Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы. Показатели и дневник самоконтроля




Лазание

6. Перелазание;

§ Процесс обучения двигательному действию включает 3 этапа:

1. Ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться его выполнения, хотя бы в приближенной форме. В результате образуется элементарное двигательное умение. Во время обучения на первом этапе используется объяснение и показ, движение можно разучивать по частям. На первом этапе необходимо давать большую нагрузку;

2. Углубленное разучивание и формирование двигательного умения. Техника уточняется в процессе многократных повторений;

3. Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства. Двигательные умения высшего порядка – это способность выполнять действия в различных условиях трудовой, военной и спортивной деятельности с наибольшей эффективностью. Этот этап может длиться очень долго;

Самостоятельные занятия физической культурой. Методы показателей и дневник самоконтроля.

§ Существует 3 формы самостоятельных занятий:

1. Утренняя Гигиеническая Гимнастика (УГГ);

2. Упражнения в течение учебного дня;

3. Самостоятельные тренировочные занятия;

Чтобы тренировочные занятия имели эффект, заниматься необходимо не менее трех раз в неделю по 45 минут. Лучшее время для занятий во второй половине дня.

Самоконтроль спортсмена или занимающегося – это регулярное использование ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением своего функционального состояния физического развития и здоровья под влиянием занятий физическими упражнениями.

§ Выделяют субъективные показатели, такие как:

1. Настроение;

2. Самочувствие;

3. Желание заниматься физической культурой;

4. Болевые ощущения;

5. Аппетит;

6. Сон;

7. Показатель ЧСС (Частоту Сердечного Сокращения);

8. Артериальное давление;

9. Частоту дыхания;

Развитие основных физических качеств и способностей. Методы их оценки(физическая подготовленность, способы оценки)

§ Физические качества – это те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека.

1. Сила

2. Выносливость

3. Ловкость

4. Гибкость

5. Быстрота

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять этому сопротивлению за счет мышечных усилий. Различают абсолютную и относительную силу. Такое качество как сила достигает максимума в 17-18 лет. Силу измеряют с помощью динамометра.

§ Методы оценки мышечной силы:

1. Отжимания;

2. Подъем туловища из положения, лежа на спине;

3. Подтягивания(кол-во раз);

4. Ручной динамометр;

5. Становой динамометр (измеряют силу мышц спины);

§ Виды спорта, которые развивают силу:

1. Тяжелая атлетика;

2. Армрестлинг;

3. Гиревой спорт;

Быстрота – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени.

§ Существуют виды двигательной реакции:

1. Простая реакция – это реакция на команду или сигнал;

2. Сложная реакция – это реакция на выбор ситуации в игровых видах спорта;

Наиболее благоприятный период развития скоростных качеств считается возраст от 7 до 15 лет.

§ Методы оценки быстроты:

1. Бег (на короткие дистанции от 10 до 60 метров (зависит от возраста));

2. Прыжки на скакалке за определенный промежуток времени;

3. Челночный бег (3 по 10, 4 по 9 и 5 по 10);

4. Бросок набивного мяча;

Виды спорта, развивающие быстроту:

§

1. Спринт;

2. Конькобежный спорт(спринтерские дистанции);

3. Спортивные игры(Футбол, волейбол)

Выносливость – это способность выполнять, какую либо работу длительное время и способность противостоять физическому утомлению. Благоприятный период для развития выносливости 14-20 лет.

§ Выносливость бывает общая и специальная:

1. Общая – это способность продолжительное время выполнять различные физические нагрузки при невысокой интенсивности;

2. Специальная – это выносливость к определенной двигательной деятельности;

§ Методы оценки выносливости:

1. Тест Купера(12минутное плавание или бег)

§ Виды спорта, развивающие выносливость:

1. Спортивная ходьба;

2. Марафонские дистанции;

3. Лыжные гонки;

4. Плавание;

5. Гребля;

6. Велогонки;

7. Циклические виды спорта;

Ловкость(координация) – это способность человека быстро и наиболее рационально осваивать новые двигательные действия. Наиболее благоприятный период 11-12 лет.

§ Виды спорта, развивающие ловкость:

1. Гимнастика (спортивная и художественная);

2. Спортивные игры;

3. Фигурное катание;

4. Боевые искусства;

§ Методы оценки ловкости:

1. Прыжок на 360 градусов на точность;

2. Жонглирование мячами или другими предметами;

3. Величина времени бегав сочетании с кувырком вперед;

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

§ Различают:

1. Активная – проявляется за счет собственных усилий;

2. Пассивная – проявляется за счет внешних усилий партнера или отягощения;

3. Динамическая – проявляется в движении;

Эффективность развития гибкости достигается с 4(3) до 7 лет Наличие гибкости тесно связана с факторами наследственности. Зависит от эластичности мышц и связок.

