Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель. 1 страница




Когда я был ребенком, мои родители иногда говорили мне, что я должен, а чего не должен делать, контролировали или критиковали меня: «Иди спать! Не выбегай на дорогу! Высморкайся! Умный, глупый, хороший, капризный, честный, нечестный...». Когда я поступаю подобным образом, повторяя своих родителей, то нахожусь в Контролирующем (Критикующем) Родителе.

В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Например, я упал и поранил коленку, а они утешали меня и накладывали повязку. Когда я проигрываю такое поведение моих родителей, то нахожусь в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.

Мы изображаем две части функционального Родителя, разделяя это эго-состояние на две половины, как и в случае с Ребенком (см. рис. 3.1).

Позитивный и негативный Контролирующий и Воспиты­вающий Родитель. Некоторые авторы по ТА различают позитивный и негативный подразделы в каждой части Родителя. (Иногда вместо указанных названий используются термины ОК и не ОК.) Они утверждают, что мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе тогда, когда наши родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Доктор может приказать пациенту: «Бросьте курить! Курение пагубно для вас». В этом случае он проигрывает одну из команд, которую воспринял еще ребенком от своих родителей: «Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!».

Негативный Контролирующий Родитель описывает родительские поведения, игнорирующие другого человека. Босс, который кричит на свою секретаршу: «Вы опять сделали ошибку!», возможно, воспроиз­водит тон и жесты раздраженного школьного учителя, который говорил ему то же самое.

Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспиты­вающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя может быть выражено в следующем обращении к коллеге: «Тебе помочь? Если да, то дай мне знать». Негативный Родитель подходит к своему коллеге и говорит: «Послушай, я помогу тебе в этом», берет его работу и сам ее делает. «Мать-благодетельница» является классическим примером негативного Воспитывающего Родителя.

Упражнение. Вспомнив прошедший день, отметьте случаи, когда вы вели себя по отношению к другим как Контролирующий Родитель. В каких случаях вы исходили из позитивного Контролирующего Родителя? Негативного Контролирующего Родителя? Вспоминаете ли вы, какого родителя или парентальную фигуру копировали в каждом отдельном случае? Проделайте то же самое для случаев, когда вы были позитивным или негативным Воспитывающим Родителем. За одну минуту напишите слова, которые, по вашему мнению, описывают человека, находящегося в позитивном Контролирующем Родителе.

Взрослый. В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как взрослое, если оно является реакцией на ситуацию «здесь и теперь» с использованием всех ресурсов взрослой личности.

Итак, мы рассмотрели всю функциональную модель, изображенную на рис.3.1.

Для того чтобы определить, в каком функциональном эго-состоянии вы находитесь, необходимо проанализировать ваше поведение. Поэтому эти функциональные подразделения можно также называть поведен­ческими описаниями.

Эгограммы. Чтобы показать, какую роль играют в вашей личности рассмотренные части эго-состояний, Джэк Дюсей разработал интуитивный способ изображения эго-состояний, назвав его эгограммой. Для того, чтобы составить эгограмму, проведите сначала горизонтальную линию. Затем напишите на ней названия пяти основных функциональных эго-состояний. Чтобы не писать их полностью, используйте начальные буквы: Контролирующий Родитель обозначается КР, Свободный Ребенок — СД и т. д. Напишите их в соответствии с рис. 3.2.

КР     ВР   В   СД   АД

 

Рис. 3.2

Идея эгограммы заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части. Сначала нарисуйте столбик над той частью эго-состояния, в которой вы находитесь чаще всего. Затем — над частью, в которой находитесь меньше всего. Пусть высота двух столбиков совпадает с вашей интуитивной оценкой относительного количества времени, которое вы проводите в каждом эго-состоянии.

Например, если я считаю, что нахожусь во Взрослом большую часть времени и меньшую часть — в Воспитывающем Родителе, то могу нарисовать первые два столбика, как показано на рис. 3.3.

Закончите эгограмму, дорисовав оставшиеся три столбика. Пусть высота каждого из них говорит об относительном времени, которое вы проводите в этой части эго-состояния. Моя полная эгограмма может быть такой, которая показана на рис. 3.4.

Рис. 3.3

 

Рис. 3.4

 

Точная высота столбика не так уж важна. Главное — относительная высота каждого столбика по сравнению с другими.

