Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки произношения свистящих, щипящих, сонорных, небных звуков, способы коррекции




Вопрос

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

• функциональную;

• механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения.

В ней выделяют:

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш.

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

• Значительно позднее появление речи

• Ограниченный словарный запас;

• Грубые нарушения грамматического строя;

• Выраженные недостатки звукопроизношения;

• Речь детей с ОНР малопонятна.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения.К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

26. клинико-педагогическая классификация: устная и письменная.Нарушения устной речи два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системными или полиморфными нарушениями речи.I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Дисфоиия (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. 2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности. 4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. 5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка. 2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия. Нарушения письменном речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности —расстройства чтения. 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

 

Свистящие «С»

Недостатки произношения:Звук слышен, но он звучит ненормально: Сигматизм.

Язык между зубами – межзубный. Нижняя губа с верхними зубами смыкается – губно-зубной. Язык (кончик) отодвинут от нижних зубов назад – шипящий. Язык узкий, воздух идёт не по центру, а с боку – боковой. Воздух выходит через нос – носовой.(замена и смешение)Парасигматизм. Может быть заменён на Т, Ц, С, Ш, З, Х.

Методы устранения:По подражанию.

А. Как водичка бежит из крана.

От артикуляционной гимнастики.

А. Широкий язык на нижнюю губу.

Б. Зубы облизать.

От опорных звуков. С помощью фонемы, которая близка по артикуляционному фону.

А. На фоне звука Ф, оттягивать нижнюю губу вниз. Звук Ф преобразовать в звук С.

Механическая помощь

Для устранения межзубного сигматизма.

(ручка чайной ложки, соломинка, спичка…)

Прижать кончик языка за зубы, улыбка и выдохнуть. Зажать кончик спички зубами.

Устранение мягкого произношения. Ввести предмет до уровня спинки языка. Надавили, прикусили, улыбнулись, выдохнули.

Приклеить кусочек ваты на нижнюю губу – сдуть.

Шипящие

Недостатки произношения

СИГМАТИЗМ

- губно-губной,- межзубный,- боковой,- шипящий,- носовой,- призубный

- «щелочное» произношение: воздух проходит между сближенными зубами и прижат к ним с боков уголками рта (раздуваются щёки)

- «нижнее» произношение: щель образуется не между сближением кончика языка и твёрдого нёба, а передней частью его спинки

- заднеязычное произношение: щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом (напоминает Х) или фрикативное Г

ПАРАСИГМАТИЗМ-Ш – С, Т, Ж

Методы устронения 1. По подражанию

- шипение змеи

- шум деревьев

2. От артикуляционной гимнастики

- От «чашечки». Сделать «чашечку» внутри ротовой полости и сильно подуть на неё

Обратить внимание на то, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы. Для этого прижимать пальцами щёки к челюстям.

3. Механическая помощь:

предлагается произнести звук С одновременно поднимая кончик языка вверх.

кончик языка поднимается с помощью зонда и шпателя.

Упражнение «Толстушечка» надуваем щёки, нажимаем на щёки пальцами, дуем – пш.

Соноры

Недостатки звука:

ЛАБДАЦИЗМ

- звук отсутствует, происходит удвоение последующего гласного.

- губно-губное произношение, напоминающее звук У. В этом случае звук Л произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

- губно-зубное произношение, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

- Межзубное произношение. Кончик языка находится между зубами.

- Смягчённое произношение, среднее между мягким и твёрдым произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

- Носовое произношение.

ПАРАЛАМБИЦИЗМ

Л – У, Л – Д, Л – В, Л – Н, Л – Л/, Л – З, Л – Р, Л – Й

Методы устронения Механическая помощь:

- от звука ля, ввести зонд №4 между твердым небом и ср. частью спинки языка, нажать на я зык вниз, произнести несколько раз сочетание ля, в момент произнесения регулировать движением зонда. Пока не будет получен акустический эффект твердого «Л»

- При параламдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков

От опорных звуков:

- постановка от гласных – ЫА. Предлагается тянуть гласный звук и в это время просунут кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное.

Недостатки звука.

РОТАЦИЗМ – до 28 искажений.

Основные:

- Боковое произношение. При этом виде – двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем ротацизме вибрируют боковые края языка.

- Картавое или горловое произношение. Два подвида: а) велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба; б) увелярное, при котором вибрирует маленький язычок (р французское)

- Носовое произношение, когда Р с гнусавым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

- Глухое Р, которое произносится без участия голоса.

ПАРАРОТАЦИЗМ: Р на Д Р на Й Р на Л Л/ Р на Н Р на Г Р на В Р на Ы

Методы устранения: От слогового сочетания ЗА с несколько удлинённым произношением первого звука из слога ЗЗЗЗА. В ходе многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Р, в сочетании с гласным А.

Механическая помощь.

При помощи шарикового зонда. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.