Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления




Метод управления – способ осуществления управленческой деятельности, применяемый для постановки и достижения целей организации. Можно выделить три подхода при классификации методов управления: в соответствии с функциональной структурой системы управления, методы управления при выполнении основных функций управления, методы разработки и принятия управленческих решений. Рассмотрим основное содержание каждого из подходов.

1 Методы управления функциональными подсистемами организации.

1.1 Методы управления в подсистеме «Производство»:

а) анализ надежности;

б) контроль качества;

в) факторный анализ;

г) функциональный анализ;

д) исследование операций;

е) учет и анализ расходов;

ж) контроль использования ресурсов организации;

з) планирование и контроль производства.

1.2 Методы управления в подсистеме «Трудовые ресурсы»:

а) формирование системы управления персоналом;

б) планирование рабочей силы;

в) организация труда персонала, система оплаты труда;

г) управление деловой карьерой работника;

1.3 Методы управления в подсистеме «Маркетинг»:

а) анализ положения организации на рынке;

б) анализ возможностей на потенциальных рынках;

в) определение динамики выпуска продукции с учетом стадии ее жизненного цикла;

г) выявление потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;

д) разработка маркетинговых концепций;

е) оценка уровня конкурентоспособности.

2 Методы управления по выполнению основных функций управления:

а) функция «планирование (разработка прогнозов)» – методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертной оценки, факторного анализа, формирования дерева целей и решений проблем;

б) функции «организация» и «мотивация» – организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические методы управления;

в) функция «координирование» – методы коммуникации, методы межличностных коммуникаций; методы сбора, обработки и передачи информации; методы принятия и реализации управленческих решений;

г) функция «контроль» – методы зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций: методы сбора, обработки и интеграции итоговых сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений за определенный период времени (статистический учет); методы, обеспечивающие ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции труда и т.д. (бухгалтерский учет); методы сборы информации о состоянии производственной деятельности подразделений (оперативно-производственный учет) и т.д.;

д) методы стимулирования – оплата труда, системы премирования, методы участия в прибылях, методы морального стимулирования, повышение по службе; обучение и т.д.

 

3 Методы разработки и принятия управленческих решений:

а) методы постановки проблем – методы анализа различного рода;

б) методы решения проблем:

- логические методы – сравнение, выделение «узких» мест и ведущих звеньев, метод декомпозиции целого на составные элементы, методы группировки;

- математические методы (описывают проблему) – моделирование; корреляционный, дисперсионный анализы; теория массового обслуживания; теория управления запасами; линейное и динамическое программирование; сетевое планирование и управление и т.д.;

- эвристические методы, основанные на творческом мышлении – методы аналогий, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа т.д.;

в) методы организации выполнения принятых решений – метод бюджетирования, организационно-распорядительные методы.

При выборе методов управления важно соблюдать требования, предъявляемые к ним, а именно:

ü практическая пригодность метода; адекватность проблеме, ситуации, персоналу;

ü стоимость работ, влияющая на эффективность;

ü результаты, получаемые при применении метода и обеспечивающие необходимый уровень качества и количества;

ü достоверность метода и результатов;

ü стабильность решения, получаемого с помощью метода, характеризующая надежность;

ü сбалансированность метода с другими методами.

Все методы управления имеют право существовать и их необходимо использовать комплексно применительно к конкретной ситуации и конкретному времени, оценив предварительно свои возможности в управлении.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных признаков, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:

· организационные (организационно - распорядительные, административные);

· экономические;

· социально-психологические;

Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия [5, c.9].

Организационное воздействие включает в себя:

· организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

· организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.);

· организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.) [6, c.27].

Зарубежные и отечественные исследователи уделяли рассмотрению данных методов большое внимание. Как следствие, мы имеем достаточно четко сформулированные принципы и правила построения организационных структур.

Главным образом организационные методы направлены на:

1. Формирование аппарата организации (инициация).

2. Определение конкретного состава исполнителей.

3. Текущее руководство деятельностью, что предполагает установление оснований распоряжений, определение содержания распоряжений, обеспечение исполнения распоряжений [7, c.6].

Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Одна из функций экономических методов заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата.

Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.) [8, c.59].

Так же среди методов отметим такой метод управления как ценообразование, который является экономическим и ему принадлежит центральное место в экономическом механизме управления предприятием.

Коммерческий и внутрифирменный расчет. Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности:

- в области обеспечения рентабельности производства и сбыта;

- распределения капиталовложений и размещения производства;

- финансирования и кредитования;

- развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др.

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом». Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности.

Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.

Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента.

Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

Таким образом, экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента [9, c.6].

Социально-психологические методы основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив — социологические.

К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.

Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с человеческими ресурсами и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д. [10, c.9].

Также к данной группе методов относится организация социально-бытовых условий работников. Социальная политика организации направлена на обеспечение социально-экономических гарантий работникам организации и на создание необходимых социально-бытовых условий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.