Джэк Дюсей не предлагает разделять столбики на позитивные и негативные части. Однако это может представлять определенный интерес. Можно закрасить часть столбиков КР, ВР, СД и АД для того, чтобы показать «негатив», тогда незакрашенная часть будет показывать «позитив». Например, я считаю, что большую часть времени в Адаптивном Ребенке трачу на позитивное следование правилам. В нецензурируемом Свободном Ребенке мои поведения в основном также приводят к приятным и продуктивным (т.е. позитивным) результатам. Я редко нахожусь в Воспитывающем Родителе, однако, если такое случается, то почти никогда не обращаюсь с людьми в негативном плане. Я часто нахожусь в Контролирующем Родителе и большую часть времени в этом состоянии использую на позитивные способы управления другими людьми. Моя окончательная эгограмма показана на рис. 3.5.

 

 

Рис. 3.5

Упражнение. Составьте свою эгограмму. Если вы работаете в группе, то при составлении эгограммы поделитесь своими мыслями с другим членом группы. Работайте быстро и интуитивно. Что вы узнали о себе?

Некоторые люди находят, что составленная эгограмма подходит к ним в любой ситуации. Другие считают, что им необходимо нарисовать две и более различных эгограмм. Возможно, у них получится «домаш­няя» и «рабочая» эгограмма. Если это подходит и для вас, то нарисуйте обе. Что вы узнали о себе нового? Объясните полученные эгограммы человеку, который вас хорошо знает. Попросите его нарисовать вашу эгограмму. Чему вы научились, сравнив его эгограмму со своей?

Гипотеза константности. Джэк Дюсей выдвинул гипотезу константности: «Когда одно эго-состояние увеличивается по интен­сивности, другое или другие должны уменьшиться для компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается константным». Следовательно, лучший способ изменить эгограмму — начать увеличи­вать ту часть, которую я хочу повысить. При этом энергия автома­тически переместится туда из других частей, которые я хочу несколько понизить. Предположим, глядя на свою эгограмму, я принимаю решение быть больше Воспитывающим, чем Контролирующим Родителем и начинаю использовать в большем объеме поведение Воспитывающего Родителя. Например, на работе открыто предлагаю свою помощь вместо того, чтобы приказывать людям. Я ничего не делаю для того, чтобы уменьшить поведение Контролирующего Родителя. В соответствии с гипотезой константности оно уменьшается само собой с вложением большей энергии в Воспитывающего Родителя.

Упражнение. Хотите ли вы что-либо изменить в своей эгограмме? Если да, какой столбик нужно поднять, чтобы добиться результата? Запишите пять новых поведений, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать их со следующей недели. Затем вновь нарисуйте свою эгограмму. Если возможно, пусть хорошо знакомый вам человек изобразит вашу эгограмму. (Не говорите ему, какие изменения вы планируете сделать в эгограмме.) Соответствует ли ваша новая эгограмма гипотезе константности?

Глава 4. Структурная модель второго порядка

В функциональной модели, рассмотренной в предыдущей главе, мы делили эго-состояния с целью обозначить, как они проявляются в поведении, т.е. их процесс. Сейчас при рассмотрении структурной модели второго порядка исследуем, что из себя представляют эго-состояния — их содержание.

Я начинаю воспринимать окружающий мир уже с момента рождения и храню этот опыт в своей памяти. Храним ли мы каждый момент нашего жизненного опыта в памяти? Способны ли вспомнить обо всем? Никто не может сказать об этом наверняка. Не совсем также понятно, как осуществляется это хранение, но мы знаем точно, что каждый человек хранит память о своем прошлом. Некоторые вещи вспоминаются довольно легко, другие — с трудом. Память о нашем раннем детстве может, например, воскреснуть в наших снах или фантазиях. У каждого из нас имеется бесчисленное множество впечатлений о мыслях, чувствах, поведениях, лежащих глубоко в нашей памяти. Цель структурной модели второго порядка — классифицировать нашу память в удобной форме в рамках знакомой нам модели эго-состояний.

