Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды проверки знаний при обучении психологии




В зависимости от того, проверяются ли знания учащихся или умение их приме­нять, различаются такие виды проверки, как опрос и выполнение практических заданий. При опросе учащимся предлагается воспроизвести определенное содер­жание: эмпирические факты, теоретические положения, формулировки понятий, примеры, классификации, научные закономерности. Выполнение практических заданий подразумевает применение этих знаний для решения учебных и практи­ческих задач.

 
 

Опрос может быть устным или письменным. Устный опрос имеет то преиму­щество, что: 1) позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы по содер­жанию излагаемого материала, которые выявляют осмысленность его понимания студентом; 2) дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведе­нии материала; 3) проверяет умение студента строить связный монолог. Конечно, эти преимущества реализуются только в том случае, когда студент ведет рассказ по заданному вопросу, а не зачитывает заранее написанный текст. Следует, одна­ко, отметить, что оценка устного опроса может быть более субъективной как со стороны экзаменатора, так и со

стороны студента. Оба могут быть недостаточно объективны в оценке того, насколько полно и точно студент изложил содержание разреше­ния этого противоречия добиться довольно трудно. В конечно счете преподава­тель чаще оказывается прав. Письменный опрос более экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить знания большой группы учащихся, од­нако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются: 1) контрольная письменная работа, проводимая на занятии; 2) домашняя письменная работа (реферат, конспект). Письменный опрос позво­ляет оценивать знания более объективно, поскольку в случае несогласия студента с оценкой экзаменатора он может подать на апелляцию. Содержание письменного текста ответа, подготовленного студентом, будет служить объективным основани­ем для этого. Однако письменный опрос лишен преимуществ устного опроса, ко­торые были перечислены выше. Тем не менее следует отметить, что Министерство образования рекомендует использовать письменные опросы как форму проведе­ния вступительных экзаменов в вузы. Думается, что это делается прежде всего для обеспечения объективности в оценке.

Практические задания также могут быть устными или письменными.

Опрос может быть свободным и программированным. Свободный опрос под­разумевает ответ на широко поставленный вопрос. Он предполагает умение сту­дента построить логически связанный рассказ в устной или письменной форме, используя при этом научную аргументацию. Примерами вопросов такого рода мо­гут быть: «Восприятие и его свойства», «Память и ее виды», «Понятие о личности в психологии». Однозначная оценка результатов такого опроса затруднена. Про­граммированный опрос предполагает постановку конкретных вопросов, напри­мер: «В каком году была открыта первая в истории психологическая лаборато­рия?», «Кто впервые разработал теорию и практику психоанализа?», «Назовите основные психологические школы XX в.». Ответы на такие вопросы могут быть однозначно оценены как правильные или неправильные. Типичный пример тако­го опроса представляют тесты.

Практические задания также могут быть свободными или программированны­ми. В первом случае они предполагают творческий подход к их выполнению, на­пример написание реферата, конспекта, резюме. Во втором случае необходима реализация определенного алгоритма, например предлагается определить, к како­му психологическому понятию относится описанное психическое явление, или вычислить коэффициент корреляции в предложенной учебной задаче.

Проверка знаний и умений может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студен­том или сразу с группой. В обоих случаях могут использоваться все перечислен­ные выше виды проверки (опрос и практическое задание, устный и письменный, свободный и программированный). Фронтальный вид проверки обладает безус­ловным преимуществом с точки зрения экономии времени преподавателя, однако не позволяет в достаточной мере реализовать индивидуальный подход к студенту. Полезно использование письменного фронтального экспресс-опроса в начале лек­ции, семинарского или практического занятия. Такой опрос предполагает краткие ответы учащихся (студентов) на несколько вопросов в течение 5-10 минут. Как показывает опыт, проведение такой проверки существенно повышает их мотива­цию в подготовке к занятиям.

