Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кувейтский кризис 1990-1991 гг.: общая характеристика




ИРАКСКИЙ КРИЗИС

3.2.

Первая, активная фаза иракского кризиса пришлась на 1990-1991 гг. Именно тогда в районе Персидского залива разразился так называемый Кувейтский кризис. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в ко­личестве более 100 тыс. человек на территорию Кувейта, и в те­чение дня иракские войска оккупировали весь Кувейт. Вскоре (8 августа 1990 г.) президент Ирака С. Хусейн объявил об аннек­сии Кувейта, а затем (28 августа 1990 г.) провозгласил его в ка­честве 19-й провинции Ирака. В свою очередь, эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед ас-Сабах и пра­вительство Кувейта покинули страну и вскоре оказались в со­седней с Кувейтом Саудовской Аравии.

Вечером 2 августа 1990 г. в Кувейте был опубликован «Декрет №1» поставленного под контроль Ирака Революцион­ного правительства свободного Ку­вейта (РПСК), в котором объ­являлось о свержении эмира Кувейта, а также о том, что РПСК пригласило войска Ирака с тем, чтобы «помочь ему свергнуть заговорщиков».

 

 


В специальном сооб­щении к жителям Ирака от 2 августа 1990 г. подчеркивалось: «О, вели­кий народ Ирака, жемчужина арабской короны и символ мощи и гордости всех арабов! Аллах помог верным и свобод­ным одо­леть предательский режим в Кувейте, во­влеченный в сионист­ские и иностранные заговоры. Верные сыны нашего до­рогого Кувейта обратились к руководству с просьбой о под­держке и помощи, чтобы предотвратить какую-либо возмож­ность захвата власти теми, кто желает иностранного вмешатель­ства в дела Ку­вейта и гибели его революции. Они обратились к нам за помо­щью, чтобы вос­становить справедливость и изба­вить сынов Ку­вейта от опасности. Совет Революционного Ко­мандования ре­шил удовлетворить просьбу свободного времен­ного правитель­ства Кувейта и сотрудничать с ним на этой ос­нове, предос­тавив гражданам Кувейта самим решать свою судьбу».

В этих условиях свое внимание на возникшее и при этом достаточно сложное по своему характеру положение в районе Персидского залива обратила ООН. Так, уже 2 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН при­нял резо­люцию №660: в ней содержался призыв к Ираку «неза­медли­тельно и безусловно» вывести свои войска из Кувейта, что, од­нако, не остановило агрессию Ирака против Ку­вейта. Спустя несколько дней появилась еще одна резолюция Совета Безопасности ООН - №661 от 6 августа 1990 г., в соот­ветствии с которой в отношении Ирака были установлены меж­дународные санкции – эм­барго в сфере торговли, финансов и на поставку оружия. Причем для проверки выполнения всех положений этой резолюции в рамках Совета Безопасности ООН учреждался спе­циальный Комитет.

Наряду с этим были приняты и другие практические меры для введения санкций против Ирака. Так, например, поскольку более 90 % экспортируемой Ираком нефти транспортировалось тогда через нефтепроводы, проходящие по терри­тории Саудов­ской Аравии и Турции, уже на следующий день, 7 августа 1990 г., последние полностью прекратили транспортировку иракской нефти.

Вскоре к международным санкциям подключились все страны Запада, для чего в со­ответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №665 от 25 августа 1990 г. была установлена морская блокада Ирака, участие в которой приняли военно-мор­ские силы США и Великобритании, а также Фран­ции. 25 сентября 1990 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №670 было прекращено и воздушное сооб­щение с Ираком.

Одновременно значительно активизировались и США: уже 2 августа 1990 г. Президент США Дж. Буш осудил агрессию Ирака против Кувейта, расценив ее как нарушение Устава ООН, а также предпринял целый ряд мер с це­лью оказать нажим на Ирак – в частности, были заморожены все иракские и кувейтские активы в американских банках, а в район Персидского залива направлен авианосец ВМС США. Кроме того, с достаточной четкостью была определена позиция США: «Соединенные Штаты имеют долговременные, жизненно важные интересы в районе Персидского залива, - заявил Дж. Буш. Я считаю, что главной задачей моего президентства является защита американских граждан от грозящей им опасности».

3 августа 1990 г. президент США Дж. Буш получил одобре­ние со стороны Конгресса США в том, чтобы применить жесткие санк­ции по отношению к Ираку. Причем США были готовы пойти на любые меры, направленные на защиту своих «исключительных» интересов на Ближнем и Среднем Востоке и в районе Персидского залива.

