Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ознаки державної служби та їх характеристика





Государственная служба ставит перед собой следующие задачи:
охрана конституционного строя Украины, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
обеспечения эффективной работы государственных органов в от повидности в их компетенцию;
совершенствование условий государственной службы и профессионального ди тельности государственных служащих;
создание и обеспечение надлежащего функционирования сис темы подготовки и повышения квалификации государственных слу жащих;
обеспечения принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, коррупции и других негативных явлений в системе государственной службы.
Производными от задач государственной службы является ее функции. Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, которые способствуют достижению соответствующей цели правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. В юридической науке нет единого мнения относительно понятия и видов функций государственной службы. Так, Ю. М. Старилов рассматривает функции государственной службы, исходя из особенностей функций права и функций государства. Одновременно он выделяет два типа функций государственной службы: государственной службы как вида социально полезной профессиональной деятельности лица (они находятся в прямой зависимости от функций и государства) и государственной службы как правового института (вытекающих из функций права). На основании их синтеза Ю. М. Старилов выделяет следующие функции государственной службы:
а) основные - информационное обеспечение, прогнозирование и моделирование, планирование, организация, руководство, координация ция, контроль, регулирование, учет;
б) общие - осуществление государственной кадровой политики; комп лектування персонала государственных органов с учетом здиб ностей, профессиональных, личных и нравственных качеств; организа ция государственной службы; планирования и прогнозирования развития персонала государственных органов; анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти и др..;
в) специфические, которые можно рассматривать как регулятивный и организационное влияние относительно ограниченного и целесообразного вмешательства в сферу экономики и социально-культурного строительства, в которых объекты управления обладают значительной самостоятельностью по выбору решений и их реализации;
г) вспомогательные, которые имеют целью обслуживание деятельности государственных органов в рамках основных, общих и специфических функций (делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.);
д) специальные, отражающие особенности объекта управ ления (например, методическое, техническое руководство). Они могут дополнять общие функции в случае их недостаточности
Несколько иное мнение по этому поводу высказывает А. П. Ноздрачьов, который считает, что функциями государственной службы являются:
правоприменительная. Она осуществляется через выполнение по садовым обязанностей и принятия актов управления о выполнении законов и т.п.;
правотворческая. Иными словами эту функцию можно назвать нормотворческой, которая проявляется в законопроектной дея тельности, а также в экспертной, аналитической, справочной ро боте государственных служащих в процессе подготовки законо проектов;
правозащитная. Одним из основных обязанностей государственных служащих является реализация и защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление им управленческих (администра них) услуг; регулятивная. Государственная служба проявляет себя при под готовци различных конкретных программ государственной дея те, иных государственных решений. В этом смысле государств на служба выполняет важную регулятивную функцию, которая проявляется в том, чтобы обеспечить согласованность др. терес разных слоев общества;
организационная. Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных орга нов, объединяя их в один государственный аппарат легитимной государственной власти.
Принципы государственной службы закрепляются в Конституции Украины, Законе «О государственной службе» (статья 3) и других нормативно-правовых актах. Единого исчерпывающего перечня нормативно закрепленных принципов нет. Они достаточно разнообразны, многочисленными и взаимообусловленными друг другом. Согласно статье 3 Закона государственная служба основывается на следующих основных принципах, как:
служения народу Украины; демократизм и законность; гуманизм и справедливость;
приоритет прав человека и гражданина; профессионализм, компетентность, инициативность, честность, преданность делу; персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и дисциплины; соблюдение прав и законных интересов органов местного самоуправления; соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объеди нань граждан.
В юридической науке принято классифицировать принципы государственной службы на два вида: конституционные (иногда их называют «основные») и опганизацийно-правовые («организационно-функциональные»).
К конституционным принципам относятся: служение народу Украины; демократизм и законность, равенство доступа к государственной службе; приоритет прав человека и гражданина, политическая и религиозная нейтральность, гласность и прозрачность и др..

