Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема Косова после 1999 г.: общая характеристика




 

Что касается проблемы Косова, то в 2000-е годы она оставалась такой же острой, что и ранее, но после Косовского кризиса 1998-1999 гг. она вышла ни совершенно иной качественный уровень.

Как известно, 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1244. Однако, не все пункты резолюции № 1244 Совета Безопасности ООН от 10 июня 1999 г. были выполнены и в результате, Косово фактически оказалось вне юрисдикции Белграда, под международным протекторатом, хотя и под эгидой ООН. Уже спустя два дня 12 июня 1999 г. в Косове начался ввод многочисленного (около 50 тыс. человек) контингента миротворческих войск, сформированных, главным образом, при участии стран-членов НАТО (США, а также Великобритании, Франции, Германии и Италии и др.) – КФОР. Косово оказалось в оккупации войсками стран-членов НАТО.

Роль же ООН оказалась не столь значительной: созданная Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) являлась немногочисленной и впоследствии, в сравнении с КФОР, не оказы­вала существенное воздействие на ситуацию в Косове.

Превращение после военной операции стран-членов НАТО против Югославии в 1999 г. Косово в протекторат под управлением представителей международного сообщества привело к тому, что руководство Сербии потеряло контроль над этой частью страны. Усилившаяся вследствие этого активность косовских албанцев, с одной стороны, выразилась в том, что в Косове продолжился начавшийся еще в 1990-е годы процесс становления местных органов государственной власти. 28 октября 2000 г. в Косове состоялись муниципальные выборы, победу на которых одержала Демократическая лига Косово во главе с И. Руговой: она получила 58,13 % голосов избирателей. Прошедшие в Косове в ноябре 2001 г. и октябре 2004 г. под наблюдением представителей международного сообщества выборы в парламент края – Ассамблею, зафиксировали вполне ожидаемую расстановку сил. Абсолютное преобладание в Косове в количественном выражении этнических албанцев привело к победе партий, отражающих именно их интересы. В частности, на первом месте дважды оказывалась Демократическая лига Косово во главе с И. Руговой, который вновь занял пост президента Косова, однако, вслед за ней оказались организации, созданные бывшими полевыми командирами ОАК – Демократическая партия Косово (Х. Тачи) и Союз за будущее Косово (Р. Харадинай). Отражающий интересы сербского меньшинства Список сербов Косово и Метохии в октябре 2004 г. вообще бойкотировал выборы.

С другой стороны, в Косове начались гонения на неалбанцев, в первую очередь на оставшихся здесь сербов. Более того, насилие и вовсе стало выплескиваться за пределы Косова – в южную часть Сербии, в том числе в долину Прешево, где была создана узкая, шириной в 5 км буферная демилитаризованная зона, а также в Македонию, в пограничные районы, где преобладали этнические албанцы. Действия контингента КФОР, однако, так и не смогли остановить преследования сербов, что были вынуждены признать и дипломаты ООН.

В марте 2004 г. сербы вновь оказались под ударом радикально настроенных косовских албанцев. Столкновения, которые вспыхнули между ними в первую очередь в районе Косовской Митровицы, но также и в других частях Косова, привели к жертвам. Это вызвало настоящий взрыв возмущения в Сербии, причем не только со стороны ее руководства. 17 марта 2004 г. в знак протеста против действий косовских албанцев на улицы Белграда вышли десятки тысяч человек. В некоторых населенных пунктах Сербии (в том числе в Белграде), несмотря на последовавшие обращения со стороны руководства Сербии и Сербской православной церкви соблюдать спокойствие, были совершены нападения на местные мечети.

В дальнейшем, однако, Косовский кризис стал носить уже не столь острый характер, как это имело место ранее, по крайней мере, аналогичных эскалаций конфликта в Косове уже не было. (по крайней мере, начиная с конца 2005 г.) проблема, связанная с предоставлением Косову окончательного статуса, учитывая к тому же, что этого пока не случилось, остается одной из самых значительных.

Начало этому процессу было дано в конце 2005 г., когда Совет Безопасности ООН инициировал начало процесса, результатом которого должно стать решение вопроса об окончательном статусе Косова. Залогом успеха этого процесса являлось достижение компромисса между представителям двух важнейших сторон, вовлеченных в ситуацию вокруг Косова – косовских албанцев и Сербии.

В частности, 24 октября 2005 г., на основе доклада, сделанного уполномоченным ООН К. Эйде Совет Безопасности ООН инициировал его начало, высказавшись за переговоры об окончательном статусе Косова. В принятом Заявлении подчеркивалось, что «несмотря на проблемы, по-прежнему стоящие перед Косовом и регионом в целом, пришло время перейти к следующей фазе – политическому процессу», который должен вновь подтвердить «приверженность построению в крае многонационального и демократического общества, что способствовало бы укреплению региональной стабильности». Другими словами речь фактически шла о том, что возникла необходимость начать рассмотрение вопроса об обретении Косовом полной независимости.