Вслед за США агрессию Ирака против Кувейта осудил также СССР, который тогда выступил с совместным с США заявлением по этому поводу. Причем уникальность возникшей ситуации заключалась в том, что СССР, который фактически с самого момента провоз­глашения в Ираке республики в 1958 г. имел с ним доста­точно близкие связи, также осудил действия Ирака: уже 2 авгу­ста 1990 г. президент СССР М.С. Горбачев и министр иностран­ных дел СССР Э.А. Шеварднадзе сделали соответствую­щие за­явле­ния.

США были полностью поддержаны Великобританией и вскоре присое­динившейся к ним Францией, а также Европейским сооб­ществом в целом. Жесткую позицию в отношении действий Ирака заняло Государство Израиль.

Кроме того, критика в адрес Ирака прозвучала и со сто­роны стран Востока: почти все страны-члены Лиги арабских госу­дарств (ЛАГ), страны Северной Африки (Алжир, Марокко и Ту­нис), Иран, Индия и Пакистан, Япония и Китай осудили Ирак и его руководство, а также призвали вывести свои войска из Ку­вейта.

Таким образом, реакция, которая последовала в мире вслед за состоявшимся 2 августа 1990 г. захватом Кувейта Ира­ком, была однозначной: международное сообщество осудило Ирак. И фактически в той или иной мере поддержку Ираку ока­зали только Ор­ганизация освобождения Палестины во главе с Я. Арафатом, Иордания, Йемен и Судан, а также Ливия.

Примечательно, что уже в первые дни возникшего Ку­вейтского кризиса среди некоторых представителей между­народного со­общества и, в первую очередь, США, возобладало мнение, что проблему из­гнания иракских войск с территории Кувейта можно решить только путем военной операции. В этих условиях США приступили к созданию под своей эгидой широкой антииракской коалиции.

Последовавшее вскоре заявление президента Ирака С. Ху­сейна о том, что находящиеся в Ираке граждане стран Запада (всего около 13 000 человек) объявлены в качестве заложников (18 августа 1990 г.) и будут использоваться как «гуманитарный щит», вы­звало еще большую критику в адрес Ирака со стороны предста­вителей международного сообщества. В ответ в тот же день, 18 августа 1990 г., Совет Безопас­ности ООН принял резолюцию №664, в которой содержался призыв к Ираку, чтобы он «разрешил и облегчил немедленное отбы­тие из Кувейта и Ирака граждан третьих стран и предоста­вил немед­ленный и постоянный доступ консульских сотрудни­ков к таким граж­данам».

Когда же 14 сентября 1990 г. иракские войска посягнули на иммунитет дипломатических и консульских представи­тельств в Кувейте, Совет Безопасности ООН принял еще одну ре­золюцию - №667 от 16 сентября 1990 г.

В результате все это способствовало тому, что мнение о необхо­димости военной операции против Ирака стало преобла­даю­щим. К 10 августа 1990 г. Президент США Дж. Буш провел со­ответствую­щие консультации с руководством стран Запада с целью полу­чить от последних согласие на объединение усилий в борьбе с режи­мом Саддама Хусейна в Ираке. Поэтому на чрезвычайной сессии Совета НАТО, состояв­шейся 10 августа 1990 г. в Брюсселе на уровне министров ин­остранных дел стран-членов НАТО, были одобрены международ­ные санкции против Ирака, а также поддержаны мероприятия США и Великобритании по наращиванию их воо­руженных сил в районе Персидского залива.

Важным этапом на пути создания широкой антииракской коалиции стала чрезвычайная сессия Западноевропейского союза (ЗЕС) на уровне министров иностранных дел и министров обо­роны (Париж, 21 августа 1990 г.). На ней страны, входящие в эту военно-политическую структуру, хотя и выступили за мирное урегулирова­ние Кувейтского кризиса, однако поддержали санкции междуна­родного сообщества против Ирака, а в район Персидского залива отправили свои ВМС.

