Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЕРежиссура массового праздника




(введение)

Массовые празднества и зрелища – своеобразная форма театрально-концертного действа, имеющая свои социальные, политические и общественные истоки. Постановка массовых праздников и зрелищ, являющиеся важным звеном в идейном и художественном воспитании народа, представляет собой один из самых сложных разделов режиссуры.

Очень многие слагаемые входят в определение режиссер массовых праздников и зрелищей. И одно из них – режиссер-драматург.

В основе создания произведения зрелищного искусства лежит драматургия. В жанре массовых празднеств и зрелищ такой основой является сценарий. И если в драматическом или музыкальном театрах в руках у режиссера, приступающего к постановке, всегда находится произведение драматургическое или музыкально- драматургическое из мировой классической литературы или из золотого фонда российской драматургии, то режиссер массовых празднеств и зрелищ его не имеет.

Режиссер совместно с автором текстов должен создать драматургическое произведение, которое станет фундаментом будущего массового спектакля. В жанре массовых представлений для каждого спектакля пишется специальный сценарий, ибо массовое представление, как правило, посвящается знаменательным событиям в жизни страны, должно отражать эти события и приметы времени, быть абсолютно современным и своевременным. Поэтому одно из главных слагаемых драматургии массовых празднеств и зрелищ – документальность, историческая точность и в определенном смысле злободневность.

И роль режиссера и драматурга неизмеримо возрастает значительно больше, нежели в искусстве театра. Дух высокой патетики пронизывает жанр массовых празднеств и зрелищ, ибо в этом жанре мы всегда говорим о грандиозных событиях, о судьбах мира, о великих свершениях нашего народа.

Монументальная героика – вот тот идеал, к которому должен стремиться режиссер-драматург, приступающий к созданию сценария, а в дальнейшем и массового спектакля.

Еще в первые послереволюционные годы в молодом советском искусстве патетика, пафос, героика стали определяющим фактором новой эстетики. И героями произведений стали теперь сами массы трудящихся, призванные революцией к подвигу, к созиданию.

В первые легендарные годы революции они прошли по страницам стихов и поэм в могучих фресках монументальных массовых представлений. В конце двадцатых годов они пришли на экраны, в эпические полотна Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко, став коллективным героическим образом революции.

Цели и задачи современного искусства, осознанные и провозглашенные лучшими представителями молодого советского искусства еще в самом начале пути в двадцатых годах в дальнейшем были осуществлены в блистательных образах во всех видах нашего искусства в литературе, кино, живописи, музыке, театре…

Огромна роль и ответственность режиссера и драматурга массовых празднеств и зрелищ, приступающего к созданию спектакля под открытым небом, ибо они обращаются к огромным массам народа.

Массовые праздники и зрелища – это всегда народное искусство, оно демократично по своей сути, обращено к самым широким массам. Ее критерии – всенародность. Без этого жанр не имеет смысла и цели и не может существовать. Великие и многозначные темы, которые поднимают массовые спектакли под открытым небом, которым они дают образное эмоциональное воплощение, всегда требовали своеобразного стиля и особых, специфических выразительных средств.

Символика, народная монументальная героика и вместе с тем комедийно-сатирическая линия, восходящая к народному площадному ярмарочному зрелищу, явились чертами, определяющими эстетику массового агитационного театра.

Стремление к предельной ясности и плакатной агитационности, желание все досказать до конца, не оставив зрителю возможности домысливать увиденное, зачестую вело к прямолинейности, а в какой-то мере и к примитивности в художественных решениях. Ни индивидуализация образов, ни психологические характеристики не были взяты на вооружение агиттеатром.

При всех своих недостатках массовые действа одна из достойных и славных страниц советского театра эпохи революции, ибо массовые зрелища первых послереволюционных лет явили наиболее демократическую форму искусства. В них органично сочеталось то, что было взято от традиционного театра, и приметы революционной эпохи демонстрации, шествия, митинги и особая организация масс, характерная для революции.

Этот сплав принципов театрального искусства с невиданным прежде жизненным материалом, который привнесли площади и улицы города, наполненные революционными массами, родили агитационный театр под открытым небом. В массовых действах народ стал главным героем и активным сотворцом празднества. «Театр родился на площади» - утверждал А.С. Пушкин. Агиттеатр тоже был порождением площадей и улиц, собиращих десятки и сотни тысяч людей на политический митинг, и манифестацию, и народные массовые действа.

Массовый агиттеатр и сегодня остался верен традициям великого искусства революции.

Изменились формы этого своеобразного жанра, родилось много новых разновидностей: завоевавших прочные позиции и любовь народа, но его агитационная, боевая пропагандистская направленность по-прежнему является определяющей в самой сущности жанра. Об этом всегда должны помнить режиссеры и драматургии, приступающие к созданию сценария и спектакля под открытым небом.

Массовые празднества и зрелища политическое, агитационное искусство, и профессионалы, работающие в этой области искусства, должны осознавать свою гражданскую позицию. Только с этой позиции можно приступать к созданию массового праздничного зрелища, и только тогда художник найдет отклик своему творчеству в сердцах людей.

Для того чтобы лучше понять специфические особенности режиссуры театрализованного представления, необходимо вспомнить особенности массового театра как вид искусства. Прежде всего, его природа выявляется в самой форме, которой характерны предельная условность, плакатность, многоисправность, непосредственное общение со зрителем.

