Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход предполагает изучение экономики как целостной системы, комплексный, всесторонний учет связей, влияний, взаимодействий и изменений всех её элементов




Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Модель – это упрощенное описание реальности. Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями — вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х) (Рис. 1.1.).

 

Рис. 1.1. Линейная и нелинейная зависимость

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (график 2). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (график 1). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (график 3).

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в те: случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете) сложной системой уравнений.

 

1.3. Основные этапы развития экономической теории. Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Постепенно возникли определенные представления об отношениях складывающихся по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Однако мыслители древности не выделяли экономические взгляды в специальную область знаний. Их основу составляли религиозные верования, мифы, легенды, сказания. В процессе исторического развития из отдельных идей возникали систематизированные экономические учения, формировалась целостная наука. В Древней Греции экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Древнегреческий ученый Ксенофонт (430-35 4гг. до н.э.) дал начало научной экономике. Сам термин «экономика» (означающий в переводе с древнегреческого «искусство управления домашним хозяйством», «домоводство») он впервые использовал в названии одного из своих трактатов «Экономикос ». Аристотель(384-322гг. до н.э.) (ученик Платона) – впервые исследует экономические процессы с целью выявления общих закономерностей. Он раздели все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления была выбрана цель деятельности. К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло, торговлю производителей, продающих свои товары с целью приобретения других. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары приобретаются с целью перепродажи и ростовщичество. Эта концепция носит как бы классификационный характер. Все виды деятельности людей соотносятся с одной из двух сфер – естественной (экономика), которая должна поддерживаться государством, так как способствует удовлетворению жизненных потребностей населения и неестественной (хрематистика), которая основывается на бесчестных торговых, посреднических, ростовщических операциях, цель которых все большее «обладание деньгами». Он решительно осуждал использование денег не по истинному назначению, а ростовщичество у него вызывает ненависть. предупредить угрозу сложившемуся жизненному порядку. В своих исследованиях Аристотель приблизился к пониманию стоимости вещей как их ценности с позиции потребления, выявил экономическую сущность обмена, определил цену как денежную меру стоимости.

Источниками средневековой экономической мысли являются в основном богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

Трактуя экономические вопросы, авторы 6 – 11 в. в качестве важнейших аргументов приводили положения, содержащиеся в Библии:

§ стремление к богатству порочно, т.к. мешает поиску царства божья, является доказательством отсутствия истинной веры;

§ неравенство людей считали естественным и вечным: «люди равны перед божественной благодатью»;

§ труд считался единственным источником существования (в античном мире труд был уделом рабов).

Ведущим мыслителем этого периода считается Ф.Аквинский (1225-1274гг.) – итальянский монах, доминиканского происхождения Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров и справедливость при распределении, основанную на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Главным направлением экономической мысли в XV- XVII вв. стало учение, получившее название «меркантилизм». В центре внимания меркантилистов была проблема поиска средств обогащения страны, не случайно французский экономист Антуан де Монкретьен (1575-1621 ) в одном из своих памфлетов вводит выражение «политическая экономия», означавшее в то время принципы управления хозяйством страны. Главным предметом анализа становится сфера обращения, так как основным источником обогащения нации считалась торговля.

Главной задачей ранние меркантилисты считали обеспечение активного денежного баланса. Денежный баланс – это сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра. Разность ввоза и вывоза называется сальдо. Чтобы баланс был активным, сальдо должно быть положительным. Не заботясь о теоретических основаниях, правительства принимали решения, препятствующие вывозу денег из страны. В Испании в XVI в. по закону за это полагалась смертная казнь. В Англии был принят так называемый Закон об истрачивании, согласно которому все иностранцы, привозящие в страну свои товары, должны были всю выручку истратить на покупку английских товаров. Английские же купцы-экспортеры обязаны были хотя бы часть своей выручки привозить на родину наличными деньгами.

Представители позднего меркантилизма: Т.Мен (Англия), А.Серра (Италия ), А.Монкретьен (Франция ) ищут источники обогащения нации не в примитивном накоплении сокровищ, а в развитии внешней торговли. Они пришли к пониманию того, что успешное ведение внешней торговли, всецело зависит от хозяйственного положения внутри страны.

Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные исследования проблем экономики свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была противопоставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым условиям хозяйствования, требующая снижения неоправданно высокой роли государства в экономике. Адам.Смит (1723-1790) объектом его внимания является сфера производства вне отраслевой структуры Показывая, что интересы отдельного лица могут совпадать с интересами общества, Смит вводит понятие «невидимой руки», которая руководит действиями людей и направляет их к цели, не входящей в их намерения. Под «невидимой рукой» рынка он понимает рыночный механизм, функционирующий в условиях свободной конкуренции. Смит пишет, что человек «преследуя свои собственные интересы…часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это». Таким образом, «невидимая рука» рынка гораздо эффективнее решает проблему согласования личных и общественных интересов, чем «видимая рука» государственного управления.

Следующим этапом стало физиократическое направление в экономической науке. Оно появилось в середине XVIII в. Впоследствии этих мыслителей назвали физиократами (physis – природа; kratos – сила, власть). Признанным лидером физиократического направления, главой школы является Франсуа Кенэ (1694-1774). Основным предметом изучения экономической науки физиократы считали сельскохозяйственное производство, его они объявили единственной производительной отраслью.

В начале XX века идеи саморегулирования рыночной экономики были опровергнутыанглийским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946). Неспособность рыночной экономики автоматически восстанавливать равновесие и выходить из кризиса, по его мнению, обуславливает необходимость государственного регулирования. В период экономического кризиса государство должно стимулировать рост совокупного спроса (общей покупательной способности) и воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. Кейнс придавал большое значение инвестициям и обосновал действие эффекта мультипликатора, когда небольшой рост инвестиций вызывает значительно больший рост совокупного спроса и производства.

Это учение называют «кейнсеанским». Современную экономическую школу, развивающую идеи Кейнса и его последователей называют «неокейнсеанской».

Современные экономические школы включают неолиберализм, монетаризм и институционализм. Неолиберализм как самостоятельная альтернативная кейнсианству система взглядов на проблему государственного регулирования экономики сформировался в 30-е годах ХХ в. неолибералы считали, что государственное регулирование должно быть ограниченным, относительно пассивный и касаться, главным образом, институциональной структуры, влияющей на экономические процессы.

Они выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударст-венных хозяйственных структур, ограничивая роль государства в регулировании эконо-мики в функциями "ночного сторожа" или "спортивного судьи".

Монетаризм – одна из влиятельнейших школ либерал-консервативного толка в экономической науке, получившая широкое признание в середине 70-х годов. под монетаризмом понимается обще-теоретический подход, признающий исключительно важную роль денег в экономике и отдающий приоритет особому типу денежно-кредитной политики, ориентированному на прямое регулирование темпов роста денежной массы, в противоположность иным методам воздействия: фискальной и денежно-кредитной политике, воздействующей на экономику через процентные ставки.

Институционализм- это экономическая школа, сторонники которой в качестве предмета изучения избрали социальные институты, имеющие важное значение в жизни общества. Институционалисты предложили отказаться от идеи о рациональном поведении людей, отмечая, что на человека могут влиять общественные институты: традиции, мораль, право, семья. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления представляют не меньший, а возможно и больший интерес, нежели механизм рыночных цен. Важным условием эффективной работы рынка является четкое определение, или спецификация прав, собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.