Тем временем уже 7 августа 1990 г. США приступили к осуществлению операции под названием «Щит пустыни» – в район Персидского залива, главным образом на территорию Саудовской Аравии, в массовом порядке стали прибывать вой­ска США. Саудовская Аравия обратилась тогда к США с просьбой ввести амери­канские войска на ее территорию для защиты от возможной аг­рессии со стороны Ирака. 8 августа 1990 г. Президент США Дж. Буш объявил о своем решении согла­ситься на просьбу Саудовской Аравии и отправить амери­канские войска в район Персидского залива. Вскоре к ним присоединились контингенты войск из Ве­ликобритании и Франции. В результате совместно с войсками США они составили костяк антииракской коалиции, в состав которой вошли также войска и из других стран. Всего же так называемые многонациональные силы, ко­торые были сформированы в районе Персидского залива, вклю­чали войска 33 государств, а также подразделения вооруженных сил Кувейта.

Создание широкой антииракской коалиции осуществля­лось достаточно долго, и за это время международное сообще­ство предприняло еще целый ряд шагов для того, чтобы оказать воздействие на руководство Ирака и тем самым выну­дить его вывести свои войска из Кувейта. Так, 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принял знаменитую резолюцию №678, которая пред­ставляла собой фак­тически ультиматум Ираку. В ней указывалось, что Совет Безо­пасности ООН «уполномочивает государства-члены, сотрудни­чающие с прави­тель­ством Кувейта, если Ирак на 15 января 1991 года или до этой даты полностью не выполнит, как предусмат­ривается в пункте 1 вышеупо­мянутой резолюции, использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выпол­нить резолюцию 660 (1990) и все после­дующие соответствую­щие резолюции и восстановить международный мир и безопас­ность в этом регионе».

Однако реакция Ирака на новую резолюцию Совета Безо­пасности ООН, как, впрочем, и на все другие, была вы­зы­ваю­щей: «Великий Ирак под руководством великого Саддама Ху­сейна останется гордым и непреклонным, принимая вызов, брошенный скопищем тиранов и негодяев». В этих условиях создание под эгидой США широкой ан­тииракской коали­ции ускорилось: оно продолжалось в течение 5,5 месяцев (2 августа 1990 г. – 17 января 1991 г.), и в резуль­тате в районе Персидского залива была сосредоточена довольно внушительная по своей силе группировка войск, состоящая из сухопутных войск, ВВС и ВМС стран-участ­ников антииракской коалиции, общая численность которой со­ставила 680 тыс. сол­дат и офицеров. В том числе: США – 442 550, Великобритания – 38 700, Франция – 12 400, Саудовская Аравия – 94 100, Египет – 44 700, ОАЭ – 30 100, Сирия – 16 000, Марокко – 6 750, Оман – 21 500, Катар – 6 000, Бахрейн – 2 800, Канада – 1 460, Австралия и Новая Зеландия – 500, Германия – 1 150, Италия – 1 300, Испания – 450, Нидерланды – 400, Бельгия – 450, Греция – 300, Дания – 100, Норвегия – 50, Пакистан – 10 000, Бангладеш – 2 300, Афганистан – 300, Южная Корея – 150, Аргентина – 400, Гондурас – 150, Сенегал – 5000, Нигер – 5 000, Сьерра-Леоне – 200, Чехословакия – 180, Румыния – 160, Польша – 150, Венгрия – 40, Швеция – полевой госпиталь. Во главе сил антииракской коалиции был по­ставлен генерал Н. Шварцкопф (ВС США).

Силам антииракской коалиции противостояли вооруженные силы Ирака, общая чис­леность которых достигала 790 тыс. солдат и офицеров.

Цель, которую тогда поставили перед собой союзники по антииракской коалиции, заключалась в следующем: прежде всего обеспечить защиту территории Саудовской Аравии от возможного вторжения иракских войск, заставить Ирак вывести свои войска из Кувейта, а затем нанести решительное поражение режиму Саддама Хусейна и стабилизировать обста­новку в районе Персидского залива.

Вместе с тем, не отрицая того, что в отношении Ирака может быть применена сила, представители международного сообщества старались также искать иные пути выхода из Ку­вейтского кризиса 1990-1991 гг.

