Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Коргун




ОДНООБРАЗИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И МНОГООБРАЗИЕ НАКАЗАНИЙ

 

Елена Коргун, консультант комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по правовой политике, г. Барнаул.

 

Подходы к установлению санкций за дачу и получение взятки, за коммерческий подкуп менялись вместе с развитием уголовного законодательства. Посмотрим, как обстоят дела с наказаниями за коррупционные преступления сегодня и что можно изменить в целях усовершенствования УК РФ с учетом специфики этих преступлений.

 

Посредничество вне УК

 

В УК РСФСР 1960 года санкции за дачу и получение взятки были унифицированы, предусматривали только одно основное наказание - лишение свободы на определенный срок, а также дополнительное наказание в виде конфискации имущества. С принятием Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года концептуально изменился подход при установлении санкций за эти преступления. Во-первых, произошла дифференциация составов по субъектному составу по квалифицирующим признакам. В качестве самостоятельного состава выделен коммерческий подкуп, совершаемый лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Во-вторых, измерены виды и размеры наказаний. К сожалению, на момент вступления в силу УК РФ санкции за взяточничество не были унифицированы, санкции за "аналогичные" преступления существенно отличались друг от друга.

В данном случае "аналогичными" составами преступлений являются ч. ч. 1 - 2 ст. 204 и ст. 291 УК РФ, ч. ч. 3 - 4 ст. 204 и ст. 290 УК РФ соответственно. Например, санкции за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) были альтернативными и, как правило, предусматривали четыре вида наказания. Во всех санкциях в качестве основного наказания предусмотрены штраф и лишение свободы на определенный срок. Помимо того, в трех санкциях предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, в одной - арест. Санкции за получение взятки, за исключением ч. 1 ст. 290 УК РФ, были безальтернативны и предусматривали в качестве основного наказания только лишение свободы на определенный срок. Также в них предусмотрено дополнительное наказание: либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. ч. 1 - 3 ст. 290 УК РФ), либо конфискация имущества (ч. 4 ст. 290 УК РФ).

В свою очередь, санкции за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) являлись альтернативными, в качестве основного наказания предусматривали штраф и лишение свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 291 УК РФ), а также исправительные работы и арест (ч. 1 ст. 291 УК РФ). В-третьих, декриминализировано посредничество во взяточничестве.

 

Путь к совершенству

 

Совершенствование санкций за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки было продолжено в рамках действующего УК РФ. В течение последних 16 лет шестью федеральными законами внесены изменения во все санкции за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки. При этом одна санкция изменялась пять раз (ч. 2 ст. 204 УК РФ), две - четыре раза (ч. ч. 1 и 3 ст. 204 УК РФ), три - три раза (ч. 4 ст. 204, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК РФ), две - два раза (ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК РФ), две - один раз (ч. ч. 2 и 3 ст. 290 УК РФ). Также введено 10 новых составов.

Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" была пересмотрена система штрафов. Законодатель отказался от исчисления штрафов в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда. Сумма штрафа установлена в абсолютном денежном выражении, при этом было сохранено взыскание штрафа исходя из размера заработной платы или иного дохода осужденного. В семи санкциях за взяточничество размер штрафа изложен в абсолютном денежном выражении (ч. ч. 1 - 4 ст. 204, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК РФ).

Кроме этого, Законом N 162-ФЗ конфискация имущества была исключена из системы наказаний, в том числе из санкции ч. 4 ст. 290 УК РФ. Конфискация имущества заменена штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. В данном случае предполагаемые имущественные потери осужденного за совершение корыстных преступлений были существенно уменьшены, ограничены 1 млн. руб. Да и штраф предусмотрен факультативно, решение вопроса о назначении дополнительного наказания в виде штрафа было отдано на усмотрение суда.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Организации Объединенных Наций Конвенции против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", направленный на унификацию санкций глав 23 и 30 УК РФ.

Данным Федеральным законом ужесточены санкции за коммерческий подкуп. Так, в санкциях ч. ч. 3 - 4 ст. 204 УК РФ увеличен размер штрафа и верхний предел лишения свободы. Помимо того, из санкции ч. 3 ст. 204 УК РФ исключено ограничение свободы, а из ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Также данные санкции дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания.