§ Виды спорта для развития гибкости:

1. Прыжки в высоту;

2. Боевые искусства;

3. Акробатика;

4. Фигурное катание;

§ Методы оценки гибкости:

1. Для оценки подвижности в плечевых суставах использую выкрут рук назад из исходного положения впереди держа, гимнастическую палку. Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах, т.е. чем ближе мы испытуемый держит палку, тем лучше;

2. Для оценки гибкости позвоночного столба, используется наклон туловища вперед из исходного положения стоя на скамейке путем замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев, опущенных вниз;

3. Гимнастический мост;

4. Шпагат;

Типы и Виды спорта. Студенческий спорт, система студенческих соревнований.

Спорт – как общественное явление, является органической частью физической культуры и представляет собой исторически сложившуюся человеческую деятельность которая базируется на соревнованиях и продуцирует победителя и спортивные достижения. Спорт(в узком смысле) – это игровая соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение спортивных результатов. Развитие спорта в всем мире привело возникновению отдельных видов спорта (более 200) Главное отличие спорта от физической культуры – это соревновательный компонент.

§ Виды спорта (6 групп):

1. Виды спорта для которых характерна, активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения зависят от собственных двигательных возможностей (большинство видов спорта);

2. Виды спорта основу которых составляют действия по управлению специально техническими средствами передвижения (авто-, мото-, спорт). Спортивный результат обусловлен, умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.

3. Виды спорта двигательная активность которых, жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба из различного оружия, дартс);

4. Виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно конструкторской деятельности спортсменов (авиамодели, автомодели;

5. Виды спорта основное содержание которых определяется на соревнованиях, характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шашки, шахматы);

6. Многоборье составленное из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, лыжное двоеборие, легкоатлетическое многоборье);

§ Типы спорта:

1. Спорт высших достижений (олимпийские игры, чемпионаты мира);

2. Массовый спорт – спортивный результат имеет значение для своего участника;

3. Детско-юнешеский спорт;

4. Профессиональный (коммерческий);

5. Спорт ветеранов (тем кому за 35);

6. Спорт инвалидов или адаптивный спорт;

§ Особенности студенческого спорта:

1. Доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных занятий по дисциплине физической культуры;

2. Возможность систематически участвовать в спортивных соревнованиях доступного уровня. Система студенческих соревнований построена на основе принципа от простого к сложному.

§ Соревнования различают:

1. Личные;

2. Командные;

3. Лично-командные;

§ Соревнования:

1. Соревнования групп;

2. Курсов;

3. Факультетов;

4. Внутривузовские соревнования;

5. Межвузовские;

6. Региональные;

7. Российские;

8. Международные;

Участие в соревнованиях способствуют приобретению опыта для участия в последующих соревнованиях

Отбор и ориентация в спорте.

Спортивные способности – это совокупность многообразующих способностей человека с которыми связана возможность достижения высоких результатов в определенных видах спорта.

Спортивный отбор – это система организационно методических мероприятий, включающая педагогические, психологические, медико-биологические, социологические методы исследований, на основании которых выявляются спортивные способности детей и подростков для занятий в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация – это система организационно-методических мероприятий, позволяющих выявить направление специализации в отдельном виде спорта.

§ Спортивный отбор осуществляется в 4 этапа:

1. Предварительный (этап первичного отбора);

2. Этап углубленной проверки (этап вторичного отбора);

3. Этап спортивной ориентации - на котором определяется спортивное амплуа и выявляются способности к углубленной спортивной специализации;

4. Этап спортивной селекции, т.е. определение спортивной пригодности для комплектования команд.

Воздействие природных и социально-экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека.

§ На организм человека влияет огромное число факторов внешней среды их можно свести в группы:

1. Физические факторы;

2. Электромагнитные факторы естественного и искусственного происхождения;

3. Природно-климатические факторы (антропогенные);

4. Химические;

5. Биологические;

6. Социальные, связаны с жизнью людей и их отношением к друг другу и обществу;

7. Психические;

8. Экономические;

9. Уровень образования и культуры человека;

10. Социально-гигиенические;

Таким образом природные и социально – экономические факторы, являются одними из ведущих в определении продолжительности жизни человека.

