Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Наука как явление культуры

 

  1. Что такое наука? Существенные черты научного знания.
  2. Проблема возникновения науки и варианты ее решения.
  3. Классификация наук.
  4. Значение науки.

 

1. Наука – это одна из важнейших сфер духовной деятельности человека, одновременно являющаяся сложным, многогранным социально-историческим явлением. В определении науки необходимо выделять различные взаимосвязанные аспекты.

Во-первых, с содержательной точки зрения наука представляет собой совокупность знаний о природном и социальном мире, а также о человеке, его телесной и психической организации. По способу приобретения научные знания являются преимущественно эмпирическими, то есть приобретаются в ходе специально организованных опытов – экспериментов. Некоторые современные исследователи утверждают, что принципиальная возможность эмпирической верификации или фальсификации является наиболее значимым критерием научности знаний.

Эмпирические данные, выступающие в качестве фундамента научного знания, подвергаются рациональной обработке и в конечном итоге выражаются в теоретической форме, то есть с помощью понятий, суждений, умозаключений, формул, схем, графиков.

Экспериментальный характер научного знания позволяет сделать его объективным, то есть отражающим объекты исследования такими, какие они есть на самом деле; субъективные искажения знаний, обусловленные позицией ученого и используемой методологией, наука пытается исключить. Это порождает и такую характеристику науки, как обезличенность: индивидуальные особенности личности ученого, зачастую очень оригинальной и интересной, не отражаются в содержании научных знаний. Исходя из того, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, мы ничего не можем сказать про самого Пифагора.

Поскольку научные знания являются объективными, они обязательны для всех людей. Верифицированное научное знание нельзя произвольно отвергать; наши желания и наша тенденциозность не может разрушить общеобязательный характер научных знаний.

Обладая целостным, непротиворечивым характером, будучи взаимосвязанными и согласованными, научные знания являются систематизированными. Строгая последовательная организация знания, тем не менее, не исключает его незавершенности; наука – это открытая система, всегда недостроенная, способная к безграничному росту и изменению.

Научные знания являются преемственными; новые научные теории, как правило, соотносятся со старыми, являются их логическим продолжением. Но нередко новые научные знания отрицают прежние, либо ограничивают сферу их применения, включая в себя в качестве частного случая; к примеру, так произошло с классической механикой Ньютона, которая была включена в более общую теорию относительности, созданную А. Эйнштейном.

Дифференциация научного знания по предметному принципу приводит к возникновению множества относительно самостоятельных частных наук. В современном науковедении различают порядка 15000 научных специализаций.

Научное знание, имеющее теоретический характер, нацелено на практическое применение. Афоризм Ф. Бэкона «Знание – сила» стал программой науки Нового времени, призванной улучшать жизнь общества, способствовать техническому прогрессу.

Во-вторых, наука – это система знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности, направленной на получение знаний о мире. Эта деятельность предполагает наличие специальной подготовки у тех людей, которые ею занимаются. Научная деятельность предполагает бескорыстный поиск истины. Достижению поставленной цели служат особые методы и средства познания, отличающие науку от других форм постижения действительности.

И, наконец, наука предстает перед нами как особый социальный институт, который организует работу ученых. Институционализация науки порождает разнообразные научные организации, особое место среди которых занимают вузы. Посредством включения в научно-исследовательскую работу в вузах осуществляется обучение студентов.

 

2. Проблема происхождения науки имеет разные решения. Она решается в зависимости от того, какие признаки научного знания рассматриваются в качестве наиболее важных.

Если термин «наука» определять максимально широко и рассматривать науку как достоверно фиксируемый и передаваемый от поколения к поколению опыт практической деятельности, то можно сказать что наука возникает примерно 1,5 млн лет тому назад вместе с первыми орудиями труда, которые использовали наши обезьяноподобные предки.