Если хотите, структурную модель второго порядка можно рассмат­ривать как одну из систем делопроизводства. Представьте себе бизнесмена, сидящего за столом. Ежедневно он имеет дело с различ­ными документами — письмами, ответами на них, счетами, внутренними документами и т.п. В конце рабочего дня он ведь не выбрасывает все эти бумаги в мусорную корзину, а подшивает их в различные папки. Ясно, почему он так делает. С помощью системы делопроизводства он может организовать информацию таким образом, что она будет полезна в его бизнесе. Предположим на секунду, что ему необходимо поднять финансовые отчеты. Для этого ему просто нужно отыскать папку «счета», и они готовы для проверки бухгалтером.

Аналогичным образом специалист ТА использует структурную модель второго порядка для организации следов памяти человека о его мыслях, чувствах и поведении таким образом, чтобы она была полезной при анализе личности.

Структурная модель второго порядка изображена на рис. 4.1. Как она действует в качестве «системы делопроизводства»?

 

Рис. 4.1. Структурная модель второго порядка

 

В детстве каждый из нас принимает сообщения от родителей. С каждым полученным посланием связано определенное мышление и фантазии, которые мы формируем в соответствии с этим посланием. В связи с этим сообщением мы испытываем определенные чувства и принимаем решение о том, как будем на него реагировать. Кроме того, родители могут дать нам понять, что это сообщение необходимо считать важным. Наряду с открыто передаваемыми чувствами они могут также передавать чувства, имеющие скрытый подтекст. В структурной модели второго порядка сообщения, которые мы получаем от наших родителей или парентальных фигур, заложены в Р3Причины, по которым они считают их важными для нас, хранятся в В3. А любой секрет или скрытый подтекст находится в Д3.

Наше собственное мнение о сообщениях становится частью содержания В2.

Фантазии относительно того, что случится, если мы будем или не будем следовать этим сообщениям, становятся частью Р1. Чувства, которые мы испытываем, реагируя на наши фантазии, хранятся в Д1, а наши ранние решения о том, что мы будем делать, исходят из В1.

В последующих разделах мы более подробно рассмотрим эти заполняющиеся компоненты модели.

Структура второго порядка: Родитель. Вы уже знаете, что эго-состояние Родителя включает целый набор мыслей, чувств и поведений, которые были восприняты от родителей или парентальных фигур. Таким образом, в структурной модели содержание Родителя определяется как набор следов памяти об этих родительских мыслях, чувствах и поведении. На официальном языке они называются родительскими интроекциями. Интроецировать что-либо — здесь это значит перенять что-то, не задумываясь. Как раз это и делают дети при копировании своих родителей. В течение длительного времени ребенок воспринимает своих родителей как приказывающих и оценивающих окружающий мир. Поэтому содержание Родителя в основном состоит из этих приказов и оценок: «Не прикасайся к огню!»; «Воровать — плохо»; «Жить — хорошо, плохо, прекрасно, ужасно». Вместе со словами в памяти отражаются сопровождающие их жесты, тон голоса и эмоции.

В структурной модели второго порядка мы вначале поделили Родителя на тех, от кого исходит каждое хранимое памятью сообщение. Для большинства людей это мать или отец. Возможно, что важную роль играли также дедушки и бабушки, как, впрочем, и учителя. Количество и качество людей, заложивших основу содержания вашего Родителя, индивидуально для каждого человека. Далее мы отмечаем, что каждая родительская фигура имела свои эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Таким образом, мы получили картину Родителя второго порядка, как показано на рис. 4.1. Обратите внимание на то, что эго-состояние всего Родителя обозначено на диаграмме Р2. Разные авторы ТА используют различные способы обозначения в Р2 ячеек Р, В и Д. Мы обозначаем их Р3, В3 и Д3.

Родитель в Родителе (Р3). У моего отца был целый набор девизов и приказаний, которые он интроецировал от собственных родителей. Часть из них он передал мне, и я храню их в своем Родителе наряду с девизами и приказаниями, полученными от матери. Таким образом, Родитель в Родителе является хранилищем посланий, которые могут передаваться от поколения к поколению. Например, родители-шотландцы могут сказать своим детям: «От каши становятся сильным, поэтому ее надо есть каждое утро». Можно представить их далеких предков, одетых в шкуры, которые, варя в пещере каждое утро кашу, говорят то же самое своим детям.

Взрослый в Родителе (В3). Мы отметили, что Взрослый в Родителе представляет собой совокупность идей о реальности, которые человек слышал и заимствовал от людей. Многие из этих идей будут отражать объективную реальность, другие — фантазии о мире. Третьи будут представлениями о каких-то вещах, которые когда-то были правильными, но не являются таковыми в настоящее время. Например, мысль о том, что нельзя ходить по луне, в прошлом была правильной!