Вместе с тем полной унификации санкций не произошло, изменения затронули только два вида наказаний - штраф и лишение свободы на определенный срок.

 

Нынешние средства коррупции не помеха

 

Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" в санкции ч. 2 ст. 204 УК РФ увеличен срок ограничения свободы с трех до четырех лет.

Федеральным законом от 07.03.2011 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предусматривающим либерализацию уголовного законодательства, исключены нижние пределы наказаний в виде ареста (ч. 2 ст. 204 УК РФ) и лишения свободы на определенный срок (ч. 4 ст. 204 УК РФ). При этом верхние пределы, определяющие степень общественной опасности преступления, остались неизменными.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 указывалось на необходимость изменения уголовного закона в целях расширения действенных способов борьбы с коррупцией: "Опыт показывает, что даже угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников. Представляется, что в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивны".

В связи с этим Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" в качестве наказания, альтернативного лишению свободы за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки, предусмотрен штраф в размере, кратном сумме коммерческого подкупа или взятки. Величина штрафа зависит от тяжести совершенного преступления и может варьироваться от десятикратной до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.

Данным Федеральным законом все санкции за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки изложены в новой редакции, помимо того, было введено 10 новых составов. Унифицированный вариант санкции за коммерческий подкуп или за получение (дачу) взятки стал выглядеть следующим образом: основной штраф с обязательным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо лишением свободы с обязательным штрафом. Следует отметить, что законодатель не только размер штрафа определил через величину, кратную коммерческому подкупу или взятке, но и по-новому определил размер дополнительного штрафа, указав его твердый размер.

 

Курс на унификацию

 

Большинство санкций вновь введенных составов построено по такому же принципу (ч. ч. 5 - 6 ст. 290, ч. 4 ст. 291, ст. 291.1 УК РФ). Остается непонятной юридическая конструкция санкции ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Размер штрафа определен двумя способами: в размере, кратном взятке, и в денежном эквиваленте. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб., за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. В данной санкции законодателем допущена техническая ошибка, в этом случае размер штрафа должен быть определен через величину, кратную сумме взятки.

Законом N 97-ФЗ не только введены новые составы за дачу и получение взятки, но и вновь криминализовано посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Санкции, изложенные в новой редакции, также претерпели существенные изменения. Четыре санкции дополнены штрафом в качестве основного наказания, пять санкций в качестве дополнительного, также три санкции дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания. В то же время из одной санкции исключено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания, исправительные работы, арест и ограничение свободы. Также был изменен срок лишения свободы: в двух санкциях увеличен, в шести уменьшен, срок ареста увеличен в одной санкции. Шесть санкций стали соответствовать унифицированному варианту санкции полностью (ч. ч. 3 - 4 ст. 204, ст. 290 УК РФ). Две санкции предусматривают штраф, лишение свободы на определенный срок, арест или ограничение свободы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ).

Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пять санкций за взяточничество в качестве альтернативы лишению свободы на определенный срок введены принудительные работы (ч. ч. 1 - 3 ст. 204, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК РФ). Помимо того, в две санкции в качестве дополнительного наказания к принудительным работам введено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 204, ч. 1 ст. 290 УК РФ), в одной санкции уменьшено лишение свободы (ч. 1 ст. 204 УК РФ). Данными изменениями продолжена унификация санкций простых составов за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки путем введения принудительных работ в качестве альтернативного наказания лишению свободы на определенный срок.

Вносимые изменения в санкции за коммерческий подкуп, за дачу и получение взятки путем увеличения размера штрафа, введения принудительных работ, сокращения срока лишения свободы, введения штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания позволили унифицировать санкции, закрепив в них наиболее оптимальные виды и размеры наказаний. Несмотря на то что указанные преступления не относятся к преступлениям в сфере экономики, но именно экономические меры в виде штрафов при коммерческом подкупе, даче и получении взятки обеспечивают более эффективную общую и специальную профилактику.

Полагаем, что дальнейшее совершенствование санкций всех УК РФ должно носить системный комплексный характер. С одной стороны, санкции должны быть унифицированы, за "аналогичные" преступления должны быть предусмотрены "аналогичные" наказания. С другой стороны, конкретные виды и размеры наказаний должны выбираться с учетом специфики той или иной группы преступлений и обеспечивать превентивную функцию наказания.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.