Более обоснованными представляются иные версии. Первая из них говорит о рождении науки в Древней Греции в VI-V веках до нашей эры. В это время формируются стандарты доказательного, систематизированного, логически выводимого знания. Это происходит благодаря созданию Аристотелем логики и теории формального доказательства как главного средства обоснования истинности знания; логики и математики задали каноны построения теоретического знания, используемые в науке до сих пор. Древнегреческие ученые сделали объектом изучения не сами вещи, а их мыслимые аналоги – понятия, суждения, числа. Методологический прорыв античных ученых позволил упорядочить мышление, которое стало пониматься как самостоятельная сфера бытия.

Вторая версия, пожалуй, наиболее распространенная, утверждает, что наука родилась в XVI-XVII столетиях, в период так называемой ньютоновской научной революции. Сторонники этой точки зрения считают наиболее существенной чертой научного знания его опытно-экспериментальный характер. Вместо пустой схоластической учености средневековья, опиравшейся на античные авторитеты и библейские истины, в эпоху Нового времени стала формироваться наука, использовавшая опытные данные и нацеленная на практическое применение. Экспериментальное частнонаучное исследование, представляющее собой «вопрошание», «испытание» природы, становится самостоятельным предметом анализа со стороны ученых и философов.

Существует и иная точка зрения, сторонники которой считают, что по-настоящему серьезная наука родилась в первой трети XIX века, когда на основе общей теоретической программы исследовательская деятельность стала совмещаться с получением высшего образования. В это время европейские университеты трансформируются, приобретают практически современный вид и превращаются в научно-исследовательские центры.

Заслуживает внимания и позиция тех исследователей теории и истории науки, которые считают, что в разных отраслях познания переход к научной форме происходил в разные эпохи. Базовые принципы наук, их фундаментальные законы, а также методы, соответствующие предмету изучения, в отдельных фундаментальных дисциплинах создавались далеко не одновременно. К примеру, античную математику можно считать вполне сформировавшейся наукой; таблица Пифагора и евклидова геометрия до сих пор не утратили статуса научности. А вот химия становится наукой только в середине XVIII века, ее «ремесленный» статус был преодолен благодаря формулировке закона сохранения массы вещества, созданию количественных методов исследования, появлению первых систематизаций химических элементов.

 

3. Классификация наук строится по предметному принципу. Среди содержательных дисциплин, к которым не относятся математика, логика и другие формальные науки, исследующие способы построения и оформления мыслей, выделяются две большие группы: естественные и общественные. Естественнонаучными принято называть дисциплины, предметом изучения которых является природа, или часть мира, не созданная деятельностью людей. Естественные науки основаны на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез, формулировке законов, создании теорий, описывающих природные явления.

Базовыми естественнонаучными дисциплинами являются физика (наука о строении материального мира), химия (наука, изучающая состав, свойства и превращения веществ), космология (синтетическая дисциплина, изучающая строение и эволюцию Вселенной как целого), биология (наука о живой материи), геология (наука о строении и эволюции планеты Земля).

Такие дисциплины, как физическая химия, гелиобиология, биофизика являются результатом интеграции базовых естественных наук. Квантовая механика, эволюционная химия, физическая география – это результат дифференциации естественнонаучных дисциплин.

Эти науки называются фундаментальными, поскольку они нацелены на изучение основных законов мира, основополагающих постулатов, определяющих устройство и развитие неживой и живой природы. Знания, которые добываются в рамках фундаментальных дисциплин, не имеют непосредственного, прямого практического применения.

