Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязи и взаимозависимости




ГЕШТАЛЬТ-ОБУЧЕНИЯ

 

Я обозначу и буду в дальнейшем говорить о пяти способностях, связанных с Гештальтом: реагировании, взаимодействии, самоосознании, реализации (воплощении) и экспериментировании. Все они характеризуют нашу жизнь в современном мире. Каждая из них является одной из сфер реализации компетенции и потенциала личности и характерна как для личности в отдельности, так и для социальных систем всех типов — от небольших семей до средних по размеру учреждений и глобальных организаций.

Эти пять способностей являются сильными сторонами личности, необходимыми для современного мира. Они не есть лишь «желаемые Дополнения», которые необходимы для реализации тех или иных целей, нет, они являются ключевыми факторами успеха (или неудачи) всех значительных личностных или коллективных устремлений и инициатив.

Эти пять способностей привносят в жизнь многое. Сначала — в нашу личную жизнь, а через нас — и в жизнь других людей. Они необходимы для наслаждения жизнью, для продвижения новой полезной практики на наших рабочих местах. Они касаются мудрого способа ведения бизнеса и полноценной жизни — но не в значении легкого времяпровождения и изобилия, а в смысле продуктивности, здоровья, удовлетворенности жизнью. В организациях эти пять способностей влияют на жизнеспособность и потенциал. Также очевидно — глядя, например, на взрослых людей, которые продолжают учиться в свободное время, — что эти способности важны и к ним прибегают в любом возрасте. Следовательно, они могут расцениваться как крайне желаемые. Их следует оценивать как ключевые («коренные») аспекты бытия личности в полном смысле этого слова — как зоны потенциала и расширения жизненных сфер. Моей целью тут является предложение образа мышления, связанного с Гештальтом, и попытка объяснить эти пять сфер бытия и деяния, избегая сложных научных терминов. Я хочу назвать их, поразмышлять о них и оценить их практическое значение. В перспективе, мне бы хотелось увидеть эти пять сфер широко толкуемыми и применяемыми диагностическими критериями, как и способами поощрения креативности человека и его раскрепощения.

 

 

Я хотел бы подчеркнуть, что, как упоминалось выше, эти способности не являются «индивидуализированными». Они принадлежат скорее культурным общностям и образованиям чем отдельным личностям. Последняя идея требует некоторого перехода от традиционного «индивидуалистского» мировоззрения.

Мы живем в эру быстрого развития глобальной коммуникации. Все большее количество проблем также становятся глобальными в своем масштабе. Мы все более осознаем, что мы также живем вместе, делим эту планету, будучи взаимозависимыми, даже более похожими, чем мы можем это осознать, и что в тех сферах, где мы ощущаем личностную неуверенность, ее ощущают и остальные. Также растет и осознание того, что перед лицом террора, и его «старшего брата» — войны, наши жизни, которые мы «делим с другими», могут быть растоптаны и уничтожены. Мы все вовлечены в это. Наши экономики взаимосвязаны в том смысле, что увеличение дохода в одном месте приводит к уменьшению бедности в другом. Мы также подвергаемся одним и тем же рискам, связанным со здоровьем — в результате, например, чрезмерного употребления антибиотиков. В «глобальной деревне» голодающие африканцы, живущие «на обочине цивилизации», и зажиточные граждане западного мира живут по одним и тем же

принципам. Во всех областях жизни мы видим «причастность» природы. Мы не только дышим тем же воздухом, что и другие люди: мы также загрязняем его и наши дети страдают схожими респираторными заболеваниями. Более того, сами по себе или все вместе мы принимаем участие в «поощрении» системы и моделей существования, которые приводят к таким загрязнениям.

Есть много сложностей, которые возникают, когда мы пытаемся распутывать предположения о нашем «сверхиндивидуалистическом» взгляде на мир. Часто кажется, что каждый человек думает о себе «сам по себе». Конечно, есть масса свидетельств тому, что проблемы, касающиеся одного человека, подчас важнее гражданских, общественных и международных проблем. Кроме того, многие из нас были воспитаны в том ключе, что теперь склонны мыслить националистически, ограниченно и традиционно, не говоря уже о шовинизме, сексизме, расизме в нашем мышлении, что, в свою очередь, ограничивает наш «универсальный» взгляд на мир и понимание цивилизации и планеты как одного целого. Но прозрение — осознание того, что личность и коллектив это две стороны одной монеты — неизбежно. Обе этих стороны крайне важны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.