Больше всего в этом тогда преуспели Франция и СССР, для которых существовала альтернатива войне – дипломатия. Именно с помощью последней они предполагали способство­вать разрешению Кувейтского кризиса 1990-1991 гг., о чем сви­детельствовали их инициативы. Так, например, 24 сентября 1990 г. во время 45 сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН президент Франции Ф. Миттеран предложил мирный план, который включал четыре пункта, а именно: во-первых, вывод иракских войск из Кувейта и освобождение заложников, во-вто­рых, вывод из района Персидского залива всех иностран­ных войск, в-третьих, восстановление независи­мости, суверени­тета и территориальной целостности Кувейта и, в-четвертых, органи­зация международной конференции, во время которой были бы решены все существующие проблемы Ближнего и Среднего Востока, в том числе арабо-израильский конфликт. Подобного рода попытка была предпринята Францией и в январе 1991 г.: 14 числа Франция внесла предложение в Совет Безопасности ООН, в котором содержался проект плана по мир­ному выходу из создавшегося положения. Францию тогда под­держал СССР, но США, а также Великобритания отклонили проект Франции. При этом СССР действовал и самостоятельно, не­однократно предлагая свое посредничество, с тем чтобы урегу­лировать возникший конфликт, однако какого-либо положительного результата так и не было достиг­нуто. Усилия СССР в деле нормализации ситуации вокруг Ирака оказались фактиче­ски безуспешными.

15 января 1991 г. закончился срок ультима­тума, который был предъявлен Ираку в соответствии с резолю­цией Совета Безопасности ООН №678 от 29 ноября 1990 г., а спустя еще одни сутки, 17 января 1991 г., президент США Дж. Буш отдал командующему силами антииракской коалиции гене­ралу Н. Шварцкопфу приказ о начале военной опе­рации против Ирака, которая получила назва­ние «Буря в пустыне».

Война в Персидском заливе началась в 0 часов по Грин­вичу (3 часа утра по багдадскому времени), когда на Ирак был обрушен первый мощный удар.

Во время первого этапа войны в Персидском заливе – воз­душной операции (17 января – 3 марта 1991 г.) – в течение полутора месяцев США и их союзники осуществляли бомбар­дировку Ирака. Для этого использовались самолеты ВВС, а также корабли, с которых по Ираку наносились ракетные удары с помощью крылатых ракет «Томагавк» и др., помимо них применялись и авиабомбы. В результате буквально сразу же выявилось абсолютное превосходство сил антииракской коалиции над Ираком. Сопро­тивление со стороны Ирака являлось тогда не столь значитель­ным, но в ответ Ирак нанес ракетные удары по тер­ритории Из­раиля, используя «СКАДы».

Итогом первого этапа войны в Персидском заливе стал нанесенный урон вооруженным силам Ирака, а в целом – значи­тельное ослабление Ирака. Однако нередко все это сопровож­далось жертвами и среди гражданских лиц. Так, например, в ночь с 12 на 13 февраля 1991 г. в резуль­тате бомбардировки Ба­гдада погибли сотни мирных жителей столицы Ирака.

Примечательно, однако, что в условиях начавшейся войны в Пер­сидском заливе руководство Ирака изменило свою тактику: по­сле 17 января 1990 г. акцент был сделан на использование ди­пломатических средств, с тем чтобы прекратить военные дейст­вия. Причем для этого Ирак, фактически впервые после 2 авгу­ста 1990 г., был готов выполнить положения резолюции Совета Безопасности ООН №660 от 2 августа 1990 г., а также всех его последующих резолюций.

Соответствующее заявление Ирак сделал 15 февраля 1990 г., однако оказалось, что вывод своих войск из Кувейта Ирак поставил в зависимость от целого ряда условий, которые, в сущности, сво­дили на нет букву и дух резолюции Совета Безо­пасности ООН №660 от 2 августа 1990 г. Поэтому неудивительно, что все требования Ирака были отвергнуты представителями международного сообщества, и прежде всего возглавлявшими антииракскую коалицию США. Последние призвали «армию и народ Ирака взять дело в свои руки и свергнуть диктатора – Саддама Хусейна».

Тем временем 18 февраля 1991 г. вице-премьер и ми­нистр иностранных дел Ирака Т. Азиз прибыл с визитом в Мо­скву, где ему был представлен подготовленный СССР план пре­кращения огня, а через три дня под пристальным вниманием междуна­родного со­общества, Т. Азиз передал ответ президента Ирака С. Хусейна на предложение СССР. Тогда весь мир узнал, что Ирак принял предложение СССР, со­гласившись на полный и безогово­рочный уход из Ку­вейта в со­ответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №660 от 2 августа 1990 г. Однако предложение СССР и согласие на него, получен­ное со стороны Ирака, являлись запоздалыми шагами, а главное – расходились с целями союзников по антииракской коалиции, которые поставили перед собой задачу осуществить разгром Ирака. В итоге последнему был предъявлен ультиматум до 24 февраля 1991 г. начать вывод войск из Кувейта. «Саддам Хусейн должен заявить публично и официально, что он прини­мает эти условия», – заявил Президент США Дж. Буш. Отказ от выполнения этого условия означал одно – про­должение военной операции против Ирака и ее вступление в новую фазу, что и произошло 24 февраля 1991 г.

