Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл защитоспособности




III. Система права

II. Метод регулирования

1. Метод регулирования – особенный, и особенность его заключается в том, что он в подавляющем большинстве случаев императивный. У этого метода есть варианты:

· Категорический императив – предполагает безвариантность поведения

· Альтернативный императив – пример: ст.20.25 в соответствии с этой статьей лицо, подверженное штрафу и не уплатившее его в 30 дневный срок, подлежит наказанию в виде 2х кратного штрафа или административному аресту. Варианты есть, но они строго ограничены законодательством

2. Диспозитивный метод

Пример: ст.2.9. предоставляет правоприменителю, исходя из обстоятельств дела, признать административное правонарушение малозначительным и, в связи с этим, освободить субъекта от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (в соответствии с КоАП устное замечание не является адмистративным наказанием, то есть не содержится в ст.3.2.

Правоприменителя такому диспозитивному поведению (по усмотрению) поведению, законодатель не обязывает в статье содержится слово «может», и это слово означает диспозитивный метод.

Мало общественным отношениям самовыделиться, и даже мало определить методику воздействия на эту группу отношений, нужны способы, средства, приемы воздействия в качестве таковых рассматриваются правила поведения, выработанные той отраслью, которая собирается себя позиционировать в качестве самостоятельной.

Большинство отраслей права является самостоятельными (семейное, финансовое, земельное, экологическое, таможенное и т.д.)

Что касается административного права, у этой отрасли есть еще один компонент и называется он защитоспособность – это эксклюзивное права данной отрасли и уголовного права.

1) Защитоспособность по отношению к своим регулятивным нормам

2) По отношению к регулятивным нормам тех отраслей, которые не имеют защитоспособного механизма, либо имеют, но для полной защиты этого не достаточно (семейное, предпринимательское право). Эти и другие отрасли права могут рассчитывать на административно-правовую защиту, если об этом есть оговорка в законе.

В системе административного права как отрасли есть такой элемент, который называется институт административно-правового принуждения вообще и институт административной ответственности в особенности. Доказательством этого является КоАП, который качественно обогащает саму отрасль административного права таким эксклюзивным признаком как защитоспособность и тем самым выводит административное право на принципиально новую ступень отраслевого «иммунитета». Что в свою очередь делает административное право не только самостоятельным, но и самодостаточным.

Критерии самодостаточного отраслевого «иммунитета»

· Самостоятельность отрасли причем в триедином её исполнении (Предмет, метод, система)

· Защитоспособность

Именно эти два компонента делают его самодостаточным

Тема: Особенности административного права

1. Административное право функционирует по остаточному принципу. Оно регулирует те остаточные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но на данный момент его не имеют. Например: нас окружают помимо условий цивилизации, асоциальные условия (жизнь отшельника), здесь административное право не востребовано, поэтому мы не можем сказать, что отшельник нуждается в правовом регулировании.

Таким образом, в свое время выделились из административного права – таможенное, финансовое, экологическое, природоохранное и ряд других отраслей, которые образовали свои самостоятельные отрасли права.

2. Административное право – вечное право – оно рассчитано на весь период цивилизации, поскольку оно является генетически статусным, поскольку жизнеспособным его делает исполнительная власть. Срок давности отсутствует

3. Администартивное право – не только самостоятельная отрасль права имеющаятриединое основание 9предмет метод систмема). Но и самодостаточная отрасль,

амостоятельность всегда первична, если есть для этого основания, самодостаточные – в их состав входит такой компонент как, защитоспособность: во первых по отношению к своим регулятивным нормам, во вторых по отношению к регулятивным нормам иных отраслей права, котоые в этом нуждаются.

Как узнать какая отрасль права нуждается в защите – бланкетная норма. которая сущесвтеет в той отрасли которая рассчитывает на нашу защиту, либо подобную норму содержит КоАП. Сам компонент (защитоспособность) придает самой отрасли принципиально новое качество, благодаря которому административно правовая отрасль становится не только самостоятельной но и самодостаточной. Олицетворением самодостаточности администартивного права является наличие в составе отрасли правового института административной ответственности.

Таким образом администартивное право как отарсль и административная ответсвтенность как правовой институт едины

4. Административное право опосредует один из официальных видов единой государственной власти, которая по словам Медведева несет «финальную ответственность за социально-экономическое развитие государства и отче…., потому что исполнительная власть занимается реалтизацией продукцией влатси законодательной и судебной

Лекция 2

Тема Нормы администартивного права

Понятие и виды норм административного права. Способы реализации норм. Источники административного права.

