Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация в теории деятельности




К деятельностным теориям мотивации относится большинство исследований отечественных ученых, занимавшихся проблемой детерминации поведения. Остановимся подробнее на их рассмотрении, поскольку постулируемые в них теоретические конструкты и основные понятия легли в основу нашего исследования. Впервые наиболее подробно вопрос о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте рассматривается в работе Л.С. Выготского «Психология подростка». Л. С. Выготский считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, прежде всего, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением направленности его поведения. Л.С. Выготский впервые постулирует положение о том, что интересы не являются навыками, как считали в эпоху его современности многие психологи. Большое внимание он уделяет вопросу о «борьбе мотивов». Он одним из первых стал дифференцировать мотив и стимул, говоря о произвольности процесса мотивации. Развитие идей Л.С. Выготского мы находим в работах А.Н. Леонтьева и его учеников (А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др). С позиций «теории установки» мотивацию в 40-х годах XX столетия рассматривал Д.Н. Узнадзе. Он считал источником активности потребность, рассматривая это понятие очень широко: «это то, что нужно для организма, но чем он в данный момент не обладает». Д.Н. Узнадзе рассматривает мотивы и в связи с волей. Сущность мотивации, заключается, по его мнению, в поиске и нахождении действия, соответствующего основной и закрепившейся в жизни человека установке. С.Л. Рубинштейн, рассматривает мотивы в связи с конкретными видами деятельности, что, несомненно, было шагом вперед в исследовании мотивации. При этом мотивы были связаны с общественно-историческим характером деятельности человека, подчеркивалось отличие человеческой деятельности, как сознательной, от инстинктивного поведения животных. Большое значение в развитии теории мотивации имело то, что С.Л. Рубинштейн развивал потребностный подход к рассмотрению мотивов. С точки зрения развития потребности автор анализирует понятие мотива и цели деятельности. Рассматривая связь мотива с целью, автор говорит о том, что мотив может отделиться от цели, переместиться на саму деятельность (когда для человека мотив деятельности лежит в ней самой, например, человек начинает трудиться ради удовольствия от самого процесса труда), либо на один из результатов деятельности (когда человек свою цель видит не в том, чтобы делать именно данное дело, а в том, чтобы выполнять свой общественный долг). Говоря о направленности личности, С.Л. Рубинштейн подразумевает под ней единство потребностей, ценностей, установок, интересов, идеалов человека. Через личность С.Л Рубинштейн раскрывает систему различных связей сознания и деятельности. Сама личность определяется как триединство мотивационно-потребностной системы; способностей и дарований; характерологических черт. Это триединство, характеризуя мотивацию как ядро личности, соединяет динамические характеристики - направленность, мотивы и устойчивые качества - характер и способности. Рассматривая проблему мотивации личности, С.JL Рубинштейн ввел принцип единства содержательного и динамического аспектов в ее структуре, что, в свою очередь, послужило новым этапом в развитии современного деятельностного подхода к изучению проблемы мотивации в целом, и в педагогической психологии, в частности. Теория развития мотивации, предложенная С.Л. Рубинштейном, научно обосновывает необходимость разностороннего изучения личности учащегося для создания оптимальных условий педагогического процесса, акцентирует внимание педагогов на организации учебного взаимодействия с точки зрения деятельностного и дифференцированного подходов. Разрабатывая проблему мотивации, в связи с развитием психики, А.Н. Леонтьев связывает ее с анализом хода человеческого становления в генезисе, подробно рассматривая психологический механизм превращения жизненных факторов в мотивы поведения, процесс усложнения деятельности мотивов. Автор вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы». А.Н. Леонтьев определяет мотив как тот предмет, который отвечая актуальной потребности, то есть выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. Таким образом, А.Н. Леонтьев, характеризуя мотив как динамическое образование, представляющее собой осознанный личностный смысл действий, рассматривает механизм его формирования как «сдвиг» потребности человека на цель. Работы А.Н. Леонтьева, посвященные механизму формирования мотива, являются, с точки зрения деятельностного подхода, теоретической основой для создания моделей развития учебной и профессиональной мотивации в педагогике и педагогической психологии. Исходя из рассмотренных подходов к исследованию мотивации и мотивов человека мы можем сделать вывод о том, что единой концепции в определении этих понятий не существует. На наш взгляд, основной целью исследований в педагогической психологии является не полемика по поводу приоритета той или иной теории: «нет никакой надобности разбираться во всех тех смешениях понятий и терминов, которые характеризуют нынешнее состояние проблемы мотивов» (Леонтьев) [16], а объединение существующих взглядов в комплексной и непротиворечивой, верифицируемой концепции. Только комплексный подход и системный характер решения проблемы мотивации позволяет наиболее верно понять сущность мотивов, механизм их формирования и проявления в педагогическом процессе. Эта мысль поддерживалась целым рядом ученых (В.А. Иванников, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, М.А. Родионов и др.), считающих, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не разрозненными факторами, а их совокупностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.