Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления реформ государственного управления




Пути модернизации и повышение эффективности государственной службы

Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Громоздкая структура органов власти с устаревшими мандатами и избыточными функциями во многих странах мира демонстрирует неэффективность функционирования.

В числе основных причин, обусловивших проведение административных реформ во многих странах мира можно обозначить следующие:

· необходимость более рационального распределения функций, полномочий, обязанностей и ответственности между органами власти;

· необходимость оптимизации структуры исполнительной власти;

· устранение институционального конфликта интересов.

Реформы государственного управления во многих странах затрагивают такие важные аспекты рационализации деятельности как целеполагание, поиск оптимальных путей достижения целей, создание институциональной среды, которая будет мотивировать органы государственной власти и государственных служащих действовать эффективно.

Можно выделить следующие основные причины, по которым органы управления нарушают свои обязательства или проводимая ими политика становится ненадёжной на четырёх стадиях процесса управления:

Стадия 1. Органы власти принимают неосуществимые, нереалистичные широкие обязательства.

Стадия 2. Подготовка детализированных ведомственных программ и бюджетов связана с задержками, непредвиденными предложениями и плохим качеством предложений.

Стадия 3. Органы власти не обеспечивают подготовку адекватного бюджета, преодоление процедурных препятствий и эффективной работы по проблемным вопросам с риском вето.

Стадия 4. Реализация политики на уровне ведомств характеризуется задержками, плохим качеством или неутвержденными инициативами. Принимая во внимание негативные последствия нарушения политических обязательств, многие государственные органы уделяют существенное количество времени и ресурсов деятельности по укреплению двух взаимосвязанных систем, поддерживающих управление политикой и результатами деятельности:

Во –первых, систему планирования, нацеленную на максимизацию потенциала государственного управления по достижению желаемых целей и политики в рамках приемлемого финансового плана.

Во - вторых, систему подотчетности, нацеленные на четкое определение ожидаемых и фактических результатов деятельности на всех организационных уровнях и достижение данных результатов наиболее эффективным, рациональным и экономичным способом

Административные реформы проводятся во многих странах. Но понятие «административная реформа» в зависимости от уровня развития страны несет в себе различное содержание.

В развитых странах с устоявшейся демократической системой и рыночной экономикой административная реформа (например, во Франции, Японии, Швеции, США и др.) направлена в основном на совершенствование взаимодействия государства и общества, государства и бизнеса, на преодоление тех или иных недостатков уже сложившейся и довольно эффективной системы.

Целью проведения административных реформ в развитых странах является повышение эффективности государственного управления за счет оптимизации структуры и функций государственного аппарата, совершенствования принятия и исполнения правительственных решений, создания действенных механизмов общественного контроля за работой государственных служб, улучшения механизмов отбора, подготовки и стимулирования государственных служащих, а также более активного использования информационных технологий.

Административная реформа в переходных странах - это комплекс широких политических и административных мер, направленных на преодоление в обществе оставшихся в наследство от тоталитарной системы стереотипов понимания роли и места государства в экономике и обществе, на преодоление административно-командных методов управления.

В странах с переходной экономикой позитивный потенциал административной реформы заключается в том, что она способствует становлению нового класса собственников, частного предпринимательства, формированию новых механизмов взаимодействия между государством и бизнесом. Административная реформа в переходных странах - это во многом политическая реформа, направленная на переоценку сложившихся стереотипов общественного сознания.

Административная реформа обусловлена рядом факторов.

Политический фактор. Перед правительствами бывших социалистических стран стояли задачи трансформировать основы системы управления, создать более демократичные социальные институты, сформировать гражданское общество, изменить свои отношения с гражданами. Сходные задачи стояли перед развивающимися странами. Кроме того, этим странам необходимо решать задачу быстрой модернизации своей экономики.

Промышленно развитые страны должны были каким-то образом справиться с ослаблением доверия граждан к государственным институтам. Граждане не были согласны на уменьшение объема и качества предоставляемых услуг, но вместе с тем требовали уменьшить управленческий аппарат.

Социальный фактор. Все страны должны были решать серьезные проблемы, возникающие при переходе от индустриального общества к информационному. В восточноевропейских странах происходили фундаментальные изменения во всех сферах социальной жизни. Во многих промышленно развитых странах остановился рост уровня жизни. Все эти обстоятельства усиленно подталкивали правительства к реформированию системы государственного управления.

Экономический фактор. Кризис, положивший конец эпохе «азиатских чудес», сделал реформу государственного управления настоятельно необходимой в странах Юго-Восточной Азии.

Другие страны, такие как Новая Зеландия и Великобритания, приступили к реформе управления с целью избежать застоя и обеспечить экономический рост. В частности, руководители крупных корпораций сетовали на то, что налогообложение и общая политика государственного регулирования ослабляют их конкурентоспособность на мировых рынках.