Второй этап войны в Персидском заливе – воздушно-на­земная операция сил антииракской коалиции, продолжавшаяся ровно 100 часов (24-28 февраля 1991 г.), – так же, как и первый, завершился в пользу союзников. 24 февраля 1991 г. в 4 часа утра по багдадскому времени командующий силами антииракской коалиции, находя­щимися в Саудовской Аравии, генерал Н. Шварцкопф получил указания от Президента США Дж. Буша «использо­вать все на­личные силы, включая наземные войска, чтобы выбить ирак­скую армию из Кувейта». В течение последующих четырех суток, вплоть до 28 фев­раля 1991 г., силы антииракской коалиции развернули и стали успешно осуществлять мощное наступление на протяжении всей границы Саудовской Аравии с Кувейтом и в итоге вытес­нили иракские войска с территории Кувейта, а также освобо­дили его столицу – город Эль-Кувейт. Причем еще 24 фев­раля 1991 г. президент Ирака С. Хусейн отдал приказ вооруженным силам Ирака организованно отступать из Ку­вейта.

В 8.00 28 февраля 1991 г. иракские войска прекратили со­противление по всему фронту. В эти же часы по решению пре­зидента США Дж. Буша были приостановлены боевые действия в районе Персидского залива. Тогда же со стороны США в ультимативной форме были поставлены условия прекращения войны, и в результате прези­дент Ирака С. Хусейн принял эти условия.

Таким образом, благодаря успешным действиям сил анти­иракской коалиции войска Ирака были вытеснены с территории Кувейта, и уже 3 марта 1991 г. между представителями сил ан­тииракской коалиции и войсками Ирака было подписано пере­мирие.

Каковы же были итоги в целом не очень длительной – всего 1,5 месяца – войны в Персидском заливе?

По официальным данным, вооруженные силы Ирака понесли большие потери, как людские (несколько десятков тысяч были убиты, еще больше – ранены), так и материальные: армия Ирака была фактически раз­громлена. Многочисленные жертвы (несколько тысяч человек) имелись и среди гражданских лиц. В финансовом плане Ираку был нанесен ущерб в сотни млрд. долларов, при этом его значи­тельная часть явилась следствием того, что введенные в отно­шении Ирака международные санкции – эмбарго в сфере тор­говли, финансов и на поставку оружия – негативно сказались на развитии экономики Ирака.

Силы антииракской коалиции также имели потери, хотя и не столь существенные, как Ирак: 795 человек были убиты (в том числе: 246 – США, 26 – Велико­британии и 9 – Франции), несколько тысяч ранены. Убитые и раненые имелись и в контингентах войск арабских стран.

С финансовой точки зрения, война в Персидском заливе обошлась США – в 61,1 млрд. долларов, Великобритании – 1,2 млрд. долларов, Франции – 1,2 млрд. долларов. Из араб­ских стран самую значительную сумму затратила Саудовская Аравия – 60 млрд. долларов.

Пострадавшим от войны в Персид­ском заливе оказалось и Государство Израиль, по территории которого Ирак нанес ра­кетные удары с использованием 39 ракет типа «СКАД». В ре­зультате этих атак было 7 человек убито, 350 человек ра­нено. При этом существенно, что Израиль по­тратил огромные суммы (около 1 млрд. долларов) на укрепление собственной безопасности во время Кувейтского кризиса 1990-1991 гг.

Наконец, одним из последствий войны в Персидском за­ливе стало то, что в последующие годы широкую известность в странах Запада приобрел так называемый «синдром войны в За­ливе», когда десятки тысяч солдат и офицеров, прини­мавших участие в войне в Персидском заливе, жаловались на состояние своего здоровья в сторону его ухудшения. В ходе специально проведенного расследования оказалось, что причи­ной появления «синдрома войны в Заливе» явилось использова­ние во время опе­рации «Буря в пустыне» Ираком химического оружия, а силами антииракской коалиции – боеприпасов с сер­дечниками из обед­ненного урана.

Однако главным итогом войны в Персидском заливе стало то, что иракские вой­ска были из­гнаны с территории Кувейта, хотя достигнута эта цель была вы­сокой ценой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.