В зависимости от того, осуществляет ли проверку один экзаменатор или не­сколько, можно выделить персональную и экспертную проверку знаний. Персональная проверка проводится одним экзаменатором, экспертная — группой экза­менаторов. Очевидно, что экспертная проверка придает оценке большую объектив­ность. Поэтому она используется в тех случаях, когда требования к объективности особенно важны, например в ситуации государственного экзамена или защиты дипломной работы. Было бы целесообразно проводить ее более часто, однако та­кая проверка требует слишком большого количества трудовых затрат с точки зре­ния объема работы преподавателей.

Следует различать также однократную и распределенную проверку знаний. Экзамен по предмету во время сессии представляет собой типичный пример одно­кратной проверки. Возможность проверить знание большого объема учебного ма­териала в ограниченный промежуток времени довольно затруднена. Поэтому про­верка проводится выборочно (например, на основе экзаменационных билетов), а потому часто превращается в экзаменационную «лотерею». Повысить вероят­ность достоверной оценки знаний может включение в билет вопросов из разных разделов курса, увеличение количества вопросов в экзаменационном билете при одновременном уменьшении объема каждого вопроса, постановка дополнитель­ных вопросов по другим разделам курса. Однако эти возможности ограничивают­ся тем, что на проведение экзамена преподавателю отводится ограниченное вре­мя. Распределенная проверка подразумевает, что весь объем знаний, подлежащих проверке, разбивается на определенные порции. Таким образом, знания проверя­ются «распределенно» в течение всего семестра с помощью ряда проверочных процедур, которые могут содержать разные типы вопросов и заданий. Оценка зна­ний по предмету в целом осуществляется в виде накопительного балла. Такую форму оценки в последнее время называют рейтинговой.

Рейтинговое оценивание. Возможность достичь полноты, достоверности, объ­ективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости, кото­рая в последние годы довольно часто используется как в средних, так и в высших учебных заведениях. В настоящее время планируется введение рейтинговой си­стемы оценки успеваемости студентов вузов (О проведении эксперимента по вве­дению рейтинговой системы..., 2002).

Эта система построена на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости. Главное ее достоинство заключается в том, что она обеспе­чивает комплексную и дифференцированную оценку количества и качества учеб­ной деятельности студентов, повышает их мотивацию к занятиям, стимулирует регулярную самостоятельную учебную работу в семестре.

Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной работы с помощью зачетных единиц. Успешность работы студента в семестре по дисципли­не оценивается определенной максимальной суммой баллов (например, 100 бал­лов = 100-процентный успех). Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, раз­делам, за выполнение определенных видов учебной работы, контрольных заданий по учебной дисциплине разрабатывается преподавателем и сообщается студентам в начале семестра. Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов.

Суммарная рейтинговая оценка по дисциплине формируется из:

1) рейтинговой оценки количества и качества учебной работы студента в семестре и

2) рейтинговой оценки в результате промежуточной аттестации (зачет, экзамен).

Например, возможно использование варианта, при котором из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 — за экзамены и зачеты. При получении на промежуточной аттестации (зачете или экзамене) оценки ниже 20 баллов выставляется отметка «неудовлетворитель­но» и требуется повторная сдача. Для получения допуска к экзамену или зачету студент в течение семестра должен набрать не меньше 40 баллов. Такая система зачетных единиц позволяет вывести кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплине, изучаемой в течение 2-3 семестров. Рейтинговая оценка при необходимости может быть переведена в традиционные оценки «зачет-неза­чет» или «отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно» путем ис­пользования соответствующей шкалы перевода (см. О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы..., 2002).

Таким образом, гибкость, дифференцированность и комплексный характер — главные достоинства, которыми характеризуется рейтинговая система. При этом она может включать различные формы зачетов, экзамены, контрольные работы, тесты, поурочные и другие текущие поощрительные или штрафные баллы в каче­стве составляющих компонентов итоговой отметки учащегося (студента) по учеб­ной дисциплине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.