В соответствии с ТГП под нормами права понимается установленная либо санкционированная государством в лице соответствующих законодательных органов общеобязательная, формально определенное правило поведения, обеспечиваемое силой убеждения, силой религиозных, морально нравственных норм, обычаев традиций и т.д., а если таковых оказывается недостаточно мерами государственного принуждения

Нормы административного права – установленные или санкционированные государством общеобязательные. Формально определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов в обществе и обеспечиваемое силой убеждения морально нравственной силой, нормами общественных организаций, а в случае необходимости мерами административно правового принуждения.

Установление это создание нормы которой не было, но общество в ней нуждалось, вариантами установления можно признать изменение нормы.

Санкционирование придание ридической силы бывшим неправовым нормам, в силу многократного их востребования обществом, что позволяет государсву возвести эту норму в ранг правовой

Формально определенная – (форма – имеет официальное письменное подтверждение; определенность – норма содержится в соответствующем источнике)

Общеобязательность – этот признак неоднозначен, то есть имеет несколько степеней защиты:

· Федеральный уровень

· Субъектный уровень

· Локальный уровень

Иными словами, когда мы упоминаем признак общеобязательности мы его упоминаем через призму понимания Эйнштейна.

А в случаи необходимости применяются меры принуждения

В административном праве существует потребность в классификации тех или иных понятий, потому что в этой отрасли всего много (объемный предмет администартивного права), а если много общесвтенных отношений требуется много правил поведения, а если их много их нужно упорядочить с помощью калссификации.

Много субъектов, нуждающихся в использовании административного права, много органов, которые занимаются предоставлением соответствующих услуг (медецинские, оборазовательные миграционные).

Кроме того много видов административных наказаний, много субъектов которые вправе их применять и много субъектов, которые вправе их исполнять.

Классификация это распределение системного понятия по соотвеьствующим критериям и чем точнее критерий тем точнее само понятие, в целях выяснения особенностей каждого конкретного понятия(вида), но спользууя классификацию можно достичь абсурдного результата.

Криетрий – по целевому значению нормы администартвного права подразделяются на два вида 9какую цель пытается достичь данная группа норм)

1. Регулятивные – упорядочить обществнные отношения

2. Охранительные – защищают или охраняют регулятивные нормы.

Самодостаточными могут быть (только для избранных субъектов) регулятивные нормы. Охарнительные нормы буду твострбованы тоько тогда когда имеет место нарушение регулятивной нормы в противном случае администартивно правовые нормы охранительного характера не нужны, то есть охранительные нормы не являются самодостаточными, если соблюдаются регулятивные нормы, нет мотива, необходимости их востребовать

По степени общеобязательности:

1. Федеральная

2. Субъектная

3. Локальная

По методу воздействия

1. Обязывающие

2. Управомочивающие

3. Запрещающие

По степени охвата общественных отношений

1. Общие

2. Специальные

 

Административные правоотношения

Понятие и основные черты административного правоотношения. Основания возникновения административных правоотношений. Виды административных правоотношений. Структура административных правоотношений

Черты административного правоотношения

· Властеотношения – они возникают при условии если одной из сторон правоотношения является орган исполнительной власти.

· Административные правоотношения возникают на основе принципа «власть-отношения» это означает что стороны правоотношений юридически не равны. Одна сторона обладает большим объемом полномочий, второй же субъект подчинен этому властному субъекту не организационно, а функционально подчинен властному. То есть субъект власти, являющийся стороной правоотношения, выполняет такие функции, в рамках которых вторая сторона правоотношения находится в подчинении этой функции.поскольку власть по своей природе является неоднородной от этого зависит и характер подчинения:

1. Властно-функциональное подчинение

2. Властно-линейное подчинение

3. Властно-судебное подчинение

· Административные правоотношения возникают по инициативе одной из сторон (ГПО – по инициативе обеих сторон), причем согласие другой стороны необязательно

· Споры между сторонами рассматриваются как в административном порядке, так и в судебном, причем стороны отвечают не перед друг другом как в ГПО, перед государством

 

Основание возникновения административных правоотношений

Любое отношение имеет свои основания. Основаниями для возникновения общественных отношений являются конкретные факты реальной действительности, то есть то, что произошло в реальности. Для правовых отношений одного факта реальной действительности недостаточно, потому что не любой факт реальной действительности может иеть правовые последствия, а потому называться юридическим фактом, значит юр. факт это факт реальной действительности совершение которого влечет юр. последствия. Юридеские факты делятся на деяние (действ\ бездейств) событие.

