Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа как самоорганизующаяся система. Основные стратегии научного исследования природы. 2 страница




Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество следует отнести к числу, так называемых открытых систем, которые обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. Общество черпает из природы продукты питания, сырьё для производства, находит в ней различные источники энергии. Конкретные условия географической среды (включая климатические) представляют собой конкретные, положительные или отрицательные, факторы развития производства и всей общественной жизни. Это воздействие может быть прослежено по нескольким основным направлениям: географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие отдельных отраслей производства. Уже первое в истории великое разделение труда, отделение скотоводства от земледелия, происходило с учётом условий географической среды. Необходимостью такого учёта руководствуются и сегодня, размещая те или иные отрасли производства, прежде всего там, где для этого есть оптимальные географические условия; географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили бы все средства к существованию в готовом виде, они не имели бы стимулов к развитию. И, напротив, крайне суровая и однообразная среда оказывается также неблагоприятной[3].

Для каждого природного региона характерно состояние предельной ёмкости его освоения. Выход за определённые рамки неизбежно приводит к рассогласованию процессов самоорганизации; природная система, как говорится, «идёт вразнос». Беспредельное удовлетворение человеческих потребностей за счёт одной и той же территории невозможно. Только сочетание регионов, находящихся на разных стадиях освоения, обеспечивает действие законов самоорганизации.

Состояние предельной ёмкости невозможно и для нашей планеты в целом. Однако пока неравномерность экономико-политического развития разных стран, пространственно-климатическая дифференциация оболочки земного шара пока не достигшей критической точки, рост народонаселения сдерживают наступление этого кризисного состояния. Вопрос – как долго это будет продолжаться? Помочь ответить на этот вопрос отчасти может расширение знаний о строении, динамике и эволюции природных объектов, о механизме их самоорганизации. В принципе, научная корректность в рамках рассматриваемой темы требует более частого употребления не расплывчатого порой понятия «природа», а более чёткого – геосистема. Использование в качестве родового понятия «система» означает совокупность объектов, находящихся в определённых отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство. Видовое понятие «географическая» обозначает принадлежность к Земле, наличие территориальной упорядоченности. Различают геосистемы, состоящие только из элементов природы – природные геосистемы, и состоящие из элементов природы, населения и хозяйства – интегральные геосистемы.

Системный подход позволяет сформировать задачи исследования природы, чётко определить их содержание, отличное от частных дисциплин. Он порождает новые точки роста исследований и расширяет перспективы практического использования их результатов. Назовём основные проблемы, входящие в учение о природных системах и характеризующие современные направления гуманитарной мысли:

– поиски рациональных приёмов качественной оценки природных и социальных процессов;

– рассмотрение проблем эволюции природы и использование палеогеографии;

– изучение влияния социально-экономических факторов на природную среду и научное прогнозирование;

– философское обоснование рационального использования природных ресурсов с учётом их восстановления;

– экспертиза проектов комплексного использования и охраны окружающей среды.

Вполне естественно, что названы только направления исследований, в то время как каждое из них включает целый ряд конкретных тем, относящихся к определённым видам социоприродных связей. И, разумеется, перечисленное не исчерпывает круга задач философии природы, а лишь характеризует её содержание.

4. Живая природа. Биосфера и ноосфера.

Системная организация живой природы выглядит следующим образом: живые молекулы – клетка – особь – вид – биоценоз (bios – жизнь, koinos – общий). Под биоценозом понимается вся совокупность живых систем, населяющих локальный участок и находящихся в динамическом взаимодействии. В литературе нередко используется понятие биосферы. В этом случае, речь идёт об оболочке всей Земли, состав и структура которой в существенных чертах обусловлены деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы и находится в постоянной динамике. Современный этап развития биосферы характеризуется следующими тенденциями: нарастает устойчивость, усложняется структурная организация, наблюдается миниатюризация форм жизни, деятельность человека становится всё более масштабной.

