Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика первобытно-общинного строя




ВЫВОД

 

Во введении указывался тот факт, что одним из серьезнейших упущений сегодня является отсутствие объективной информации. Тем не менее, уже проделана огромная работа по оценке радиационного загрязнения, и результаты исследований время от времени публикуются как в специальной литературе, так и в прессе. Но для понимания проблемы необходимо располагать не обрывочными данными, а ясно представлять целостную картину.

Человек не имеет права и возможности уничтожить основной источник радиационного излучения, а именно природу, а также не может и не должен отказываться от тех преимуществ, которые дают знание законов природы и умение ими воспользоваться.

Человек - кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и выживать, то он должен научиться безопасно использовать этого “джина из бутылки” под названием радиация[1]. Человек еще молод для осознания дара, данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих поколений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении отметим, что важным недостатком сегодня является отсутствие объективной информации. Но, уже проделана огромная работа по оценке радиационного загрязнения, и результаты исследований время от времени публикуются как в специальной литературе, так и в прессе, именно это и оказывает существенное влияние на развитие школьников.

Человек не имеет права и возможности уничтожить основной источник радиационного излучения, а именно природу, а также не может и не должен отказываться от тех преимуществ, которые дают знание законов природы и умение ими воспользоваться. Но если он научится управлять им без вреда для себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих поколений.

Для того чтобы сохранить всё, что уже накоплено и не наделать никаких ещё неприятных вещей, необходимо правильное воспитание наших детей, будущего поколения. Это необходимо для нас, но правильное воспитание нужно самим детям, школьникам, подросткам. Для этого лучше всего будет дать правильное начало в этом нелёгком деле. Именно такую ношу берёт на себя школа. Какое направление школа задаст ученику, в таком он и будет жить в дальнейшем.

Предмет «ОБЖ» является незаменимым в этом плане. По данному курсу много именно того, что необходимо для воспитания детей, как гражданской ответственности, так и морально-нравственной подготовки, физической подготовки, духовной и др.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трём главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лисичкин,В.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон)/В.А. Лисичкин, Л.А.Шелепин, Б.В.Боев.- М.: ИЦ-Гарант, 1997 - 352 с.

2. Миллер,Т. Жизнь в окружающей среде (Пер. с англ. В 3 Т.)/ Т.Миллер.- М.: 1993.

3. Небел,Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир (В 2 Т. Пер. с англ.)/ Б.Небел.- М.: 1993.

4. Пронин,М. Бойтесь! Химия и жизнь./ М.Пронин. – М: 1992. - 58 с.

5. Ревелль,П. Среда нашего обитания. Энергетические проблемы человечества (Пер. с англ.)/ П.Ревелль, Ч.Ревелль. - М.: Наука, 1995. - 296с.

6. Данилов-Данильян, В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: учебное пособие / под ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М.: МНЭПУ, 1997. - 332 с.

7. Данилов-Данильян, В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность.: учебное пособие / под ред. В.И.Данилова-Данильяна. - М.: МНЭПУ, 1997. - 424 с.

8. Маргулова, Т.Х. Атомная энергетика сегодня и завтра/ Т.Х.Маргулова. - М.: Высшая школа, 1996 г.

9. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для уч. 10 кл. ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев. – М.: Просвещение, 2003г. – 160с.

10. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999.

11. Пидкасистый, П.И. Педагогика. / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:1996.

12. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К.Бабанский. – М.: 1981.

 


[1] единица измерения в системе СИ – грэй (Гр)

[2] единица измерения в системе СИ – зиверт (Зв)

 

[3] единица измерения в системе СИ – зиверт (Зв)

[4] единица измерения в системе СИ – человеко-зиверт (чел-Зв)

 

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.

Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

 

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".

Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.

Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.

На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.

Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.

Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем.

Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.

Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

 

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.

Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.

Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

 

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

 

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

 

1) преобладание коллективного характера труда;

 

2) половозрастное разделение труда;

 

3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;

 

4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;

 

5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

 

6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

 

7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

 

Протогосударства.

 

Важным этапом в предыстории государства стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являвшихся по своей сути и предгосударственными. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства.

Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.

 

Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя.

 

 

Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.

 

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);

военный (ведет к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

 

Таким образом, ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, а складываются спонтанно в ходе естественной эволюции самого общинного строя. Образование протогосударства — это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию.

На различных континентах и у разных народов, в силу неравномерностей самого исторического процесса, такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в III—IV вв. до н.э. Несколько позднее переход к государственности и цивилизации происходил в Средиземноморском бассейне — античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX—XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.

Формы догосударственной организации человечества:

человеческое стадо;

родовая община;

племя;

союзы и суперсоюзы племен (протогосударство).

 

Генезис государства периода родового строя (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства):

Появление оседлых земледельческих обществ.

Разделение труда внутри общины и между общинами (скотоводческий, земледельческий, ремесленный и т.д.).

Появление прибавочного продукта (излишков) приводит к социальному и имущественному расслоению внутри родовой группы и между родовыми группами.

Усложнение функций вождя: добавляется функция перераспределения прибавочного продукта, т.е. зарождаются элементы будущей эксплуатации, присущей государству.

Изменение в осуществлении власти внутри общины — власть вождя приобретает все большую степень силы и большую обязанность для членов общины.

Развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур, появление племени, имевшего свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды.

Складывание органов племенного самоуправления — племенного совета, в который входили вожди и старейшины.

Выделение социального слоя управленцев, деятельность которых становится профессиональной, а социальный слой закрытым, что приводит к разделении людей на две неравные группы — управляющих и управляемых.

Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию.

Союзы и суперсоюзы племен — это и есть протогосударство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.