Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 5




Статья 4

Статья 3

Статья 2

Статья 1

Извлечения из Декларации прав культуры

Текст № 15

В настоящей Декларации под культурой понимаются сотворённая человеком материальная и духовная среда обитания, а также процесс создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура включает в себя:

а) культурно-историческое наследие как форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники… а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью);

б) социальные институты и культурные процессы, порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности (наука, образование, религия, профессиональное искусство и любительское творчество, традиционная народная культура, просветительская, культурно-досуговая деятельность и т.д.);

в) инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни).

Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.

Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведёт к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.

Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.

Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и её главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.

 

1. Назовите три крупных структурных элемента культуры, выделенных в тексте. (Выпишите названия, а не переписывайте соответствующий фрагмент текста полностью).

2. В тексте названы социальные институты, создающие, сохраняющие и транслирующие культурные ценности. Назовите любые два и приведите пример ценностей, с которыми каждый из них работает.

3. В тексте характеризуется отношение человека к культуре. Используя факты общественной жизни, личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

4. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения связи сохранения национального языка с сохранением национальной самобытности.

5. Озаглавьте каждую из приведённых статей Декларации.

6. В Декларации утверждается, что культура является основой душевного здоровья нации. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два подтверждения этого.

 

Текст № 16

Когда первые африканские скульптуры попали в Европу, к ним отнеслись как к курьёзу: странноватые поделки с непропорционально большими головами, вывернутыми руками и короткими ножками. Путешественники, побывавшие в странах Азии и Африки, нередко говорили о негармоничности музыки туземцев. Первый премьер-министр независимой Индии Д. Неру, получивший блестящее европейское образование, признавался, что когда впервые услышал европейскую музыку, она показалась ему забавной, вроде пения птиц

В наше время этническая музыка стала неотъемлемой частью западной культуры, как и западная одежда, вытеснившая во многих странах мира традиционную одежду. На рубеже XX–XXI вв. очевидно сильное влияние африканских и азиатских украшений.

Однако гораздо более важно распространение нетрадиционных философских взглядов, религий. При всей их экзотичности, при том, что принятие их нередко диктуется модой, они утверждают в сознании общества мысль о равноценности этнических культур.По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур сохранится, чему будет способствовать лёгкость получения и распространения информации. Но произойдёт ли в результате слияние наций, превратится ли население планеты в единый этнос землян? На этот счёт всегда существовали разные мнения.

Политические события конца XX – начала XXI вв., связанные с обособлением этносов и формированием национальных государств, показывают, что формирование единого человечества – очень далёкая и призрачная перспектива.

1. Каким было отношение европейцев к произведениям других культур в прежние времена? Каким оно стало в наше время? Используя текст, укажите причину сохранения тенденции к взаимопроникновению и взаимообогащению культур.

2. Реалистична ли, по Вашему мнению, перспектива превращения населения планеты в единый этнос землян? Своё мнение поясните. В чём состоит опасность реализации этой перспективы?

3. Какие проявления взаимопроникновения культур приведены в тексте? (Укажите четыре проявления.)

4. Некоторые страны устанавливают барьеры на пути распространения чужих культур. Как ещё этнос может сохранить свою культуру? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни, укажите три способа.

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

6. Учёные считают, что прогресс техники и технологий способствует взаимопроникновению культур. Опираясь на личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.

 

Текст № 17

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.)

2. В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

3. В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства (назовите две причины).

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

 

Текст № 18

Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

(По П.С. Гуревичу)

1. Писатель решил создать роман о жизни своих современников. Сначала он несколько месяцев выстраивал основную сюжетную линию. После того как писатель определился с образами своих героев, он приступил к работе, и через год роман был издан. Какой фрагмент текста объясняет эту последовательность действий? Какой вид искусства представлен в данном примере?

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода?

4. Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности? Каково, по его мнению, содержание и результат деятельности?

5. Почему, по мнению автора, «без природы не было бы культуры»? Приведите два ответа автора и проиллюстрируйте примером каждый из ответов.

6. Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.