Вскоре (11 ноября 2005 г.) на пост главы международных посредников по урегулированию проблемы Косова был назначен бывший премьер-министр Финляндии М. Ахтисаари. 21-27 ноября 2005 г. он совершил свое первое турне по Балканам, в ходе которого встретился с представителями косовских албанцев и Сербии.

31 января 2006 г. на заседании Контактной группы по Косово на уровне министров иностранных дел (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, ЕС и НАТО) было принято заявление, согласно которому «при решении вопроса о статусе Косова необходимо полностью принять во внимание характер косовской проблемы, которая оформилась в результате распада Югославии, последовавших за этим конфликтов, этнических чисток и событий 1999 года, а также его длительного пребывания под международным управлением на основе резолюции ООН 1244». При этом, министры иностранных дел высказались за необходимость предпринять все усилия для достижения договоренности по Косову уже в 2006 г.

24 июля 2006 г. в Вене впервые на высшем уровне с участием представителей двух сторон – косовских албанцев (президент Ф. Сейдиу и премьер-министр А. Зеку) и Сербии (президент Б. Тадич и премьер-министр В. Коштуница) при посредничестве специального представителя генерального секретаря ООН М. Ахтисаари состоялись переговоры о будущем статусе Косова. На них была обсуждена общая платформа, которая должна лечь в основу решения проблемы, связанной с предоставлением Косову окончательного статуса. Однако, ввиду острых разногласий между косовскими албанцами и Сербией какой-либо конкретный результат тогда достигнут не был, хотя М. Ахтисаари заявил, что атмосфера, в которой проходила достаточно откровенная дискуссия оказалась намного лучше той, которая ожидалась.

В результате, буквально сразу же со всей очевидностью выявились серьезные и, при этом трудно разрешимые, противоречия между главными участниками переговоров, основанные на диаметрально противоположных позициях относительно будущего Косова. Фактически до сих пор эти разногласия концентрируются вокруг, пожалуй, самого важного аспекта проблемы – быть или не быть Косову независимым государством.

Между тем, несмотря на то, что консенсус между представителями Сербии и косовскими албанцами в Вене достигнут не был, специальный представитель генерального секретаря ООН М. Ахтисаари приступил к разработке проекта плана, в соответствии с которым предполагалось урегулировать вопрос об окончательном статусе Косова и уже 2 февраля 2007 г. М. Ахтисаари представил обеим сторонам (косовским албанцам и Сербии) этот проект – так называемый план Ахтисаари (ранее, 26 января 2007 г. с ним ознакомились представители Контактной группы). План Ахтисаари, в котором, кстати, напрямую не говорится о независимости Косова, как впрочем, и о суверенитете Сербии над ним, предусматривает наделить край многими атрибутами государственности и фактически предоставить ему ограниченный суверенитет под международным военным и гражданским контролем. При этом указывается, что край должен стать многонациональным обществом, имеющим право осуществлять демократическое управление на основе полного уважения норм права и общепризнанных стандартов в области прав человека.

В ходе начавшегося 21 февраля 2007 г. первого раунда переговоров он получил у косовских албанцев и Сербии противоположные по своему характеру оценки, опирающиеся на уже сформированные ранее позиции. 10 марта 2007 г. обе стороны четко заявили о своем нежелании идти на компромисс друг с другом, после чего М. Ахтисаари был вынужден признать, что возможности для переговоров по определению будущего статуса Косова исчерпаны, поскольку обе стороны не проявляют никакой готовности к поиску компромисса. «Я очень надеялся и отдавал предпочтение тому, чтобы процесс привел к договоренностям, достигнутым на переговорах. Но его ход не оставил никаких сомнений в том, что в позициях сторон по статусу Косова не содержится никаких общих основ, необходимых для достижения соглашения», - подчеркнул тогда М. Ахтисаари, добавив, что никакие новые переговоры не изменят сложившейся ситуации.

Таким образом, буквально сразу же процесс урегулирования вопроса об окончательном статусе Косова оказался в тупике, выход из которого является крайне сложным. Однако, даже указанные трудности не остановили страны Запада от занятой ими ранее позиции в отношении проблемы Косова. 26 марта 2007 г. проект, предусматривающий предоставление Косову так называемой «контролируемой» независимости, т.е. план Ахтисаари был отправлен на рассмотрение в Совет Безопасности ООН, в связи с чем, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Процесс по определению будущего статуса Косову достиг решающей фазы».

Результаты состоявшихся 17 ноября 2007 г. парламентских выборов в Косове, которые вновь проигнорировали проживающие здесь сербы, свидетельствуют о том, что среди косовских албанцев, в своем относительном большинстве (около 1/3 голосов) поддержавших Демократическую партию Косово во главе с бывшим полевым командиром Х. Тачи, также сохраняется отмеченная выше непримиримость во взглядах в отношении проблемы Косова.