По мнению В.И.Вернадского, мир диких животных и растений неизбежно меняется в новой обстановке, созданной биохимической энергией человека. Дело в том, что сравнительно бурная эволюция мозга (особенно в период ледниковых катастроф) привела к тому, что человек «скачком» вышел из равновесия с окружающей его средой- биосферой. В итоге на современном этапе эволюции жизни происходит всё ускоряющийся рост популяции одного из видов – Homo sapiens. Такой взрывной процесс привёл к драматическим последствиям: всей биосфере сегодня угрожает сокращение сложившегося за 4 млрд. лет биологического разнообразия. Мир оказался перед угрозой катастрофического вымирания видов. Причём вымирание идёт несоизмеримо быстрее по сравнению с процессами видообразования, которые в нормальных условиях увеличивают генетическое разнообразие и компенсируют потери.

Понимание важности сформулированной проблемы выдвигает задачу поиска путей сохранения многообразия живого. Первые шаги были сделаны в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 140 стран участниц), где была принята конвенция о биологическом разнообразии растительного и животного мира на генетическом, видовом, экосистемном уровнях, а так же о создании условий для получения выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Было признано, что эти ресурсы являются стратегической гарантией выживания будущих поколений.

Борьба с сокращением биологического разнообразия должна включать целый ряд широкомасштабных мероприятий. Сюда отнесём, например, долговременное управление популяциями в условиях неволи – содержание редких животных в зоопарках, национальных парках, одомашнивание, перемещение представителей отдельных видов в другие местности (доместикация). Разумеется, здесь требуется добротная экспериментальная проработка. Так, исследования новосибирских генетиков показали, что ключевым механизмом всех доместикационных изменений служит отбор на способность животных сосуществовать с человеком, обладать значительной устойчивостью к комплексу новых для вида и, следовательно, стрессирующих факторов. Ведущим фактором является опять же человек.

Резкое изменение экологической обстановки, появление новых для вида раздражителей так же вызывают стресс, который сопровождается резким изменением гормонального статуса организма. Словом, отдаленные последствия всех перечисленных подходов малоизученны и работа биологов, особенно генетиков, только начинается. Сказанное – лишь один из множества примеров взаимодействия природы и человека, причём последнему в этом взаимодействии отводится ведущая роль. Главная отличительная черта человека – разум, бесконечно увеличивающий возможности людей. «…Всё человечество, вместе взятое, – писал Вернадский, – представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом…».

В ХХ в. представление о сфере взаимодействия природы и человека стало в науке особенно актуальным, благодаря тому, что появилось новое понятие – «ноосфера» (греч. noos – разум, cphaira- шар). Ноосфера – это особым образом организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов. В.И. Вернадский отмечал, что ноосфера - новое геологическое явление на нашей планете, в результате ее формирования впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Появление в творчестве академика Вернадского идей о ноосфере вполне закономерно: закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства – человеком. Научной мыслью и государственно-организованной ею направляемой техникой, своей жизнью человек создаёт в ноосфере новую биогенную силу. Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и полное в своей основе, чем человеческая история. Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим её прошлым, поскольку эта стадия создаёт по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества.

Теоретические работы В.И Вернадского в области изучения природы отличаются не только новаторством и глубиной мысли, но и их поразительной современностью. В фокусе этого новаторства – возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость её долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки. Подавляющее большинство учёных традиционно видели в человеке всего лишь наделённого интеллектом созерцателя природы, способного раскрывать её тайны и удовлетворять жажду познания. Вернадский увидел в человеке творца природы, призванного, в конце концов, занять место у штурвала эволюции. Потребовались десятилетия, чтобы перебросить мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой людьми. Мост этот состоял в ключевой идее – переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума – закономерный этап развития материи, этап естественноисторический.

Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров.

Развивая учение о биосфере, Вернадский пришёл к следующему выводу (биогеохимическому принципу): биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению. Вовлекая неорганическое вещество в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Этот биохимический принцип утверждает высокую приспособляемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени. Кроме того, Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека, с многообразными проявлениями бытия индивида и общества. В идеях о космическом «управлении» земными процессами или о разумных силах во Вселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего спорного для Вернадского не было. Он писал, что область человеческой культуры, и проявление человеческой мысли, т.е. вся ноосфера, лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое. Т.о., человеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть природы.