Организм человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма.

Организм человека – это единая, саморазвивающаяся и саморегулирующая система человека.

Организм – это сложная биологическая система, все органы и системы организма связаны и взаимодействуют между собой.

§ согласованная работа органов регулируются двумя способами:

1. Гуморальным (Жидкость), с помощью химических веществ, через жидкие среды организма, кровь, лимфу, межтканевую жидкость.

2. С помощью нервной системы;

Гомеостаз – это биохимическое постоянство внутренней среды организма. Гомеостаз поддерживается благодаря саморегуляции. То адекватные (оптимальные) регульярные, повседневные физические нагрузки являются физиологической основой укрепления здоровья, совершенствования отдельных систем организма.

§ К ведущим физиологическим система, подлежащим тренировке относятся:

1. Дыхательная;

2. Сердечнососудистая;

3. Мышечная;

ССС(сердечнососудистая система) – состоит из сердца и сосудов, физические нагрузки, способствуют усилению кровоснабжения сердечной мышцы, увеличения толщины миокарда, повышению выброса крови сердцем в аорту и легочную артерию.

ЧСС (60-80 уд. в мин. норма), у спортсменов этот показатель уменьшается.

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение выталкивает в аорту 50-70 мл крови, а систематическая, физическая нагрузка, усиливает функцию сердца и доводит этот показатель до 90-110 мл в покое.

Минутный объем крови (от 4-5 л в мин в покое до 25-30 л в мин при тяжелой физической нагрузке).

Давление (120/80 или 110/70.) Дыхательная система состоит из легких верхних дыхательных путей, бронхов, грудной клетки и дыхательных мышц, основная функция – это насыщения организма кислородом, для функциональной деятельности всех внутренних органов.

Частота дыхания (до 18 раз в мин.)у спортсменов в покое (8-10 раз в минуту)

Жизненная емкость легких (2,5-3,5 л у Жен, 3,5-4,5 л у Муж, 6-8 л у Спорт)

Пищеварительная система – физическая нагрузка способствует полноценному использованию поступающих в организм с пищей питательных веществ и оптимальному использованию их для удовлетворения энергетических потребностей человека. Непосредственно во время физической нагрузки, пищеварение уменьшает(НЕ ЖРАТЬ перед тренировкой)

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей связок мышц и мышечных сухожилий,

§ Основные функции:

1. Опора и перемещение тела и его частей в пространстве;

2. Воздействие физической нагрузки.

3. Cвязки становятся боле прочными и эластичными.

4. Увеличивается количество костной массы, увеличивается сила, толщина и рельеф мышц.

5. Костная ткань постоянно обновляется.

Центральная нервная система – улучшается состояние и повышается роботоспособность ЦНС. Обмен веществ – Физическая нагрузка способствует стимуляции обмена веществ, нормализации жирового обмена. Минимальная величина суточных энерготрат, состовляет 2800-3400 Ккал в зависимости от пола и массы тела. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться 1200 – 1900 Ккал остальные энерготраты, обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя.

Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма.

Высокий уровень физической подготовленности для развития умственной подготовленности.

Занятия физической культуры и спортом способствуют совершенствованию органов чувств, при этом повышается способность к наблюдательности, улучшается память, (особенно зрительно двигательная и внимание) у людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельностью.

Основное средство – физическое упражнение. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиенические факторы (см. вопрос 7).

Адаптация к физической нагрузке, ее виды и этапы. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Адаптация -

Результатом адаптации является способность организма нормально функционировать в новых для него условиях, при сохранении его гомеостаза и высокой работоспособности, т.е. организм пытается найти выход из создавшейся ситуации.

§ Пример:

1. Быстро адаптируются рецепторы давления (мы не замечаем давление одежды на кожу);

2. Практически не адаптируются к действию раздражителей рецепторы вестибулярного аппарата и мышц;

§ Виды адаптации:

1. Срочная;

2. Долговременная;

§ Этапы адаптации:

1. Специфический – это приспособление конкретных органов систем и биохимических механизмов, которые обеспечивают эффективную работу всего организма. Это происходит долго. Обычно человеку необходимо 6-8 недель на то чтобы приспособиться к воздействию нового для него фактора. Пример. Лыжная подготовка: воздействие холода и физической нагрузки.

2. Неспецифический – который выявляется всегда независимо от природы действующего фактора.

Адаптация организма к физической нагрузке – это приведение функций организма в соответствии с потребностями спортивной деятельности.

