 5 и социограммы, можно сделать вывод о том, что наивысшим статусом в группе обладает Гусев (№ 3) — три положительных выбора. Члены группы — Гусев, Новиков и Зимин образуют неформальную группу, выбирая друг друга. Глазу­нов (№ 1) и Давыдов (№ 6) испытывают взаимную неприязнь. Из социограммы видно, что в сложившихся отношениях сотрудники (№ 2, 3 и 6) могут работать в единой рабочей группе, так как имеют замкнутый контур положительных выборов. Единая рабочая группа с учетом сложившихся отношений не может быть сформи­рована из сотрудников № 1, 3 и 6.

Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов. Используя исходные данные, можно получить соотношения, приведенные в табл. 6.

Таблица 6

Всего получено выборов по группе В том числе:
положительных отрицательных нейтральных
шт. % шт. % шт. % шт. %
               

 

По полученным результатам группа характеризуется средней степенью сплоченности (57% составляют нейтральные выборы и только 33% положительных выборов).

Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности группы (I гр.). Он рас­считывается как отношение разности взаимно положительных и взаимно отрицательных выборов по группе к общему количеству всех возможных выборов:

Iгр = [(ВП – ВО) /N (N – 1)] 100

 

где ВП — число взаимно положительных выборов в группе;

ВО — число взаимно отрицательный выборов в группе;

N — число членов группы, участвовавших в опросе.

В нашем примере:

Iгр = [(6 – 2)/6(6 – 1)] 100 = 13%

 

Полученное значение I гр подтверждает ранее сделанный вывод о невысоком уровне сплоченности группы:

Iгр max = +100%, Iгр min = -100%.

 

Анализ уровня связанности группы по выделенному критерию следует проводить, используя индекс социометрической когерентности. Данный индекс можно рассчитать как отношение количества отданных (или полученных) выборов к общему количеству всех возможных выборов:

 

Iког = Ко(или Кп)/N(N – 1),

 

где Ко – число отданных выборов по группе;

Кп – число полученных выборов по группе;

N – число членов группы, участвовавших в опросе.

В нашем примере:

Iког = 13/6(6 – 1) = 0,43.

 

Сплоченность группы может быть изменена с помощью индекса взаимности (Iв). Сплоченность группы проявляется, прежде всего, в количестве взаимных положительных связей, поэтому индекс сплоченности рассчитывается по формуле:

Iв = BП/N(N – 1).

В нашем примере:

Iв = 6/30 = 0,2.

 

Это невысокое значение межгрупповой взаимности.

Наиболее распространенными персональными социометрическими индексами являются социометрический статус члена группы, индекс эмоциональной экспансивности и индекс объема взаимодействия.

Социометрический статус (Сi,) отражает отношение членов группы к каждому ее представителю

Ci =Kiп /(N – 1),

где Кiп – количество голосов (выборов), полученных i-м членом группы.

Одновременно принято исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся частями общего социометрического статуса индивида:

 

где - положительный (отрицательный) социометрический статус i-го члена группы;

- количество положительных выборов, полученных i-м членом группы;

- количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы.

Для характеристики степени активности каждого из членов группы, его отношения к окружающим можно использовать индекс эмоци­ональной экстенсивности

,

где - количество выборов (голосов), отданных i-м членом группы.

Аналогично рассчитываются индексы положительной и отрица­тельной экспансивности:

где - положительный (отрицательный) индекс эмоциональной экспансивности;

- количество положительных выборов, отданных i-м членом группы;

- количество отрицательных выборов, отданных i-м членом группы.

Дополняет эти социометрические показатели индекс объема вза­имодействия, который характеризует каждого члена группы одно­временно и как субъекта выбора, и как объекта:

.

 

В табл. 7 приведены расчетные значения указанных выше пер­сональных социометрических индексов для нашего примера.

Если расположить полученные значения индекса взаимности членов группы в порядке убывания, то можно сформировать отно­сительные оценки авторитетности.

Социометрические соотношения довольно динамичны вследствие изменчивости отношений людей, их взглядов, восприятия происходящих событий и т.д. В этой связи не следует абсолютизировать возможности и результаты социометрического анализа. Их следует рассматривать как первичную информацию для более содержательного анализа отношений в рабочем коллективе.

Таблица 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.