Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, используемые на эмпирическом уровне исследования.




Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования

· Повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации

· Компьютеризация, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки)

· Разработка провоцирующих методов сбора информации

· Активная стратегия – целенаправленное создание в естественных условиях ситуации социального взаимодействия с целью вызвать определенное социально-психологическое явление (ситуации конфликта, социальной взаимопомощи)

-метод наблюдения – сбор информации путем непосредственного целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений в естественных и лабораторных условиях. Эмпатия – влияние воспитания. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают два вида набл юдений: 1) включенное – предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как ее полноправного члена, исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события как бы изнутри 2) невключенное – регистрирует событие со стороны без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может быть установлено открыто или инкогнито, когда наблюдатель маскируется. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя ценностей и норм изучаемой группы.

-метод анализа документов – является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности, документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или других носителях, документы различают по: 1)способу фиксации информации – рукописные, печатные, кино-фото и т.д. 2) целевому назначению – целевые и естественные 3) степени персонификации – личная и безличная 4) статусу документа – официальные и неофициальные 5) источнику информации – первичные, созданные на базе непосредственной регистрации событий и вторичные, под предпочтение того или иного документа как носителя социально-психологической информации определяются в соответствии с целью исследования и местом документа в общей программе исследования. Все виды документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

-количественные методы анализа текстовых документов получили широкое распространение в 30-40-х годах в Америке в связи с разработкой контент-анализа (анализ содержания). Контент анализ – способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической обработкой. Выявить также социально-психологические феномены, чувства. Недостаток – много времени и сил.

-метод опроса – наибольшее распространение получили 2 вида: 1) опрос «лицом к лицу» - опрашиваемый – респондент. 2) заочный – анкетирование.

Глубина ответов зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника.

-метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей

-метод анализа результатов деятельности – опосредованное исследование социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых реализуются их творческие силы и способности

-метод тестирования – выполнение определенных действий по заданию исследователя

-социо-метрический – для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы, позволяет выявлять (измерять): социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах, конкретные позиции членов группы в структуре этих взаимоотношений, формальных и неформальных лидеров и отвергнутых членов группы, наличие и связи между микрогруппами. Социо-метрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.