Адаптация к физическим нагрузкам заключается в том, что уже имеющиеся механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее. При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем, за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться полезный приспособительный результат – выполнение поставленной задачи, т.е. конечный спортивный результат

Организм к внешним условиям приспосабливается не сразу. Адаптация к внешним условиям, к холоду к теплу, и к высокогорью, и к среднегорью (гипоксия – недостаток кислорода).

Срочная адаптация к физической нагрузке, ее виды и этапы.

Срочная адаптация – это приспособительные изменения, возникающие как ответная реакция организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды – это ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузке.

Срочная адаптация составляет первый этап адаптации к физической нагрузке и возникает непосредственно после начала действия раздражителя. Срок действия в пределах 1го часа или нескольких десятков минут, т.е. она быстрая. (спасибо Кэп).

Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект.

Физические упражнения могут приобрести характер сверхсильного раздражителя если они выполняются с большой интенсивность и в объемах не соответствующих возрасту. Нагрузка должна быть адекватной организму.

Долговременная адаптация к физической нагрузке, ее виды и этапы.

Долговременная адаптация – это приспособительные изменения которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействия.

Долговременная адаптация возникает постепенно. Долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации. Долговременная адаптация характеризуется тем, что в ответ на ту же самую нагрузку не возникает резких изменений в организме. Устанавливается устойчивая координация между циклами двигательных реакций и дыхания. В результате обеспечивается экономная работа функциональной системы, которая характерна для двигательной деятельности.

Гиподинамия и Гипокинезия. Их последствия для здоровья человека.

Гипокинезия – это пониженная двигательная активность, она может быть связана с физиологической не зрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и другими причинами.

Акинезия – это полное отсутствие движений, организмом переносится еще тяжелее.

При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Уже через через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства: Появляется апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях, в костной ткани, уменьшается содержание кальция.

Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может привести к ожирению. Некоторые животные плохо переносят последствия остутсвия движения. Крысу в течении месяца помещают в условии акинезии – выживет 60% крыс, а в условиях гипокинезии – выживет 80% крыс.

Гиподинамия – это понижение мышечных усилий. Гиподинамия означает то, что человек начинает меньше двигаться. Неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит в следствии нарушения обмена веществ. Снижается интенсивность энергетического обмена.

Последствия гиподинамии – снижается функциональная активность органов и систем организма, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным, тем самым падает выносливость и силовые показатели. Резкое снижение физической работоспособности и ухудшение здоровья.

Пример:

Особенно пагубна гиподинамия для детей, при недостаточной двигательной активности, дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушение осанки и опорно-двигательной функции.

Вывод:

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека, в этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Здоровье человека, как ценность и факторы его определяющие. Составные части здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По существу это идеал к которому мы должны стремиться, охраной здоровья занимается здравоохранение. В мировом масштабе здоровьем занимается всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). А наука о здоровье – это медицина.

§ Факторы определяющие риск для здоровья:

1. Образ жизни (трудовые и домашние условия);

2. Генетика;

3. Внешняя среда и природные условия;

4. Система здравоохранения;

§ Составные части здоровья:

1. Физическое, обусловлено нормальным функционированием всех органов и систем;

2. Психическое, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости;

3. Нравственное, определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека;

Секрет долголетия кроется в составных частях здоровья.

§ Здоровье может быть:

1. Индивидуальное – здоровье отдельного человека;

2. Групповое – это здоровье социальных и этнических групп;

3. Региональное – это здоровье населения административных территорий;

4. Общественное – это здоровье популяции, общества в целом;

§ С точки зрения ВОЗ здоровье людей – это качество социальное, для его оценки рекомендуются следующие показатели:

1. Отчисление ВНП на здравоохранение;

2. Доступность первичной медико-социальной помощи;

3. Уровень иммунизации населения;

4. Степень обследования беременных, квалифицированным персоналом;

5. Состояние питания детей;

6. Уровень детской смертности;

7. Средняя продолжительность жизни;

8. Гигиеническая грамотность населения;

Здоровый образ жизни. Критерии эффективности ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

Исходя из этого, сформулируем основные критерии, которые должны быть, положены в основу ЗОЖ.

§ К критериям ЗОЖ относятся:

1. Физиологически оптимальный режим труда;

2. Достаточная двигательная активность;

3. Рациональное питание;

4. Отказ от вредных привычек;

5. Восстанавливающий силы отдых;

6. Полезные для личности, семьи, общества формы досуга и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.327 сек.