Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика возможных нарушений




Регуляция дыхания

Регуляция дыхания осуществляется ЦНС, специальные области которой обуславливают автоматическое дыхание - чередование вдоха и выдоха и произвольное дыхание, обеспечивающее приспособительные изменения в системе органов дыхания, который соответствуют ситуации и рода деятельности. Деятельность дыхательного центра регулируется рефлекторно, импульсацией, поступающей из различных рецепторов и гуморально [1].

К моменту рождения ребенка его дыхательный центр способен обеспечивать ритмичную смену фаз дыхательного цикла (вдох и выдох), но не так совершенно, как у детей старшего возраста. Это связано с тем, что к моменту рождения функциональное формирование дыхательного центра еще не закончилось. Об этом свидетельствует большая изменчивость частоты, глубины, ритма дыхания у детей раннего возраста. Возбудимость дыхательного центра у новорожденных и грудных детей низкая.

Формирование функциональной деятельности дыхательного центра происходит с возрастом. К 11годам уже хорошо выражена возможность приспособления дыхания к различным условиям жизнедеятельности. Следует отметить, что в период полового созревания происходит временные нарушения регуляции дыхания, и организм подростков отличается меньшей устойчивостью к недостатку кислорода, чем организм взрослого человека.

По мере созревания коры больших полушарий совершенствуется возможность произвольно изменять дыхание – подавлять дыхательные движения или производить максимальную вентиляцию легких. Дети не могут при физических нагрузках значительно изменить глубину дыхания, а учащают дыхание. Дыхание становится еще более частым и поверхностным. Это приводит к более низкой эффективности вентиляции легких, особенно у маленьких детей [2]. дыхание гимнастика здоровье гуморальный

Для предупреждения возможных заболеваний дыхательной системы необходимо научить детей правильно дышать при ходьбе, беге и других видах деятельности. Одно из условий правильного дыхания – это забота о развитии грудной клетки. Для этого важно правильное положение тела. Надо приучать детей ходить и стоять, соблюдая прямую осанку, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое дыхание. При согнутом положении туловища в организм поступает меньшее количество воздуха.

Воспитанию у детей правильного дыхания через нос в состоянии относительного покоя, во время трудовой деятельности и выполнении физических упражнений. Дыхательная гимнастика, плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах особенно содействуют совершенствованию дыхания.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика имеет большое оздоровительное значение. При спокойном и глубоком вдохе понижается внутригрудное давление, так как диафрагма опускается в низ. Возрастает приток венозной крови к правому предсердию, что облегчает работу сердца. Опускающаяся при вдохе диафрагма массирует печень и верхние органы брюшной полости, помогает удалению из них продуктов обмена веществ, а из печени - венозной застойной крови и желчи.

Во время глубокого выдоха диафрагма поднимается, что увеличивает отток венозной крови из нижних конечностей, области таза и живота. В результате облегчается кровообращение. Одновременно при глубоком выдохе происходит легкий массаж сердца и улучшение его кровоснабжения.

В дыхательной гимнастике три основных разновидности дыхания, называемые в соответствии с формой выполнения – грудным, брюшным и полным дыханием. Наиболее полноценным для здоровья считается полное дыхание. Существуют разнообразные комплексы дыхательной гимнастики.

Упражнение Действия
Бормочут куры по ночам, Бьют крыльями: тах-тах. Поднимем крылья мы к плечам, Потом опустим так. И. п.: стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тахтах», одновременно похлопывать себя по коленям — выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, — вдох. Повторить 3 - 5 раз.
Посмотрите в небеса, Самолет там, как оса. «Ж-ж-ж-ж-ж», — жужжит самолет И машет крыльями. Ребята, в полет! Полетаем - ка с нами! И. п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки — выдох. Повторить 2—4 раза в каждую сторону.
У медведя дом большой, А у зайца маленький. Мишка наш пошел домой, Да и крошка заинька. И. п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову — выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох (у медведя дом большой). Повторить упражнение 4—6 раз.
Подуем на плечо, Подуем на другое, Нам солнце горячо Пекло дневной порою. Подуем и на грудь мы И грудь свою остудим. Подуем мы на облака И остановимся пока. Потом повторим все опять – Раз, два, три, четыре, пять. И. п.; стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо. Голова прямо — вдох. Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо — вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, — сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо — вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2—3 раза.
Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Повторим так, ребятки, И скажем слово «ах». При каждом упражнении Мы скажем «ах» в движении. Потом быстрее мы пойдем И после к бегу перейдем. И. п.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать выдох, расправить плечи, поднять голову — вдох. Повторить 2 раза. Продолжительность упражнения 40-—45 с.

Упражнения выполняются в проветриваемом помещении или на свежем воздухе (в теплое время года). Любое дыхательное упражнение начинается с энергичного выдоха. Позвоночник должен быть ровным. Голова, шея и позвоночник на одной прямой линии. Необходимо контролировать, чтобы дети дышали только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот. Выполняя дыхательные упражнения, не следует напрягать мышцы лица и всего тела [3].


 

Выводы

1. Дыхание является одним из основных процессов функционирования и жизнедеятельности человеческого организма.

2. Органы дыхания человека изменяются в течении взросления и жизни человека, а так же под воздействием внешних факторов.

3. Неправильное дыхание приводит к значительному вреду для всего организма человека, может вызывать заболевания и патологические изменения органов дыхания.

4. Огромное значение для здорового развития ребёнка несёт в себе процесс мониторинга за параметрами дыхания, а также различные методики дыхательной гимнастики.


 

Список литературы

1. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М.: «Альянс», 2009. – 432 с.

2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского организма. – М.: «Высшая школа», 1985. – 302 с.

3. Хрипкова А. Г., Антропова М. В, Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1990. – 319 с.

4. http://rusinfomed.ru/content/view/id-10851/ (дата обращения 21. 03.2013)

5. http://www.detskaya-medicyna.ru/index.php/morfologija-cheloveka/89-chastnaja-morfologija/994-vozrastnye-izmenenija-organov-dyhanija-cheloveka.html (дата обращения 25.03. 2013)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.