Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система адміністративного права




Метод административного права.

 

Метод административного права, т.е. способ воздействия норм данной отрасли на общественные отношения, можно охарактеризовать, выяснив следующие обстоятельства: 1) каково правовое положение занимает каждый из участников отношений, урегулированных административно-правовыми нормами, 2) на основании каких юридических фактов возникают, изменяются, прекращаются административно-правовые отношения, 3) как определяют и защищают права и обязанности субъектов указанных отношений.
Участниками общественных отношений, составляющих предмет административного права, в основном являются субъекты, которые находятся в состоянии власти и подчинения. Ведь в таких отношениях с одной стороны наделен властными полномочиями орган исполнительной власти, местного самоуправления, другой уполномоченный субъект, а с другой - гражданин или предприятие, которые, безусловно, имеют определенные нормативно закрепленные права, впрочем эти права не позволяют имигнорировать законные требования другой стороны.
Роль юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются, прекращаются административно-правовые отношения, зачастую играют правовые акты управления, которые принимают органы исполнительной власти, местного самоуправления, другие уполномоченные субъекты в одностороннем порядке и содержат предписания, обязательные для исполнения, а иногда и обеспечены принудительной силой государства.
Права и обязанности участников общественных отношений, составляющих предмет административного права, определяются нормативными актами и не могут изменяться по их усмотрению.
Нормы административного права фиксируют различные способы защиты прав граждан - от обжалования незаконной деятельности в административном порядке до обращения в суд. Это, несомненно, признак нового административного права, которое имеет целью гарантирования прав человека и установление цивилизованного паритета между интересами личности и государства.
На основе приведенного можно сделать вывод, что метод административного права базируется на отношениях субординации между участниками общественных отношений, а это является признаком так называемого императивного метода регулирования (или метода властных предписаний)

 

Система административного права - это внутреннее устройство области, которые отражают последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь. Она состоит из двух частей: общей и особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Иногда говорят о специальной часть административного права.
Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др..) Формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и проч.), Административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управление юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..
Содержание общего и Особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех областях социально-культурного строительства с учетом их специфики.
Наряду с разделением на две основные части (общее и особенное) система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы).
Административное право - это отрасль права (совокупность правовых норм), регулирующий в целях реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, которые складываются в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически властных полномочий.
Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере государственного управления, развивает и укрепляет его демократические основы. Административному праву принадлежит особая роль в механизме правового воздействия - оно выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.Иначе говоря, административное право - это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, метода регулирования и структурными особенностями (системой размещения нормативного материала).
Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в связи с реализацией функций государственного управления, по поводу осуществления широкой и разнообразной исполнительной и распорядительной деятельности.
Административному праву присущи определенные границы правового регулирования - ЦС сфера деятельности исполнительных и распорядительных органов и общественные отношения управленческого характера, которые складываются в этой сфере. Они возникают, развиваются и прекращаются между: вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти (между Кабинетом Министров Украины и областной государственной администрацией); органами исполнительной власти и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (между Министерством образования и науки Украины и ректором высшего учебного заведения);органами исполнительной власти, которые не связаны непосредственно подчиненности (между Министерством здравоохранения Украины и Министерством образования и науки Украины); органами управления и органами общественных организаций (между областной государственной администрацией и президиумом областного совета профсоюзов); органами исполнительной власти и гражданами (между районным отделом внутренних дел и гражданином, который привлекается к административной ответственности за административный проступок).
Наиболее тесная связь наблюдается между административным правом и конституционным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая и административное. Предметом конституционного права являются прежде общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением власти, деятельностью органов государственной власти, проведением выборов в представительные органы государственной власти, реализацией конституционного статуса граждан и т.п.. Конституционные положения закрепляют место органов исполнительной власти в системе государственного механизма, основания их взаимоотношений с органами государственной власти, правосудия и прокуратуры, важные принципы их формирования и деятельности. Таким образом, предписания норм конституционного права служат исходной основой для норм административного права, которые регулируют разнообразную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного управления. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции Украины и других источников конституционного права относительно функционирования исполнительных и распорядительных органов.
Определенные связи существуют между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы последнего определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что касается норм административного права, то они регулируют дсржавнослужбови отношения, а именно: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, правила пользования документами, полномочия должностных лиц в организации трудового процесса.
Административное право носит тесно связано с гражданским правом, прежде всего потому, что эти отрасли регулируют отношения имущественного характера. Однако нормы гражданского права касаются имущественных отношений, в которых стороны являются равноправными, а нормы административного права - имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой.
Административное право граничит с финансовым правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежной массы в государственных интересах имеет большое значение и характеризуется специфическими особенностями.
С рядом норм уголовного права связано содержание норм административного права об ответственности за административное правонарушение. Так, КоАП устанавливает административную ответственность должностных лиц, а нормы уголовного законодательства - их уголовную ответственность за должностные преступления.
Отграничение административного права от других отраслей, которые так или иначе с ним связаны, характеризует его самостоятельное значение.Одновременно соотношение административного права со смежными отраслями права свидетельствует об их взаимосвязи в единой системе права. От административного права как отрасли права необходимо отличать административное законодательство, является составным элементом законодательства Украины. Если административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых эти нормы находят свое внешнее проявление. Административное законодательство охватывает не все нормативно-правовые акты, а только законы и другие акты Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины и правительственные постановления обще-нормативного характера, которые относятся к управленческой деятельности.
Особенности административного права (своеобразие административно-правового метода регулирования) обусловлены спецификой государственного управления как юридически властной деятельности, осуществляемой исполнительными и другими государственными органами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.