С концепцией ноосферы Вернадского тесно связана и логически из неё вытекает концепция коэволюции, т.е. совместного и согласованного развития биосферы и человека. Автором этой концепции является известный учёный Н.В. Тимофеев – Ресовский (1968 г.). Согласно этой концепции развитие цивилизации с неизбежностью, всё более и более должно ориентироваться на самоорганизацию и эволюцию живой и неживой природы. Сама концепция основывается на следующем положении: изменяя биосферу в своих интересах, человечество должно параллельно изменяться само, исходя из требований природы. Можно сказать, повелевая природой, человек должен в тоже время подчиняться ей.

Таким образом, система «природа – общество - человек» – сложное целостное образование; изменение одного из компонентов обязательно вызывает цепь изменений, и такие взаимосвязанные последовательные изменения могут привести к значительной реорганизации окружающей среды. Человек является первоэлементом при философском исследовании социоприродной проблематики. Его биологическое начало, может рассматриваться как исходная позиция анализа жизни и развития общества. Вполне понятно, что всё ненужное человеку, чуждое его природе, его сущности – не нужно и обществу в целом. И наоборот, если в обществе отсутствуют необходимые для человека условия, оно не может считаться здоровым обществом.

 

5. Современная экологическая ситуация и пути разрешения

конфликта человека с природой.

Важнейшей особенностью прогресса в обществе является нарастание темпов развития. Процесс возникновения человека начался примерно 2 миллиона лет назад. Если учесть, что человек современного типа существует всего несколько десятков тысяч лет, то можно представить себе, какими медленными темпами шёл процесс становления человечества. Более быстро происходило развитие рабовладельческого и феодального общества, хотя и оно затянулось на тысячелетия; в дальнейшем темпы развития убыстряются. Впрочем, социальный прогресс не сводится к накоплению количественных изменений. При соответствующих условиях он с необходимостью предполагает появление изменений качественных. В нашем случае имеется ввиду резкий скачок, увеличение масштабов научно-технической и производственной деятельности отдельных государств и человечества в целом. Рассматривая учение В.И. Вернадского о ноосфере, мы отмечали превращение интеллектуального и индустриального потенциала человека в геологическую силу как положительный момент в поступательном движении истории. Но всякая медаль, как известно, имеет две стороны. Лавинообразный характер социально-экономических изменений с неизбежностью привёл к обострению противоречий между природой и обществом – конфликту глобального характера и значения. Как это не парадоксально звучит, абсолютизация рационального метода постижения и освоения действительности привела к абсолютно иррациональным результатам, т.е. к уничтожению естественных предпосылок бытия человека.

Не следует думать, что в прошлом не было экологических катастроф и кризисов. Но, во-первых, они были локальными либо региональными и, во-вторых, порождались в основном катаклизмами самой природы (землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения вулканов и пр.). Современная экологическая ситуация является производной, порождением цивилизации, превратившейся в геополитический фактор. Все экологические проблемы можно условно разбить на три группы. Это, во-первых, загрязнение природной среды; во-вторых, истощение природных ресурсов и, в-третьих, экспонентный рост численности населения. Нетрудно убедиться в социальных корнях перечисленных проблем. Результат – невиданный ранее общепланетарный кризис, поиски путей из которого ищут представители различных наук. Нас здесь, разумеется, интересуют философские концепции.

Катастрофу можно определить как переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Повышение средней температуры на поверхности планеты (парниковый эффект) может привести к таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, вымиранию определённых видов флоры и фауны и т.д. Добавим загрязнение океана нефтью и стоки с полей, наступление тундры из-за вырубки лесов и расправу с пригородным мелколесьем. Если эти явления представить в комплексе, то можно с уверенностью вести речь об экологической катастрофе, т.е. катастрофе в «доме» человечества.

В процессе жизнедеятельности человечество воздействует на различные экологические системы. Чаще всего это воздействие носит разрушительный характер. Обратимся к фактам. В то время как земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, сегодня этот сантиметр деградирует за 3 года. На каждый квадратный километр мирового океана приходится 17 тонн различных отходов суши. Всё больше обращает на себя внимание и проблема конечности природных ресурсов. Во второй половине двадцатого столетия было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. В процессе своей деятельности современная промышленность выбирает из недр около 100 млрд.т. вещества. Подсчитано, что при цифре 300 млрд. т., к которой неуклонно приближается экспонента промышленного роста, безвозвратно погибнет природный потенциал человечества.