Виды административных правоотношений

По целевому назначению:

Регулятивные

Охранительные

По предмету регулирования:

Государственные упралвенческие отношения – возникают при организации органов исполнительной власти и их

Контрольно-надзорные

Административно-деликтные

По методу регулирвания

Императивные (вертикальные)

Диспозитивные(горизонатальные)

По содержанию

Материальные – те что содержат права и обязанности

Процесуальные – содержат процесуальный порядок процедуру приобретения эих прав

Структура административных правоотношений

В структуру входя:

Объект – то по поводу чего возникают правоотношения

Субъекты – стороны

Сколько бы ни было субъектов конкретно правоотношений сторон всегда две. Субъектами АП являются как физические так и юридические

Содержание – права обязанности запреты ограничения субъектов АП, а также процессуально правовой режим их осуществления, исполнения соблюдения или правовой защиты

Административно надзорные отношения

Здесь в качестве одной из сторон обязательно присутствует субъект административно надзорной деятельности (не путать с надзорной деятельностью прокуратуры, осуществляет надзор, но не являясь органовм исп. Власти он осуществляет надзор который называется прокурорским, а не административным)

Субъектами администартивно-надзорной деят-ти ГИБДД – надзор за безопасностью дор. Дж., Наллговая, Роспотребнадзор, Пограничный надзор, Пожарный подобных органов в кодексе около 70

Административно деликтные правоотношения

1. Административно функциональные правоотношения – речь идет о субъектах функциональной исполнительной власти являются субъекты администартивно надзорной деятельности без их участия возникновние данного правоотношения невозможно

2. Административно-дисциплинарные правооотношеные – ст 2.5 КоАП предусматривает что военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы и лица имеющие специальные звания. В соответствии с ч.1 ст.2.5 за административные правонарушения предусмотренные ч.2 ст. 2.5 это избирательные правоотношения ряд других правонарушений, они несут дисциплинарную ответственность. Часть 2 ст.2.5 называет перечень правонарушений, за которые эти лица несут адмиинистративную ответственность на общих основаниях, но когда они несут административную ответственность на общих основаниях к ним тем не менее не могут применяться такие наказания как штраф и административный арест

3. Административно-судопроизводственные отношения суть их существования обусловлена тем, что несколько администартивных наказаний содержащихся в ст.3.2 могут назначаться исключительно в судебном порядке (адм. Арест и ряд других наказаний)

Если речь идет об охранительный административных правоотношениях то в них обязательно присутствует правоприменитель, то есть субъект который наделен государсвтом полномочиями по применению действующего законодательства (его норм) по отношению к конкретной ситуации. Правоприменители в зависимости от состава подразделяются на два вида:

· Широкий – все возможные субъекты правоприменения (судья, орга, должностное лицо

· Узкий – когда указан 1 конкреный орган

Все эти отношения называются администартивно деликтными потому, что основаниями их возникновения является деликт

Состав

В зависимости от видов администартивно деликтных правоотношений различаются разновидности администартивно правовой юрисдикции:

Администраивно-функциональная юрисдикция

Административно линейная

Административносудебная

 

Режимы юрисдикции

Режим категорически императивной юрисдикции

Режим альтернативно императивной юрисдикциин

Режим диспозитивной юрисдикции

Ст 2.9 позволяет широкому правоприменителю конкретное административное правонарушение признать малозначительным а это значит что лицо освобождается от административной ответственности

Но у широкого правоприменителя такая возможность есть (диспозитив),но эта возможность его ни к чему не обязывает, поэтоу в статье содержиться слово»может»

Административная правосубъектность

Понятие и структура правосубъектности физических лиц

Правосубъектность это потенциальная способность граждан иметь и осуществлять непосрдственно а также через представителй права и ответственности

Правоспособность- потенциальная спомобность лица иметь права и нсти обязанности (возникает с рождения, но тот субхъект реально не используеет права и обязанностим в этом слчае его рродитеди или представители регичтрирую его по мере взросления у него возникает права

Дееспосбность ээто потенциальная способонсть лиц самосотятедльно приобретатть права и осуществло обязаности а также несити ответствеенность щза ссво деяния имеет поступательный хкаракер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.