Ребенок в Родителе (Д3). У матери, отца и учителя присутствует эго-состояние Ребенка. Когда я интроецировал их в своем Родителе, то включил туда также мое восприятие их памяти о себе как детях. Помня из рассказов о том, какими они были в детстве, я понимаю чувства, мысли и поведение их Ребенка. При этом, когда я был маленьким, то сам мог чувствовать и реагировать так же, как это делали родители в детстве.

Когда моя мама была маленькой девочкой, она решила, что может получать от людей то, что она хочет, если будет сердиться и дуться. Позднее, когда я был ребенком, и она хотела что-либо от меня, то часто сердилась и дулась аналогичным образом. И теперь в моем эго-состоянии Родителя имеется сообщение о том, что, когда я руковожу людьми, то могу добиться от них того, что мне нужно, когда сержусь и нахожусь в мрачном настроении.

Структура второго порядка: Взрослый. Содержание моего Взрослого характеризуется тем, как я мыслю, чувствую и поступаю по принципу «здесь и теперь». Таким образом, Взрослый является «заполняющейся ячейкой», в которой находится целый набор стратегий для оценки реальности и решения проблем, доступных мне как взрослому человеку.

Во Взрослом находятся не только стратегии для проверки реаль­ности, которые мы применяем к окружающему нас миру, но также и наши оценки собственных эго-состояний Родителя и Ребенка. Например, у меня имеется приказ Родителя в Р2, который звучит следующим образом: «Прежде чем перейти дорогу, посмотри налево и направо!». Будучи взрослым, я оценил это сообщение и сделал вывод о том, что оно разумно в реальной действительности. Этот вывод записан в В2.

Вы помните из главы 2, что содержание Взрослого, кроме оценки по принципу «здесь и теперь», включает и чувственное реагирование по тому же принципу. Встает вопрос, как чувства могут помочь в решении текущих проблем? Представьте себе, что сбежавший из зоопарка тигр в эту секунду готов прыгнуть в окно вашей комнаты. В этой ситуации вашим естественным чувством будет страх, а реакцией на нее — бегство. Или представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе. Стоящий рядом с вами человек толкает вас, и вы чудом устояли на ногах. Чувство гнева помогает вам оттолкнуть нахала и не упасть. Чувство грусти является вашей реакцией на потерю близкого человека или чего-то важного для вас.

В структурной модели второго порядка мы обычно не проводим деления Взрослого. На диаграмме Взрослый В2 изображен простым кругом.

Структура второго порядка: Ребенок. Содержание эго-состояния Ребенка определяется как хранимая информация о детстве человека. Существует много различных способов классификации множества детских впечатлений. Одним из очевидных способов является их группировка по времени возникновения. Фанита Инглиш поступает именно таким образом. Чаще структурное эго-состояние Ребенка изображается так, как это сделано на рис. 4.1. Эта схема объясняется просто. Когда я был ребенком, то уже имел эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Как в ребенке сочетаются эти три эго-состояния? У каждого ребенка есть основные потребности и желания (Ребенок), он фанта­зирует, как их лучше исполнить (Родитель) и он обладает интуитивными навыками в решении проблем (Взрослый). Для этого мы рисуем маленькие кружки для Родителя, Взрослого и Ребенка в большом круге, обозначающем эго-состояние Ребенка. Эти три внутренние подразделения эго-состояния Ребенка обычно обозначаются Р1, В1 и Д1. Полностью эго-состояние Ребенка в модели второго порядка обозна­чается Д2.

Родитель в Ребенке (Р1). Каждый ребенок уже в раннем детстве узнает о том, что существуют правила, которые нужно выполнять. Эти правила привносятся отцом и матерью. В отличие от взрослого человека, ребенок не в состоянии проверить эти правила и убедиться в том, разумно ли им следовать. Он просто знает, что их нужно выполнять. Поэтому он ищет способы, как заставить или уговорить себя подчи­няться. «Если я не буду молиться на ночь, то придет Дьявол и заберет меня»; «Если я не буду все съедать за обедом, мама бросит меня и никогда не вернется»; «Если я буду вести себя хорошо, все будут любить меня».

