Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национализм вРоссии: предпосылки для широкого распространения




В современной России существует достаточно условий для развития этнического национализма. Большинство из них уже имело место в истории различных стран и регионов мира, поэтому представляется возможным предположить дальнейший ход развития этого явления.

1. После распада СССР относительная доля русского населения в России увеличивается. Государство становится в большей степени мононациональным, что ставит под сомнение необходимость учета интересов инонациональных граждан страны. Подобный процесс происходил в Турции по мере потери метрополией иноэтнических провинций на Балканах, в Машрике и послужил условием для развития турецкого национализма.

2. В результате распада СССР не все нации получили вожделенную независимость и стали бороться против центра под лозунгами самоопределения. Результатом этого процесса становится резкий рост этнической неприязни между русскими и населением национальных окраин, что также влияет на рост русского этнического национализма. Сходные явления можно наблюдать в современной Сербии, бывшей метрополии, в которой резко усилились ксенофобские настроения по отношению к соседним народам, некогда населявшим Югославию.

3. В условиях резкого увеличения благосостояния граждан Российской Федерации вследствие субъективных причин и демографического кризиса, а также из-за неравномерности развития регионов постсоветского пространства в страну хлынул поток мигрантов, претендующих в первую очередь на низкооп-

стр. 169

лачиваемые рабочие места. В результате этого явления резко страдают интересы наименее обеспеченных слоев населения, увеличиваются социальные противоречия, которые выливаются в рост этнонационалистических настроений, направленных против мигрантов. Германия, Франция, Голландия, Великобритания уже столкнулись с этим явлением в полной мере.

4. В условиях углубления социальных противоречий, недовольства большинства населения либеральным политическим и экономическим курсом российская политическая элита нуждается в медиаторе, который позволил бы направить негативную энергию народа от власти к чему-либо другому, желательно лежащему за пределами страны. Подобным образом власти Украины или Эстонии разжигают ненависть к России, обвиняя бывшую метрополию в своих нынешних проблемах. В Японии в годы "великой депрессии" властям удалось направить энергию населения, недовольного социально-экономическим развитием страны, на осуществление внешней экспансии, однако данный вариант мало приемлем для России вследствие демографического кризиса.

5. Националистическая идеология предполагает превращение Русской Православной церкви в русскую национальную церковь (24).

Что будет с Россией, если вышеперечисленные условия окажутся достаточными для формирования полноценной идеологии национализма, которая получит возможность определения внешней и внутренней политики страны?

Идеология этнонационализма предполагает создание моноэтнического государства и предоставление инонациональным окраинам права на политическое самоопределение. В первую очередь это касается республик Северного Кавказа, с чем соглашаются нынешние националисты. С их точки зрения, это позволит экономить значительные средства на дотирование этих регионов, избежать проблем взаимоотношений между этническими русскими (которые подлежат эвакуации в центральные области России) и местным населением. Такая практика чревата появлением следующих проблем:

1. С предоставлением независимости республикам Северного Кавказа регион немедленно превратится в зону сплошной нестабильности, от которой пострадают не только народы республик, но и территория России. Можно с уверенностью предположить, что власть в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии перейдет не к сторонникам интеграции с Западом и мирных отношений с Россией, а к экстремистам, что уже неоднократно имело место в подобных случаях. Вспомним, что фактическое предоставление независимости Чечне в 1996 году по Хасавьюртовским соглашениям не ограничило распространение терроризма, наркоторговли, похищений на территории России. Сухопутная граница между Кавказом и Россией проходит по горам, и для ее защиты потребуется достаточно сил и средств. В Израиле, чья национальная политика одобряется современными националистами, власти вынуждены были построить стену для разделения еврейских и арабских поселений, однако это не избавило граждан этой страны от терроризма. Бывшие провинции надолго сохраняют антиимперские настроения, так как метрополию легко обвинить в существующих политических и экономических проблемах: на наших глазах этот процесс происходит в Украине, Эстонии, Латвии, Грузии. Так что на установление скорых дружественных отношений с Кавказом надеяться не придется. Возможные противоречия между Россией и третьей силой сразу найдут свое выражение на новых южных границах, только линия фронта сместится значительно севернее.

2. В современной Российской Федерации существует 21 республика, из которых только 7 располагаются на Северном Кавказе. После предоставления

стр. 170

независимости только части из них в остальных так же произойдет возрождение сепаратистских настроений. Идеология национализма предполагает ассимиляцию оставшегося нерусского населения, с чем татары (более 50 % населения Республики Татарстан), башкиры (вместе с татарами более 50 % населения Республики Башкортостан), калмыки (более 50 % населения Калмыкии), тувинцы (77 % населения Тувы), чуваши (68 % населения Чувашии) и другие народы наверняка не согласятся. Значительная часть регионов России, по примеру республик Северного Кавказа, поставит вопрос о собственном национальном самоопределении, причем стоит предположить, что требования народов будут поддержаны мировым сообществом. Сепаратистских тенденций стоит ждать не только от вышеперечисленных народов, составляющих более половины населения своих республик. В мировой практике известны случаи достаточно успешных сепаратистских проектов даже тех в случаях, когда титульная нация изначально находилась на своей территории в меньшинстве. Это уже упоминавшиеся Абхазия и Турецкая республика Северного Кипра. Дезинтеграционные процессы, ныне затрагивающие только в известной степени изолированный Северный Кавказ, станут достоянием всей России, от Тувы до Карелии. Возможности Москвы сплотить в таких условиях население страны при помощи идеологии русского национализма представляются маловероятными.