С материальной стороны практика обнаруживает так же энергетические пороги своего осуществления. На Земле, например, нельзя производить энергии больше 1014 ватт, ибо за этим порогом можно взорвать планету. Поэтому нельзя неограниченно увеличивать энергетический потенциал производства, величиной которого измеряли и измеряется научно-технический прогресс. Значимость этого обстоятельства становится особенно ощутимой, если учесть, что исторический оптимизм европейской цивилизации, вера в неограниченность научно-технического и социального прогресса опирались как раз на тезис о неисчерпаемости ресурсов природы. Сейчас этот тезис теряет силу. Многие учёные связывают надежды с выходом в Космос. Однако и там существуют свои пределы. В Космосе вообще не может существовать энергия больше 1029 эрг., т.е. энергии «большого взрыва», породившего нашу Вселенную 14 млрд. лет назад.

Возможность смены одних традиционных ресурсов другими и переход к новым технологиям лишь отодвигает срок достижения пределов эксплуатации земного сырья и энергетических ресурсов. При учёте историчности этих сроков условие исчерпаемости земных источников индустриального развития следует, видимо, формулировать в виде закона «невозрастания ресурсов», что, конечно, не снимает проблему существования количественных ограничений промышленной деятельности.

Наконец, всё возрастающую роль приобретают социальные коллизии, связанные с тем, что, во-первых, небольшое число развитых стран, где проживает т.н. «золотой миллиард» человечества, эксплуатирует 70% мировых ресурсов и обеспечивает в своём регионе уровень потребления, недосягаемый для большинства населения планеты. И, во – вторых, девиантное поведение (т.е. поведение не признающее правовые и моральные нормы), психические отклонения, массовые заблуждения и, даже психозы всегда сопутствовали человеческой истории. Это как бы «побочный продукт» исторического процесса. Но лишь последние десятилетия 20-го столетия сконцентрировались количественно и качественно таким причудливым образом, что национализм, фундаментализм, расизм, международный терроризм, иррационализм, эротизм и пр. как комплексный феномен, стали напоминать «демоническое вторжение» на планету.

Приведённые экологические, экономические, социальные и психологические примеры можно рассматривать как свидетельства того, что современная история становится всё более объёмной. Она всё теснее связывает движение вперёд с преобразованием настоящего под углом зрения неиспользованных возможностей прошлого, т.е. реализует будущее не только в запросах сегодняшнего, но и в составе опыта прошлого, входящего в современность. Востребованное практикой прошлое приобретает (в сравнении со скоротечностью многих новаций) достоинство «вечно настоящего» и не отделяется ощутимым интервалом от сегодняшнего дня. Вспомним философские идеи прошлых столетий. А такая оценка предполагает вычленение вариантов цивилизации, её стержневых ценностей, перестановки акцентов развития, пересмотра ориентиров и целей. Природа и общество связаны тысячами невидимых нитей. Это, как уже отмечалось, – единое системное образование. Т.н. «линейное мышление» здесь бессильно, оно срабатывает лишь в весьма ограниченных условиях. Специалисты, работающие в социальных и естественных науках, политике и экономике уже осознают, что основные проблемы человечества отличаются глобальностью, сложностью и нелинейностью. В прошлом линейное мышление порой приводило к неправильным и даже опасным представлениям и в науке, и в экономике, и в политике, и в культуре. Одним из слагаемых нелинейного мышления является междисциплинарная методология познания природных и общественных явлений. К сожалению, политики и менеджеры, принимающие порой судьбоносные решения, рекрутируются из учёной среды меньше всего. Со времён Сократа, Платона, Аристотеля, ратовавших за правление мудрецов, эта проблема устойчиво носит открытый характер.