Именно в такой волшебной форме маленькие дети хранят свое толкование информации, полученной от родителей. Так как эти впечатления являются детскими фантазиями о родительских сообщениях, то в этой модели они группируются вместе, показывая, как эго-состояние Родителя присутствует в Ребенке. Позднее во взрослой жизни я могу вернуться в Ребенка и оценить эти волшебные сообщения, которые составляют Родителя в моем Ребенке, Р1.

Часто ребенок может, вымышленно толкуя сообщения родителя, воспринимать его как более строгого, чем он есть на самом деле. Даже когда родители любят своего ребенка и заботятся о нем, маленький ребенок может воспринимать их как дающих разрушительные сообщения типа: «Заткнись!»; «Ничему не радуйся!»; «Ты не должен думать!». Для того, чтобы подчеркнуть строгость Р1 ранние авторы ТА дали ему несколько угрожающих прозвищ: Родитель-колдун, Великан-людоед и Родитель-провокатор.

Фантазия ребенка может быть как позитивной, так и негативной. Родитель в Ребенке также ассоциируется с Доброй Волшебницей и Санта Клаусом. Поэтому мы для Р1 предпочитаем термин Родитель-волшебник.

Берн назвал Р1 Электродом. Это определение подчеркивает, что Ребенок практически принудительно реагирует на эти волшебные образы наград и наказаний.

Взрослый в Ребенке или Маленький профессор (В1). Взрослый в Ребенке — В1 — название для всего набора стратегий, которые ребенок использует для решения проблем. Он растет, и эти стратегии развиваются и изменяются. Ученые, занимающиеся развитием детей, подробно изучили эти изменения.

Когда я был маленьким, меня все интересовало в окружающем мире. Но мое познание мира не было таким, которое взрослые называют логическим. Я больше доверялся интуиции, мгновенным впечатлениям. В то же самое время постигал новое гораздо быстрее, чем взрослые. Эта заложенная способность позволяет дать В1 другое название Маленький профессор.

Во взрослой жизни я продолжаю возвращаться в эго-состояние Ребенка через интуицию и творчество, которые храню в В1.

Ребенок в Ребенке (Д1). Шестилетняя Джин лежит на полу, увлеченно читая книгу. К ней подходит кошка. Джин отворачивается от книги и пытается погладить ее. Однако кошка сегодня какая-то нервная и вдруг царапает руку Джин до крови. В ту же секунду Джин свертывается в калачик, а ее крик заставляет маму прибежать из соседней комнаты. Пока рана не будет перевязана, и мама не приласкает Джин, девочка не успокоится. В шесть лет она вернулась в эго-состояние годовалого Ребенка. Став взрослой, Джин сохранит в памяти эту сцену. Если она вспомнит о ней, то на какой-то момент станет шестилетним ребенком в своем эго-состоянии Ребенка и будет проживать боль и страх царапин. Таким образом, взрослая Джин была Ребенком в Ребенке.

Очень маленькие дети воспринимают мир в основном через телесные ощущения. Они составляют основу памяти, хранимой Ребенком Д2 в Ребенке Д1 (см. рис. 4.1.). По этой причине Д1 иногда называют Соматическим Ребенком.

Модель Ребенка второго порядка похожа на матрешку. В структуру моего шестилетнего Ребенка входит более ранний Ребенок, допустим, трех лет. В этом последнем — еще более ранний Ребенок и так далее. Мы обычно не рисуем диаграмму этой модели так подробно. Однако, если вы терапевт, помните это сравнение с матрешкой. Оно поможет при определении возраста Ребенка, которого клиент «включает» во время терапии.

Совмещая Д2 с разработанными нами образами Взрослого и Родителя, мы получаем полную структурную диаграмму второго порядка, как показано на рис. 4.1.

Отличие структуры от функции. Для того чтобы эффективно использовать модель эго-состояний, необходимо четко уяснить различие между структурой и функцией. Оно вытекает из одного простого положения, которое вам уже известно: функциональная модель классифицирует наблюдаемые поведения, а структурная модель хранимую память и стратегии.