Одна из самых существенных характеристик, относящихся к косовским албанцам и сербам в отношении проблемы Косова, оформившаяся к началу 2008 г. – это ярко выраженная непримиримость их позиций, конфронтационный, фактически доходящий до взаимоисключающих позиций, уровень мышления. При этом, эта тенденция постоянно усиливалась, а преодоление разногласий усугублялось возникновением новых противоречий. В этих условиях те мирные инициативы, которые исходили от представителей международного сообщества, в различной степени получая поддержку со стороны косовских албанцев и сербов, не становились основой для достижения компромисса между ними.

Следствием же этой, существующей на уровне мышления, конфронтации стала неудача мирной инициативы, исходящей от специального представителя генерального секретаря ООН М. Ахтисаари. После того, как 26 марта 2007 г. М. Ахтисаари представил Совету Безопасности ООН свой план – так называемый окончательный Всесторонний план по урегулированию статуса Косова в рамках этого органа развернулась настоящая дипломатическая борьба. Неоднократные попытки стран Запада принять в рамках Совета Безопасности ООН соответствующую резолюцию, в основу которой бы был положен план Ахтисаари, каждый раз наталкивались на сопротивление со стороны России, которая угрожала использовать право veto. Последняя попытка относится к 20 июля 2007 г. (до этого трижды проект резолюции обсуждался в Совете Безопасности ООН) после чего было принято решение передать вопрос о Косове на рассмотрение в рамках Контактной группы. В тот же день, 20 июля 2007 г. представители руководства Косово заявили о том, что ввиду того, что в рамках Совета Безопасности ООН так и не удалось решить вопрос о Косове, произойдет одностороннее провозглашение Косово в качестве независимого государства.

Правда, 10 августа 2007 г. начался новый раунд переговоров с представителями косовских албанцев и сербов, используя возможности так называемой «тройки» (США, Россия и ЕС), но в очередной раз посредники столкнулись с проблемами, поскольку стороны, втянутые в конфликт вокруг Косова, несмотря на многочисленные попытки, а также усилия, предпринимаемые представителями международного сообщества, не могут найти взаимоприемлемые точки соприкосновения. В результате, во многом именно существовавшая на уровне мышления конфронтация между косовскими албанцами и сербами служила тогда одной из причин многочисленных провалов при урегулировании проблемы Косова.

 

 

«План Ахтисаари по Косово»

 

Марти Ахтисаари – президент Финляндии в 1994-2000 гг, финский дипломат, сотрудник ООН. Лауреат Нобелевской премии мира 2008 г.

В 1999 г. представлял ЕС на переговорах НАТО, ЕС и России с руководством Югославии. В июне 1999 г., после 11 недель бомбардировок НАТО, Марти Ахтисаари и Виктор Черномырдин добились подписания президентом Югославии Слободаном Милошевичем условий НАТО по прекращению конфликта.

В 2000-е годы вернулся к миротворческой деятельности. В ноябре 2005 г. был назначен специальным посланником Генерального секретаря ООН в Косово.

2 февраля 2007 г. Марти Ахтисаари представил президенту Сербии Борису Тадичу свой доклад, по которому предполагалось определить статус Косово. Тогда М. Ахтисаари заявил: «Независимость – это единственный вариант политически стабильного и экономически жизнеспособного Косова. Я предлагаю осуществить независимость Косова, а выполнение им набора обязательств, сформулированных в моих предложениях, в начальный период будет курировать и поддерживать международное присутствие, военное и гражданское».

По плану край должен получить ограниченную независимость под чутким руководством ЕС и ООН. Ни косоваров, ни особенно сербов, поддержанных Россией, это не устроило.

Согласно проекту, разработанному Марти Ахтисаари, населенное преимущественно албанцами Косово должно было получить право самостоятельно вести переговоры, подписывать международные соглашения, вступать в мировые организации, в том числе в ООН, иметь собственные силы безопасности, а также флаг и гимн. При этом Косово не сможет объединиться с Албанией, а его сербская часть – отделиться и войти в состав Сербии. Сербское меньшинство в Косово получит гарантированное представительство в местных органах власти и парламенте, а также полиции и других гражданских службах. Кроме того, особый статус получат сербский язык и Сербская православная церковь.

В ближайшие годы, как заявил тогда Марти Ахтисаари в крае будет находиться международный представитель, опирающийся на силы НАТО и полицию Евросоюза. Он будет наблюдать за ситуацией и получит право вмешиваться в нее, используя солдат НАТО, вплоть до отмены решений местных властей.

В результате «план Ахтисаари по Косово» оказался компромиссом, который не устроил ни одну из сторон. Белград не смирился независимостью Косово даже под международным протекторатом, так как понимал, что это первый и самый главный шаг к независимости реальной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.