МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Основная цель восстановительного обучения – восстановление кинетического праксиса, эмоциональной сферы, устранение нарушения звуко-слоговой структуры слова, восстановление структуры высказывания
|
| Инициальная стадия заболевания
| Основной этап
| Резидуальная стадия заболевания
|
Понимание речи (импрессивная речь)
| Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам.
классификация слов по темам
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы.
| | Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
|
Устная речь (экспрессивная речь)
| Растормаживание произносительной стороны речи:
сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов, моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);
затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та. — Тата, так), или во фразу (ма.ма — мама...; это мама).
Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
| Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
выработка артикуляторных переключений в пределах слога
выработка артикуляторных переключений в пределах слова:
деление слов на слоги, выделение ударения в слове, Восстановление фразовой речи:
преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы; составление «ядерных» фраз моделей
преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне:
| Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;
отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.
Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:
ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;
пересказы текстов без опоры на вопросы;
составление развернутых планов к текстам;
подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
речевые импровизации на заданную тему.
|
Письменная речь
| Стимулирование глобального чтения и письма:
раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);
письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов;
сопряженное чтение простых диалогов.
| | Дальнейшее восстановление чтения и письма:
чтение и пересказ развернутых текстов;
диктанты;
письменное изложение текстов;
составление писем, поздравительных открыток и т.п.;
сочинения на заданную тему.
|