3. Идеология русского национализма предполагает выдворение за пределы страны инонациональных мигрантов, которых, по данным ООН, сейчас проживает в России более 12 млн. человек. Опуская рассуждения о положительных и отрицательных сторонах миграции, заметим, что этот процесс вызван в первую очередь объективными факторами, такими, как в первую очередь неравномерность развития России и ее соседей, прозрачность географических границ, знакомство соседей России с ее языком и культурой вследствие длительного совместного проживания в СССР и многие другие. Очевидно, что для предотвращения миграции следует бороться с причинами этого явления, а не со следствиями, как это предлагают националисты. Выдворение мигрантов повлечет за собой резкий рост спроса на рабочую силу, увеличение ее стоимости и, соответственно, резкое удорожание товаров и услуг на территории России. Эти явления негативно повлияют на популярность националистической идеологии среди населения. Современная капиталистическая экономика построена на неравенстве доходов и нуждается в дешевой рабочей силе, без которой она становится неконкурентоспособной. Следует заметить, что Израиль в настоящее время привлекает значительное количество трудовых мигрантов из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. В Японии количество мигрантов крайне невелико из-за высокой автоматизации производства, однако и эта страна вынуждена привлекать иностранные трудовые ресурсы. В Китае существуют неисчерпаемые трудовые ресурсы деревни, а также так называемые "незарегистрированные дети". В нефтедобывающих странах Персидского залива численность мигрантов кое-где уже превышает количество граждан, например, в ОАЭ - 89 % населения. Напомним, что глобальные миграционные процессы являются неотъемлемой частью современной рыночной цивилизации, а свобода передвижения людей - одной из четырех основных декларированных либеральных свобод. Предотвратить миграцию возможно только при помощи принципиально новой идеологии, которая сама станет глобальной (а не региональной, как национализм) и альтернативной современному либерализму. Силовое противодействие миграции лишь создаст новый очаг напряженности в обществе и на гра-

стр. 171

ницах государства, определит трудности функционирования национальной экономики, однако не устранит объективные причины этого процесса.

4. Значительные изменения постигнут православное христианство как основную религию России. Подчеркнем еще раз: национализм предполагает вторичность религиозного фактора по отношению к этническому. Для того, чтобы церковь вписывалась в идеологию национализма, ее следует низвести до уровня национальной традиции, что уже произошло в большинстве национальных государств Европы.

5. Идеология русского национализма предполагает политический и экономический союз с расово, этнически близкими странами Запада, то есть прежде всего с Европой и США, принятие европейских ценностей в качестве основы развития России. Это, в свою очередь, означает, что достоинства европейской цивилизации для нас превышают ее недостатки, означает, что мы готовы разделить с Европой ее историческую судьбу. Действительно, в настоящее время России, как и Европе, свойственно много общих проблем. Это и пресловутая миграция, и демографический кризис, и довольно высокий по мировым меркам уровень экономического развития. Декларируя союз с Европой, принадлежность России к западной цивилизации, националисты не раскрывают секрета, каким образом нам удастся повторить западный путь, не совершив западных ошибок. Даже если Европа откликнется на призыв националистов и изгонит мигрантов, то вся тяжесть конфликта с Востоком ляжет в первую очередь на наши плечи. Сдерживать агрессивный миграционный поток придется именно России, так как только она имеет с Востоком общие границы. Восемьсот лет назад Русь уже заслонила собой Европу от монголов, Западу вполне подходит новая роль России как преграды для "международного терроризма".

6. Автор не склонен разделять уверенности в том, что расово близкий Запад поддержит новые начинания России. Как мы выяснили выше, национализм поддерживается мировыми центрами силы только в том случае, если он способствует более успешному вхождению политической структуры нации в мировое сообщество и общий рынок. Например, отделение Черногории от Сербии позволило иностранному капиталу беспрепятственно скупить все побережье и превратить некогда пустующие районы в процветающую курортную зону. Русский национализм у власти будет поддержан только в том случае, если государство откажется от протекционистских мер по отношению к российским ресурсодобывающим компаниям или выступит в качестве живой преграды для возможных миграционных потоков с Востока. В противном случае будет поддержан национал-сепаратизм окраин, как это уже неоднократно бывало в истории.