Институциональный фактор. Правительства всех стран во все большей мере становятся частью глобальной экономики и глобальной политической системы. Заметную роль в жизни мирового сообщества играют международные организации, такие как ООН, ВБ, МВФ, ВТО. Увеличивается и значение различных неправительственных организаций. Одновременно многие правительства передали часть полномочий на более низкий уровень. Таким образом возникает новая конструкция: политическая и распорядительная власть все больше концентрируется на национальном и локальном уровнях.

 

Несмотря на разнообразие конкретных форм, отражающих особенности различных стран, можно выделить две основные модели реформирования государственного управления: «вестминстерскую» и «американскую».

Вестминстерская модель была первоначально выработана Новой Зеландией и Великобританией, а затем использована другими странами с британским типом парламентского устройства. Эта модель определялась как «новый государственный менеджмент».

В Новой Зеландии реформаторы стремились к « полной революции» в государственном управлении, начав с разработки тщательно продуманного плана, определяющего цели и способы реализации реформы.

В «вестминстерском мире» новозеландские реформы были самыми масштабными и активными. Реформаторы, придерживающиеся вестминстерской модели, стремились сократить сферу деятельности государства и отчасти заменить традиционную бюрократию действием механизмов рыночной конкуренции, сделать прозрачными цели и результаты управления, а также предоставить государственным менеджерам больше свободы в выборе средств для достижения поставленных целей.

Они осуществляли приватизацию структур и организаций, способных предоставлять требуемые услуги, и опирались на другие рыночные механизмы. В то же время относительно мало внимания уделялось реорганизации бюрократии. Реформы были ориентированы на кардинальное изменение государственного функционирования. Реформаторы стремились сократить объем его функций, установить способы наиболее эффективного исполнения государством своей управленческой роли.

Речь шла о возможной передаче ряда функций негосударственным партнерам или о совместном их отправлении. Главным принципом отчетности должна была стать ориентация на результаты. Таким образом, суть этой модели заключается в стремлении уменьшить объем государственного управления и вместе с тем подчинить его рыночной дисциплине.

В ходе реформ управленческие функции определения политики и ее администрирования были разделены, что позволило менеджерам действовать более гибко (в особенной мере это относится к бюджетной политике и сфере трудовых ресурсов).

Была создана система измерения и оценки труда менеджеров на основе полученных результатов. Было уделено значительное внимание рекрутированию и подготовке персонала. Это позволило компенсировать потери, связанные с сокращениями штатов и падением трудовой морали. Интенсивно использовались новые информационные технологии. «Вестминстерская модель» оказала значительное влияние на подход к реформе государственного управления и в других странах.

В отличие от «вестминстерской модели», «американская» использовалась только в США. Суть характеристики американской модели - это «создание управления заново» (reinvention-1993г.) — и эти реформы протекали в намного более политизированной обстановке чем в странах Европы.

В силу политизированности реформ они сосредоточились на изменении поведения бюрократов, а не на изменении структур и процессов управления. Проведение реформ в Америке также имело целью снизить стоимость и повысить эффективность услуг, оказываемых федеральной системой управления потребителям. Для этого в стране осуществлялась децентрализация бюрократии, а также делегирование федеральных полномочий более низким уровням управления.

Реформы в скандинавских странах представляют собой гибридный вариант, сочетающий слабую опору на рыночные механизмы с интенсивными организационными и бюджетными реформами.

Реформы как «вестминстерского», так и американского типа сосредотачиваются вокруг решения двух важнейших проблем.

Первая связана с политической составляющей (что должно делать государство?).

Вторая связана с администрированием и вопросами эффективности (как оно может лучше делать то, что должно?).

Между этими двумя проблемами — государственным управлением и менеджментом — зачастую трудно провести различие.

Однако решение первой, в большей степени политической проблемы может быть успешной лишь в случае опоры на политическую систему национального государства.

Решение второй проблемы требует твердого политического руководства и поддержки. Реформаторы из самого чиновничьего аппарата должны получать отчетливые сигналы от политиков, пришедших к власти в результате выборов, поскольку у них самих нет весомых побудительных стимулов заниматься реформированием своей деятельности.

Одной из главнейших задач реформирования государственного управления во всем мире было повышение доверия граждан к государству и правительству. Признаки снижения уровня доверия граждан былибыли во всех странах. Особенно резким подобное снижение было в 1990-е годы в Канаде, Германии, Швеции, Великобритании и в Соединенных Штатах.

Граждане остаются приверженными демократии как форме политического устройства, однако они не удовлетворены тем, как демократия функционирует в их странах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.