Караван истории меж тем идёт – ищутся пути разрешения конфликта, выразившегося в противостоянии человека и природы. Но, чтобы понять, «прощупать» реальные пути преодоления кризиса, необходимо предварительно разобраться в его глубинных корнях. В философии разработано несколько научных концепций по преодолению описанной критической ситуации. Так, «формационная концепция» связывает напрямую современную экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. К примеру, в нашей литературе долгое время господствовал тезис о двух типах природопользования – досоциалистическом, коренные пороки которого якобы вытекают из частнособственнической основы жизнедеятельности общества, и коммунистическом, который якобы автоматически ликвидирует хищническую тенденцию в воздействии человека на окружающую природную среду. На самом деле формационные параметры конкретного общества не могут влиять на характер природопользования, а, следовательно, и на экологическую ситуацию. Но, даже, если мы хотим сравнивать между собой в этом отношении различные страны и регионы, то сами формационные параметры должны быть строго выверены. И тогда становится ясным, что превосходство в решении экологических проблем обнаруживается не в тех странах, которые до недавнего времени считались социалистическими, а в том регионе, в котором реально осуществляются процессы социализации жизни.

Во-вторых, специфические черты современной экологической ситуации обнаруживают себя по-разному в зависимости от уровня общей культуры региона или отдельно взятой страны, то есть показателя явно не формационного. В качестве примера можно привести тот же Чернобыль, а также аварии на других экологоопасных объектах бывшего СССР. Нетрудно понять, как мы зависим ныне от научной, исполнительской, нравственной и даже политической культуры. Последствия чернобыльской катастрофы замалчивались именно из политических соображений.

Другой подход к пониманию экологического кризиса – «цивилизационный», поскольку современная экологическая ситуация, основной характеристикой которой является понятие экологического кризиса по сути, цивилизационного происхождения. «Машина», положившая начало индустриальной стадии цивилизации и являющаяся её материальной основой, принципиально изменила способ потребления ресурсов природы и масштабы самого потребления. Безудержная машинизация всех отраслей хозяйства, новейшие технологии, автомобилизация и т.п. повлекли за собой столь же безудержное потребление сил природы и загрязнение среды обитания. Истоки современного экологического кризиса обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации – её технико-технологического базиса. Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы поиски путей и средств выхода из кризиса.

С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть использованы открывающиеся сегодня, невиданные технические возможности. Противоречивый характер научно-технической революции в том то и состоит, что, порождая невиданные в прошлом экологические проблемы, она в то же время содержит потенциальные возможности для их преодоления. С другой стороны, нашей цивилизации во имя выживания, возможно, придётся отказаться от многих своих технических детищ. Введение международного запрета на фрионовые холодильники – это только начало. Предстоит так же переход на более чистую энергию – солнца, воздушных потоков, разницы температур, внутреннего тепла Земли и т.д. А поскольку эти источники не всегда и не везде эффективны, человечеству предстоит качественно изменить свой образ жизни за счёт деиндустриализации, деурбанизации, демилитаризации, упора на энерго – и ресурсосберегающие технологии и т.д. В этих условиях, целесообразным оказывается путь перевода производства (при доведении его до научно – обоснованного уровня обеспечения людей продуктами потребления) на замкнутый, т.н. «нулевой цикл». Тогда удовлетворение материальных потребностей станет рутинным делом циклического воспроизводства экономической деятельности, а неисчерпаемость человеческого творчества будет определяться духовным координатами. Общественная целесообразность такого решения уже сама по себе свидетельствует о том, что история подходит к границам своего существования по материально-потребительским показателям. Это означает не прекращение человеческой деятельности, а начало её трансформации в новые, преимущественно социально-культурные изменения.

Одной из промежуточных ступеней к этому вполне закономерному этапу истории человечества является представление о том, что взаимодействие природных, технических и социально-экономических подсистем настолько сильно, что создаёт возможность рассматривать их совокупность как новый объект научного исследования и проектирования. Целью деятельности представителей различных наук, в том числе философии, медицины, выступает оптимизация технико-экономических решений с позиций основных гуманитарных и социальных задач. В этом случае основные ограничения определяются не только и не столько соображениями технической и экономической эффективности, а так же требованиями неприкасаемости некой абстрактной природы, а логически вытекают из интересов создания оптимальной для жизни человека среды. Анализируя геологическую историю земли и сопоставляя её с историей общества, Вернадский предложил собственную модель, стратегию выживания человечества. В его трудах указан целый ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия: заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи между странами; усиление экономических и политических связей между всеми странами; начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение границ биосферы и выход в космос; свобода научной мысли от давления религиозных национальных и политических построений; разумное преобразование природы с целью сделать её способной удовлетворить материальные и духовные потребности численно возрастающего населения; исключение войн из жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.