Итак, что же ждет Россию в случае прихода к власти русских националистов? Страна немедленно вступит в очередную стадию распада, подобную процессам 1991 года. На окраинах появятся новые очаги межнациональных конфликтов. Выселение миллионов мигрантов приведет к экономическому кризису, который частично будет компенсироваться русскими переселенцами с Кавказа и других окраин, но усугубится разрывом экономических связей с бывшими провинциями и необходимостью содержать огромную армию для предотвращения конфликтов вдоль протяженных сухопутных границ. Возрастет национальное самосознание в национальных регионах Поволжья, Сибири, Северо-Запада (25). В общем, высока вероятность, что Россия распадется на несколько частей, и превратится в мечту любого либерала-западника - маленькую, но

стр. 172

гордую республику, Русь времен Ивана III с национальной религией - русским православием. Если же мы захотим какую-нибудь провинцию удержать насильно, то история Югославии с 1991-го по наши дни пусть будет нам уроком. С точки зрения Европы, наша задача - стоять на пути бесчисленных орд расово неполноценного населения Азии, выполняя благородную миссию защиты цивилизации Запада от варварства Востока. И за это, быть может, нас когда-нибудь примут в Европейский союз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некоторые серьезные современные исследователи национализма напрямую заявляют, что национализм - это в первую очередь ксенофобия. Хобсбаум Э. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм. М., 2002. С. 345.

2. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и "глобализация" как американизация // Вопросы философии. 2004. N 4. С. 58 - 69.

3. См., например, Attali J. Lignes d'horizon. 1989; Fukuyama F. The End of History and the Last Man. 1992 и другие работы авторов.

4. Наилучшим произведением, отражающим такую точку зрения, можно считать П. Бьюкенен. Смерть Запада. М., 2004.

5. В данном случае слово "цивилизация" используется в своем первом значении, как антитеза дикости, варварству. См. также примеч. 9.

6. Бьюкенен П. Указ. соч. С. 280 - 310.

7. Подробнее о развитии Японии в XX в. см.: Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., -Маркарьян С. Б. История Японии XX век. М., 2007.

8. Французский национализм, созданный на основе идей философской школы Просвещения.

9. Отказ от католицизма в пользу национальных протестантских церквей - пример Швеции, Великобритании, Финляндии.

10. У подавляющего большинства низов общества Османской империи преобладала религиозная (например, мусульмане) и племенная идентичности, в то время как у элиты - имперская (османы). Слово "турок" означало принадлежность к племенным союзам тюрок-кочевников Анатолии и Северного Ирака. См., например, Lewis B. The Emergence of Modern Turkey. L., 1961. Р. 32.

11. Сотниченко А. А. Малая Азия в контексте геополитики // Материалы научной конференции "Россия и тюркский мир" 24 ноября 2001 г. Санкт-Петербург, БАН. СПб., 2003. С. 64 - 68.

12. Лудшвейт Е. Ф. Турция. Экономико-географический очерк. М., 1955. С. 6.

13. Хаусхофер К. Границы в их географическом и политическом значении // О геополитике. М., 2001. С. 15 - 250.

14. Хобсбаум Э. Указ. соч. С. 344.

15. То есть секуляризм.

16. Atatiirk'iin soylev ve demecleri. 1 - 111. Ankara, 1989. S. 230 (1).

17. Подробнее о нем и его идеях см.: Фадеева И. Л. От империи к национальному государству. М., 2001.

18. Подробнее см.: Лазарев М. С. Курдистан и курдский вопрос (1923 - 1945). М., 2005.

19. Подробнее о влиянии образования Государства Израиль и роли итогов первой арабо-израильской войны и сионизма в формировании идей арабского национализма см.: Gamal Abdel Nasser. Egypt's Liberation: The Philosophy of the Revolution. Public Affairs Press, 1955.

стр. 173

20. Заметим, что роль ООН как политического института в современном мире неуклонно снижается, а ее функции зачастую берут на себя другие организации, чей нейтралитет может быть в значительной степени поставлен под сомнение.

21. "Там, к востоку от Суэца, злу с добром - цена одна, // Десять заповедей - сказки, и кто жаждет - пьет до дна". Киплинг Р. Мандалай. // Рассказы; Стихотворения. Пер. с англ. Л., 1989.

22. И. Берлин. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998. С. 43.

23. "Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Ин. 1. 46 - 47.

24. По вопросу о Русской Православной церкви как элементе традиционной культуры было проведено исследование Волковой М. А., в результате которого автор приходит к выводу, что в современной России роль церкви низводится до обеспечения красочности внешней обрядности повседневной жизни. Подробнее см.: Волкова М. А. Православие и ислам в зеркале современных российских печатных медиа. Доклад на 111 Международной научной конференции "Религия в международных отношениях" 23.11.2007/7 http://mavolk. livejoumal.com/ 116522.html.

25. Темы сибирского сепаратизма, отделения Санкт-Петербурга и Ленинградской области от России широко обсуждались в прессе. См., например: Сибирский сепаратизм: миф или реальность? (блог пользователя: lj samir74, сайт Вольный Петербург и др.).

стр. 174

 

постоянный адрес статьи: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/19607650

Условия подписки

© 2014 East View Information Services | Все права защищены.

Product version: 4.13-SNAPSHOT.s8050.bbuild-189

Загружается...

     
     
     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.