Любые формы театрализованного представления имеют в своей основе концертный номер. Участниками театрализованного концерта могут быть не только отдельные исполнители и художественные коллективы, но и детские, спортивные, военные коллективы. Поскольку театрализованные представления почти всегда являются частью какого-либо празднества или торжества, то и общий характер его всегда торжественно-приподнятый, мажорный, радостный, оптимистический. Трагедичность и драматизм могут звучать в общей партитуре лишь эпизодически, как прием контраста. Такой театр требует и своего особого режиссера. Он появился в недрах драматического театра и на его основе.

Потребовался специалист, который мог бы свободно работать в любом жанре массового театра: тематический вечер или концерт, концерт-спектакль, агиттеатр, литературно-музыкальная композиция, театрализованный концерт, массовое театрализованное представление и театрализованная манифестация. Эти формы имеют свою специфику.

Тематический вечер или концерт, в названиях, которых уже заложена определенная тема, цель и задача, связанные с местными празднованиями, чествованиями героев труда или же просто посвященные жизни и творчеству замечательных людей (общественных деятелей, писателей, композиторов, актеров).

Концерт-спектакль (обозрение, ревю, мюзик-холл, театр одного или нескольких актеров, поэтический театр, театр оригинальных жанров, театр пантомимы, театр песни).

Агитбригадный спектакль и агиттеатр – театрализованное обозрение на местном материале ли по оригинальному сценарию.

Литературно- музыкальная композиция – очень емкая театрализованная концертная форма, основанная на разнообразном сочетании музыки и слова. Чаще всего за основу берется одно какое-либо литературное произведение или несколько произведений одного автора и соответственно этому произведению подбирается музыкальный материал.

Театрализованный концерт, посвященный большим революционным праздникам, Дням литературы и искусства, Дням культуры союзных республик, юбилейным торжествам. Театрализованные концерты могут быть в форме концерта-поэмы, концерта-митинга, концерта-хроники, концерта-манифеста.

Массовое театрализованное представление – это как бы высшая форма концертной режиссуры, которая может включать в себя все перечисленные выше формы представлений.

Театрализованная манифестация – демонстрации трудящихся, посвященные торжественным датам и событиям, с использованием поэзии, музыки, хореографии, оформления, костюмов, реквизита, бутафории.

Есть еще и другие стороны режиссуры массового театра. Если драматический театр, как правило, оперирует обобщенными образами героев, то такая популярная в народе театрализованная форма, как агитбригадный спектакль выстраивается в большинстве случаев на местном конкретном материале.

В тематических вечерах, массовых театрализованных представлениях могут действовать реальные положительные герои: передовики труда, ветераны революции и армии, тогда как в драматическом спектакле носителем положительных качеств, утверждающих добро, выступает обобщенный образ героя.

Естественно, что есть и другие отличия специальности. Режиссер имеет дело с большими по количеству, массовыми коллективами. Сценой часто является поле стадиона, набережная реки, площадь города, парк, поле. Зрительный зал насчитывает несколько десятков тысяч зрителей. Часто спектакли массового зрелища рассчитаны на один-два показа, и режиссер не имеет возможности корректировать свой спектакль, поправлять его и улучшать как в драматическом театре.

Театрализованный концерт и особенно массовое представление как правило, создаются к определенному торжественному дню, событию и играют один раз. А на подготовку затрачивается более года и немало средств. Кроме того, режиссер массового представления меньше всего должен расчитывать и на постоянный исполнительский состав, которым располагает режиссер стационарного театра. А как облегчает работу в театре постоянная постановочная часть, работники которой монтировщики декораций, осветители, бутафоры, машинисты, гримеры и др, с полуслова понимают режиссера. Всего этого лишен режиссер массового театра. Общее, что объеединяет все режиссерские специализации – это законы режиссуры, раскрытые К.С. Станиславским, В.И. Немирович-Данченко и другими режиссерами-учеными. К этим общим законам относятся: единство формы и содержания, раскрытия темы и идеи, учение о свеверхзадаче и сквозном действии, о художественном единстве, о предлагаемых обстоятельствах, событии, конфликте, мизансцене, темпо – ритме, условности.

Какие же все эти качества, присущие режиссеру массового театра?

Первое – режиссер массового театра должен находится на твердых гражданских позициях и быть убежденным пропагандистом.

Второе – режиссер, как создатель спектакля, должен быть носителем общей культуры, обязан понимать и разбираться во всех видах искусства: драматургии, хореографии, кино, изобразительном искусстве, эстраде, в народном творчестве. Он должен быть осведомленным в последних достижениях и событиях в науке и спорте, технике и т.д. Он должен понимать музыку, владеть сценарным мастерством, образно –пластическим мышлением, искусством монтажа. А главное –организаторские способности, которые необходимы при управлении большим количеством коллективов, техникой на большом сценическом пространстве. Все эти необходимые качества, которые должны быть присущи режиссеру массового театра.

И последнее – личность режиссера. Все это, провозглашается, утверждается и пропагандируется в театрализованном представлении, должно быть сутью убеждений и принципов самого постановщика.

Итак, режиссер театрализованного концерта и массового представления – новая специальность режиссуры нашего времени. Он является автором сценария, умеет работать с большим коллективом, способен мизансценировать на больших закрытых и открытых площадках, на природе, среди архитектурных ансамблей. Это режиссер – пропагандист и агитатор, мастерски и талантливо соединяющий в своем творчестве искусство и политикой. Источником информации для режиссеров массового театра являются: радио и телевидение, кино и театр, концерт и лекция, звукозапись и диопроэкция, книга и журнал, газета и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.