Результаты фундаментальных исследований применяются для решения практических и теоретических задач в рамках прикладных дисциплин, нацеленных на преобразование природного и социального бытия. Прикладными считаются обществоведческие дисциплины, которые в совокупности представляют собой систему знаний об обществе, то есть сфере бытия, которая создается и воссоздается в процессе жизнедеятельности людей. Среди прикладных дисциплин, изучающих закономерности функционирования и развития социума, различаются несколько относительно самостоятельных разновидностей. К техническим дисциплинам относятся те, которые изучают специфику и законы функционирования небиологических устройств – техники. Экономические дисциплины изучают процесс материального производства, механизм создания богатства. Специфический характер имеют сельскохозяйственные дисциплины, тесно связанные с естественнонаучными. Социальные науки исследуют особенности различных человеческих сообществ – от малых социальных групп, в первую очередь, семьи, до больших образований – классов или страт. Государственно-правовые дисциплины изучают специфику властных отношений в обществе, природу политической власти, механизмы легитимного насилия государства над личностью и способы его регулирования. Можно говорить об антропологических дисциплинах, которые исследуют общественные свойства человека. Среди них особое место занимают медицинские науки. Гуманитарными принято называть науки, которые занимаются изучением индивидуальных и общественных ценностей, субъектного и транссубъектного духовного мира. Иногда гуманитарное знание, в силу его специфичности и особой важности для становления человека, выделяют в качестве самостоятельной разновидности. Классификация дисциплин позволяет продемонстрировать разнообразие наук, обусловленное особенностями предметов изучения.

 

4. В современном мире наука имеет огромное значение, поскольку она превратилась в непосредственную производительную силу. Развитие науки и техники является главным фактором материального прогресса общества. Для современности характерен бурный рост объемов научной деятельности; около 90% всех живших на планете ученых – это наши современники. В передовых отраслях науки удвоение объема информации происходит примерно в течение 5-10 лет. Несколько сотен тысяч периодических научных изданий предназначены для публикации результатов научных исследований.

Успехи науки формируют в сознании европейцев так называемый сциентизм, то есть представление о науке как о высшей ценности, созданной человеком. Носители сциентистского, или технократического, мышления считают, что наука способна разрешить любые проблемы современного общества.

Однако, сциентизм является тупиковой идеологией. Во-первых, технократизм неизбежно порождает у человека и человечества психологию потребительского отношения к природе; природа начинает рассматриваться как всеобъемлющая кладовая, что приводит, в конечном счете, к обострению экологических и ресурсных проблем.

Во-вторых, технократическое мышление предполагает абсолютизацию стиля и методов точных и естественных наук, отрицание значимости гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного значения. Вытеснение на периферию индивидуального и общественного сознания этических и эстетических ценностей искажает мировоззрение современного человека, культивирует прагматизм и расчетливость.

Сама аксиоматика и методология научных исследований разрушает целостность мировоззрения. Наука ставит под сомнение любые истины и любые ценности, не оставляя человеку ни одного незыблемого ориентира. К тому же научное знание принципиально фрагментарно, в силу специализации дисциплин, а значит синтез целостной картины мира в сознании людей существенно затруднен.

Поскольку мировоззренческий дефицит наука восполнить не может, остается признать важность и значимость иных сфер духовной деятельности людей. Наука должна пониматься только как часть культуры, не являющаяся ценностью сама по себе, а выступающая в качестве средства для улучшения жизни человека и общества.

 

Задания

  1. Сформулируйте развернутое определение науки.
  2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные черты научного знания. Придумайте конкретные примеры, которые позволят проиллюстрировать каждый из перечисленных вами признаков.
  3. Почему версия о возникновении науки в Новое время является наиболее распространенной?
  4. Опираясь на знания школьного курса, предположите, когда именно приобрели научный статус биология, физика, космология? Обоснуйте свое предположение.
  5. Схематически изобразите классификацию наук.
  6. Дайте определения основным естественнонаучным дисциплинам. Какие науки называются фундаментальными? Поясните на примерах. Какие науки называются прикладными? Поясните на примерах.
  7. Опираясь на личный опыт и общественную практику, проиллюстрируйте на конкретных примерах тезис о важнейшей роли науки в жизни современного общества.
  8. Каковы отрицательные последствия развития науки? Дополните изложение своими рассуждениями, приведите конкретные примеры.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип урахування міжнародного територіального поділу праці | Розвивальна: розвивати аналітико-синтетичні якості, здатність узагальнювати та систематизувати набуті знання, прагнення до самоосвіти та самовиховання
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.