17. Поняття та види державних службовців

Если исполнительная власть находит свое выражение в государственном управлении, а государственное управление реализуется через функционирование в каждой из его сфер специально с целью образованных на то государственных органов, то деятельность каждого отдельно взятого органа государственного управления объективируется, проявляется в реальных условиях и конкретных жизненных обстоятельствах, в действиях его полномочных представителей - госу-дарственных служащих.
Лица-служащие является кадровым составом (или личным составом, или персоналом) органов государственного управления. Будучи сотрудниками государственного органа, они фактич-но состоят на службе у государства и выполняют ее зада-ния и функции-Именно они являются последним звеном государственного управленческого механизма, через которую реализуется выполнил-ча власть, воплощаются в жизнь государственные требования и управле-ские решения. От того, как они понимают и выполняют свою работу, насколько точно и правильно действуют, зависит эффективность функционирования органа управления и всей системы исполнительной власти.
Следовательно, государство приобретает реальности и силы благодаря пер-сонала, кадровому составу своих органов, а задачи и функ-ции государства становятся при практической реализации зав-данными и функциями контингента государственных служащих. Институт государственной службы продолжает и завершает организационная оформление государственного механизма, а самое главное - делает этот механизм способным практически решать любые вопросы отрасли государственного управления.
Организуя и формируя свою государственную службу, дер-жава прежде использует правовой инструментарий. С помощью юридических норм осуществляется как организа-ция государственной службы, так и регламентация практической ди-тельности государственных служащих по реализации предоставленных им полномочий. Это, в частности, установление должностных наиболее менувань, определение полномочий в соответствии с должности, выработка правил поступления на государственную службу, прохо-ния службы и продвижения по ней, заключение доку-ментов и порядок работы с ними, прием граждан и рассмотрение их обращений, применение меры поощрения и ответственности, прекращения служебных отношений и тому подобное.
Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы государственной службы в Украине, является Закон "О госу-дарственной службе" от 16 декабря 1993 г. Статья 1 Закона "Дер-венная служба и государственные служащие" определяет, что государства-на служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и аппарате, по прак-ного выполнения заданий и функций государства, за что им вы-плачуеться заработная плата из государственного бюджета. Закон определил понятие "должности" и "должностные лица".
Должность - это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными ак-тами круг служебных полномочий.
Должностными лицами считаются руководители и заступны-ки руководителей государственных органов и их аппарата, другие дер-ственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-рас-рядчих и совещательных функций Битяк Ю.П. Государственная служба и развитие ее демократических основ. - Харьков, 1990
Должности государственных служащих классифицируются по кате-гории и рангами. Основными критериями классификации должностей государственных служащих являются: организационно-правовой ре-вень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности; роль и место должности в структуре государственного органа.
Всего установлено 7 категорий и 15 рангов. Каждой из 7 категорий соответствует 3 ранга. Итак, государствен-эту присваивается один из трех рангов, соответствующей кате-гории, под которую подпадает та или иная должность.
Установлены следующие категории и ранги.
Первая категория (3, 2, И рангах):
* Должности председателей государственных комитетов, не являющихся членами Правительства Украины;
* Председателей других центральных органов государственной испол-нительной власти при Кабинете Министров Украины;
* Постоянного Представителя Президента Украины в Республике публике Крым;
* Глав госадминистраций в областях, городах Киеве и Севастополе;
* Первых заместителей министров, первых заместителей го-лов государственных комитетов, входящих в состав Правительства;
* Руководителей Администрации Президента Украины;
* Секретариата Верховной Рады Украины и другие, приравниваются-няни к ним должности.
Вторая категория (5, 4, 3 ранга):
* Должности заместителей руководителя Администрации Прези-дента Украины;
* Заместителей руководителя Секретариата Верховной Рады Украины;
* Заместителей руководителя аппарата Кабинета Министров Украины;
* Руководителей структурных подразделений Секретариата Сен-ховной Рады Украины;
* Секретариатов постоянных комиссий Верховной Рады Ук-раины, Администрации Президента Украины, аппарата кабина-то Министров Украины;
* Советников и помощников Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины;
* Заместителей министров, заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства;
* Первых заместителей, заместителей председателей комитетов и др.-ших центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины;
* Первого заместителя Постоянного Представителя Пре-зидента Украины в Республике Крым;
* Первых заместителей глав областных Киевской и Се-вастопольськои городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности.
Третья категория (7, 6, 5 рангах):
* Должности заместителей руководителей структурных под-лив, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов-тов, консультантов Администрации Президента Украины, Сек-ретариату Верховной Рады Украины и аппарата Кабинета Ми-Нистри Украины;
* Заместителей Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым;
* Заместителей глав областных. Киевской и Севастополь-ской городских государственных администраций;
* Глав госадминистраций в районах, районах городов Киева и Севастополя;
* Начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов государственной ис-полнительной власти и другие, приравненные к ним должности.
Четвертая категория (9, 8, 7 ранги):
* Должности специалистов Администрации Президента Ук-раины, Секретариата Верховной Рады Украины и аппарата кабина-то Министров Украины;
* Заместителей начальников управлений, самостоятельных Отделения-лов (подотделов) министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти;
* Руководителей управлений, отделов, служб областных, Киев-ской и Севастопольской городских государственных адми-ций и другие, приравненные к ним должности.
Пятая категория (11, 10, 9 рангах):
* Должности специалистов министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти;
* Заместителей председателей госадминистраций в районах, райо-нах городов Киева и Севастополя;
* Заместителей руководителей управлений, отделов, служб об-ласно, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;
* Специалисты аппарата этих администраций и другие, приравниваются-няни к ним должности.
Шестая категория (13, 12, 11 ранги):
* Должности руководителей управлений, отделов, служб район-ных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций;
* Специалисты управлений, отделов, служб областных, Киев-ской и Севастопольской городских государственных адми-ций и другие приравненные к ним должности.
Седьмая категория (15, 14, 13 ранги):
* Должности специалистов районных, районных в городах Кие-ве и Севастополе государственных администраций, их управлений и отделов и другие приравненные к ним должности Закон Украины "О государственной службе" от 16.12.1993.
Ранг служащему присваивается в соответствии с очолюва-ной должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины. Ранги, от-дают должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров Украины. Ранги, соответствующие должностям третьей - седьмой категорий, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий.
При приеме на государственную службу служащему присвоено-юеться ранг в пределах соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных задач государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей. За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне граница-ми соответствующей категории должностей. Государственный служащий мо-жет быть лишен ранга только по приговору суда. Если государственный служащий перешел на должность низшей кате-гории или оставил государственную службу, на которую потом повер-нувся, за ним сохраняется присвоенный ранг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.