Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда




Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия.

Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых. Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К. Изарда. Каждая основная эмоция (тестовая шкала) имеет три градации (три пункта опросника).

Инструкция.

Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент:

1 – совсем не подходит;

2 – пожалуй, верно;

3 – верно;

4 – совершенно верно.

Стимульный материал (Дифференциальная шкала эмоций).

Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу "Сумма". Так обнаруживаются доминирующие эмоции ("настроение"), позволяющие качественно описать самочувствие тестируемого.

КС – коэффициент самочувствия (КС) определяется следующим образом:

если КС ≥;1 – положительное самочувствие;

если КС ≤;1 – отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период, следовательно, возможно депрессивное состояние – тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности.


4. Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности»

(Б.И. Додонов)

Описание:

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Инструкция:

Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.

Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

  • «Безусловно, да» - а;
  • «Пожалуй, да» — в;
  • «Пожалуй, нет» — с;
  • «Безусловно, нет» — d.

Тестовое задание:



  1. Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.
  2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
  3. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.
  4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
  5. Я люблю острые ощущения.
  6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.
  7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.
  8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.
  9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
  10. Люблю заниматься коллекционированием.
  11. Хочу приносить людям радость и счастье.
  12. Для меня важно одобрение окружающих.
  13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.
  14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
  15. Охотно иду на риск.
  16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
  17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.
  18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.
  19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
  20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
  21. Я всегда жалею неудачников.
  22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.
  23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.
  24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.
  25. Я человек решительный.
  26. Люблю все таинственное и необычное.
  27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.
  28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.
  29. Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.
  30. Люблю делать покупки.
  31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
  32. Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.
  33. Я самолюбив(а).
  34. Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.
  35. Я люблю преодолевать опасности.
  36. Иногда меня тянет странствовать.
  37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
  38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
  39. Я склонен (склонна) к лени.
  40. Люблю рассматривать свои коллекции.
  41. Я стараюсь помогать людям.
  42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.
  43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.
  44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
  45. Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.
  46. Я люблю помечтать.
  47. Самое приятное для меня переживание — радость открытия истины, чувство близости решения.
  48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
  49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.
  50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что

а = 2, в=1, с =(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

  1. 1, 11, 21, 31, 41.
  2. 2, 12, 22, 32, 42.
  3. 3, 13, 23, 33, 43.
  4. 4, 14, 24, 34, 44.
  5. 5, 15, 26, 35, 45.
  6. 6, 16, 26, 36, 46.
  7. 7, 17, 27, 37, 47.
  8. 8, 18, 28, 38. 48.
  9. 9, 19, 29, 39, 49.
  10. 10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:

  1. Альтруистическая.
  2. Коммуникативная.
  3. Глорическая.
  4. Праксическая.
  5. Пугническая.
  6. Романтическая.
  7. Гностическая.
  8. Эстетическая.
  9. Гедонистическая.
  10. Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности — Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

-10 ______0 ______ +10

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты — больше 5, низкие — меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria — слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в
склонности больше размышлять, чем действовать, иногда — в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких — ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких — наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis — знание) — эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах — потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах — эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) — это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2361; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.216.223
Генерация страницы за: 0.09 сек.