Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупность и рецидив




Вопрос о совокупности преступлений рассматривается в мусульманском праве довольно просто: преступник несет наказание за каждое из совершенных преступлений. В некоторых же случаях меньшее преступление усугубляет взыскание за большее.

Относительно повторения преступления общих указаний в мусульманском праве не имеется, так как нельзя рассматривать, как общие, постановления, касающиеся разбоя и воровства. Поэтому при повторении преступления следует вторичное применение наказания.

§ 7. Классификация преступлений

Четкой границы между религиозными проступками (грехами) и секулярными преступлениями в мусульманском праве нет. Преступление рассматривается как нарушение воли Аллаха, грех, несоблюдение заповедей и религиозного закона. Поэтому преступление - это не только нарушение земного права, но и, прежде всего большой грех. Соответственно, самым распространенным является определение преступления как совершения запрещенного и наказуемого Аллахом деяния.

Мусульманское право и, в частности, уголовное право, направлены на защиту пяти основных элементов: религии, жизни, разума, потомства, имущества. Соответственно, каждое из преступлений, четко установленных шариатом, посягает на один из вышеуказанных элементов.

Авторитетные мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского деликтного права. Классификация преступлений в мусульманском праве основана не на общественной опасности посягательства или характере нарушенной нормы, а на религии. В основу большинства классификаций кладутся два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все правонарушения подразделяются на три группы.

Хадд - преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть какие-либо указания в Коране и сунне. К такого рода преступлениям можно отнести прелюбодеяние, обвинение в неверности и клевета на целомудрие, распутство, воровство, разбой и бандитизм, пьянство, отступничество от ислама.

Тазир - преступления, наказание за которые не определены источниками шариата и оставлено на усмотрение правителей, или же судьи муджтахида. При назначении наказания за преступление категории тазир правитель и судья ограничены общими нормами Ислама, при принятии решения они должны соблюдать четыре требования, иными словами, принципа:

1. При установлении преступности деяния и наказания за него они должны руководствоваться установленными исламскими принципами, а не своими желаниями и взглядами, при этом правитель не должен запрещать дозволенное шариатом кроме как в случае, если в данное время и в данном месте это обусловлено потребностью общества. (можно сказать, принцип законности)

2. Преступление и наказание должны соответствовать друг другу.(принцип справедливости)

3. Наказание не должно наносить вред обществу, не должно приводить к презрению человеческой сущности.(принцип гуманизма)

4. Должно соблюдаться равенство между людьми, нельзя за одно и тоже деяние наказывать одних, и прощать других. (принцип равенства граждан перед законом)

Кисас – наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию, например, за ранение или увечье. Таким образом, мы видим, что в основу классификации положено то или иное наказание: хадд (худуд), кисас, тазир. Однако ни в коем случае нельзя смешивать их с видами наказания. Так, например, смертная казнь может быть и наказанием хадд (худуд) и наказанием кисас. Разница в данном случае заключается в той сущности и цели, которую это наказание несет: в качестве наказания хадд (худуд) оно карает, ибо так предписано от имени Аллаха в Коране, в качестве наказания кисас оно имеет целью воздать виновному равным (то есть талион), в качестве же наказания тазир - исправить его. Один и тот же вид наказания может быть и хадд (худуд) и кисас и тазир.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.