Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие административного процесса как вида юридического процесса




Виды правоприменительного юрисдикционного процесса по отраслевому признаку

Традиционно выделяют 2 процессуальные отрасли (ГПП и УПП). В 1949 году проф. Студинкин обосновал существование административно-процессуального права. Многие ученые соглашались, что рассмотрение дел об административных правоотношениях – это административное судопроизводство. Утверждалось, что так как сфера применения норм небольшая, кроме того, законодательство того времени предусматривало осуществление правосудия только путем разрешения уголовных и гражданских дел, то места для административного судопроизводства просто нет.

Сейчас изменилась законодательная база и К РФ установила, что административное судопроизводство – одно из средств осуществления государственной власти. Некоторые до сих пор считают, что административное судопроизводство – это исполнительная власть.

Еще одним видом юридического процесса является конституционное судопроизводство. Витрук рассматривал судебный конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции конституционного суда. Ученые придерживаются точки зрения, что конституционное правосудие как отрасль права делится на 2 подотрасли:

1) Судебное конституционное право

Это нормы, устанавливающие статус конституционного суда, статус его судей, способ формирования и прочее.

2) Судебный конституционный процесс

Представляет собой систему норм права, регулирующие процедуру рассмотрения дел в конституционном суде.

Данное деление кажется достаточно искусственным.

В итоге, выделяют 4 вида процесса: уголовный, гражданский, конституционный и административный.

Вопрос о сущности административного процесса является самым дискуссионным в юридической литературе. Дискуссия в том, что ни в теоритическом, ни в законодательном плане ее не разрешили.

Сложилось 2 подхода к решению данной проблемы:

1) Административный процесс – порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными органами государства. Это означает, что под понятие процесса подпадает совокупность всех действий, совершаемых государственными органами, должностными лицами для реализации возложенных на них задач и функций.

В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой деятельности. Сторонники этой концепции (Сорокин, Грошинев, Бахрах, Лунев(!)) административный процесс всегда имеют место там, где осуществляется деятельность исполнительных органов. Такой подход к определению административного процесса связан с тем, что административный процесс рассматривается как форма реализации исполнительной власти.

Административный процесс – это специфическая форма реализации исполнительной власти (точка зрения судьи ВАС)

В настоящее время изменилась законодательная база, что делает необходимым корректировку изложенной позиции. Действующее российское законодательство не содержит основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичной регламентации тех или иных видов управленческой деятельности, т.е. о регламентации различного рода административных процедур и соответствующих административных правил. Салищев: такого рода регламентация не позволяет отождествлять эту деятельность с деятельностью процессуальной.

2) Базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность, как деятельность чисто юрисдикционную. Впервые эта концепция прозвучала в работе Саличевой Н.Г. «Административная юстиция в СССР». Впервые административная юстиция и процесс были определены как рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.

Узкое представление об административном процессе аналогично содержанию уголовный и гражданский процесс. И в том и другом случае за основу берется осуществление правоохранительной функции, и процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по административным делам.

Проф. Демин отмечает следующие особенности данного процесса:

a. Публичный характер административного процесса

Проявляется не только в сущности процессуального права, но и в материальном.

b. Особый состав спорящих сторон

Одной из них всегда является орган власти или должностное лицо.

c. Для административного процесса характерно наличие спора, выраженного вовне (не просто недовольство)

d. Трехсторонний характер правоотношения

Лицо, обращающееся в суд; орган власти или должностное лицо, чьи действия обжалуются; лицо, разрешающее спор.

e. Возможно письменное и устное ведение дела

f. Бремя доказывания в споре лежит на властной стороне (презумпция виновности)

Эти особенности административного процесса ярко характеризуют данный процесс.

Основные черты административного процесса:

1) Как и любой юридический процесс, административный процесс представляет собой государственно-властную деятельности. Наиболее ярко это проявляется тогда, когда спор между участниками административных правоотношений разрешается в порядке судопроизводства.

2) Административный процесс – динамический процесс, включающий деятельность как государственных органов, так и иных участников процесса.

3) Административный процесс – метод разрешения спора между участниками административных правоотношений, причем бремя доказывания несет властвующая сторона.

4) Административный процесс – процесс по совершению операций с правовыми нормами, причем предметом операции может быть норма материального и процессуального права.

5) Административный процесс представляет деятельность, в результате которой оформляются соответствующие процессуальные документы.

Административный процесс – урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность государственных органов и иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора и применение к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.