Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. С начала 90-х гг. переход плановой системы России к рыночной, социально ориентированной, сопровождался либерализацией экономики




С начала 90-х гг. переход плановой системы России к рыночной, социально ориентированной, сопровождался либерализацией экономики, децентрализацией планирования и управления. На государственном уровне были ликвидированы Госплан, Госснаб, Госкомцен, одновременно были ликвидированы директивные показатели, доводимые до каждого предприятия (а их число в период расцвета плановой системы доходило до 5 тысяч). Следствием явилось сокращение плановых служб на предприятиях, прекращение разработки подробных техпромфинпланов, отсутствие стратегического планирования, ориентация на краткосрочные цели развития (главная цель – прибыль).

Трансформация экономической системы обусловила необходимость разработки новых подходов к планированию на микроэкономическом уровне, что позволит предприятиям функционировать более эффективно. Необходимость новых подходов обусловлена следующими обстоятельствами: наличием различных форм собственности, появлением конкуренции, необходимостью быстрой реакции на изменения внешней среды.

Современный этап характеризуется тем, что в теоретическом плане учеными проанализирован ход реформы, проводимой без концепции и предварительной оценки ее последствий. Доказано, что в условиях перехода от одной экономической системы к другой планирование должно оставаться одним из методов регулирования экономических процессов на всех уровнях управления. При этом планы для государственных предприятий обязательны для выполнения (ВПК), а для негосударственного сектора экономики индикативные планы являются ориентиром для выбора поля деятельности.

Особенностью переходной экономики является то, что планирование становится экономической основой рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, предприятий и организаций. Новые функции приобретает внутрифирменное планирование, призванное обеспечить производство продукции, пользующейся спросом у потребителей, эффективное использование всех составляющих производственного потенциала и превышение результатов над затратами.

Организация планирования на макроуровне в РФ

В России функционирует система, включающая законодательные и исполнительные органы.

Законодательные органы власти РФ представлены Государственной Думой и Советом Федерации. Они обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет – ядро общегосударственной системы планирования.

Исполнительные органы власти – Правительство, осуществляющее всю практическую работу по стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. В систему рабочих органов Правительства РФ относятся: министерства, комитеты и т.д., принимающие непосредственное участие в плановой работе.

Министерства: экономики, финансов, труда и социального развития, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики и т.д.

Комитеты: по управлению государственным имуществом; по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; по поддержке и развитию малого предпринимательства; по науке и технологиям; по статистике и др.

Другие центральные органы: государственная налоговая служба; федеральная служба налоговой полиции; федеральная энергетическая комиссия; федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; федеральная служба по валютному и экспортному контролю и др.

Центральное место занимает Министерство экономики РФ. Функции: аналитическая; информационная; экспертная; консультационная; разработка и обоснование различных аспектов внутренней политики государства; разработка прогнозов, проектов, стратегических федеральных программ и планов, организационно-методическое руководство плановой работой в РФ.

Работа министерства в области стратегического планирования осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», принятого 20 июля 1995 г.

В составе Министерства имеется 45 департаментов; важнейшие вопросы выносятся на коллегию (60 чел.). Основные плановые документы, разработанные в Министерстве, подлежат опубликованию.

Кроме того, Министерство имеет подведомственные НИИ, учебные заведения:

- Институт макрокономических исследований;

- Институт микроэкономики;

- Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству;

- НИИ цен;

- Межведомственный аналитический центр;

- Высшая школа экономики

- журнал «Экономист».

Основные разрабатываемые документы:

- долгосрочные (на 10 лет), среднесрочные (на 5 лет) и краткосрочные (1-3 года) комплексные прогнозы социально-экономического развития;

- концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективу – разрабатываются на основе анализа и прогноза и включают цели и приоритеты развития;

- Федеральные целевые программы (например, «Сахар», «Детское питание).

На региональном уровне планирование и прогнозирование осуществляют созданные при правительстве региона Министерство экономики и отраслевые министерства.

Таким образом, планирование в переходной экономике стало осуществляться в рамках индикативного. И хотя до предприятий не доводятся директивные плановые показатели, основным субъектом экономики для разработки планов остается предприятие как первичное звено экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.