Вэнн Джоинс объяснил это отличие более полно: «Берн был осторожным в объяснении отличий между структурной и функцио­нальной диаграммами. Я полагаю, что у него для этого были достаточные логические основания. Многие современные авторы пытаются уравнять эти две различные категории. Но это все равно, что решить, будто колесо и вращение одно и то же. Эти категории относятся к различным аспектам реальности. При анализе эго-состояний «структурный» относится к составным частям личности, в то время как «функцио­нальный» или «описательный» — к тому способу, с помощью которого личность действует в данный момент. Можно провести аналогию с кондиционером, который используется для нагревания и охлаждения воздуха в доме. Можно разбирать кондиционер «структурно» и указывать на его детали, такие, как компрессор, воздуховоды, термостат и т.п. Можно рассматривать кондиционер «функционально» или «описательно» и говорить о нагревании, охлаждении или перемещении воздуха в доме, использовании электричества и т.д. Все это описания того, как вся система функционирует в данный момент».

Вы знаете также другой способ определения различия: структура = «что» = содержание, функция = «как» = процесс.

Почему так важно правильно различать структуру и функцию? Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми, нужно использовать функциональную модель. Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния человека. То же самое можно сказать научным языком: межличностные аспекты в работе ТА нуждаются в функциональной модели. Интрапсихические вопросы рассматриваются в терминах структурной модели.

Когда я сужу о том, в каком эго-состоянии вы находитесь, то могу делать выводы лишь в терминах функциональной модели. Допустим, я вижу, что вы наклонили голову или сосете палец. Из этих наблюдений можно сделать вывод о том, что вы находитесь в функциональном эго-состоянии Адаптивного Ребенка. Но наблюдая за вами, я не могу судить о том, находитесь ли вы в Маленьком профессоре или исходите из вашего Родителя в Родителе. Эти названия определяют набор воспоми­наний, а не поведений. Лишь ознакомившись с содержанием вашего рассказа, я пойму, в какой части структурной модели второго порядка вы находитесь.

Если я все же хочу узнать о содержании вашего Маленького про­фессора или Родителя в Родителе, то мне потребуется задать вам несколько вопросов.

В следующей главе мы приведем список четырех способов диаг­ностики эго-состоянии, разработанный Эриком Берном, и свяжем их с различием между структурой и функцией.

Взаимосвязь структуры и функции. Бывает, что две вещи различаются, но тем не менее связаны друг с другом. Это верно для структуры и функции. Очевидно, что мое поведение в какой-либо момент времени будет частично зависеть от набора стереотипов, запечатленных в памяти, и стратегий для решения той или иной ситуации.

Предположим, я показываю набор поведений, соответствующих функциональному эго-состоянию негативного Адаптивного Ребенка. Допустим, я сижу, крепко скрестив руки и ноги, сжимаю зубы и краснею, на лбу появляются капли пота. Вы бы, вероятно, отметили, что я испытываю телесные ощущения, которые подходят под опреде­ление Соматического Ребенка Д1 и, возможно, так оно и есть. Однако, может быть, я вошел в контакт с внутренними образами ужасного великана-людоеда или родителей-колдунов, которые придумал для себя в трехлетнем возрасте и сохранил для формирования моего Р1 Подобные примеры можно продолжать.

Итак, когда вы смотрите на меня и слушаете меня, то наблюдаете функцию. О структуре можно лишь сделать предположительный вывод.

Глава 5. Распознавание эго-состояний

Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний: поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз.

Берн подчеркивал, что лучше всего использовать не один, а несколько видов диагноза в каждом отдельном случае. Для полного диагноза необходимо применять все четыре вида диагноза в порядке, указанном выше. Поведенческий диагноз — самый важный из четырех. Остальные три являются проверочными к нему.

Поведенческий диагноз. В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состоянии он находится. При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать функциональное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением. Совместимы ли все эти различные факторы друг с другом?

Предположим, что вы видите меня прямо сидящим на стуле. Обе ноги твердо упираются в пол. По положению моего тела вы сделаете первый вывод о том, что это поведение Взрослого. Глядя на меня, вы видите, что мой взгляд спокоен, мышцы лица расслаблены. Когда я начинаю говорить, отмечаете тон моего голоса. Теперь вы обладаете согласующимися факторами выражения лица и тона голоса, которые помогают подтвердить ваш поведенческий диагноз Взрослого.

Каждый фактор сам по себе не является достаточным. Возможно, я сижу на стуле, обсуждая философию модели эго-состояния. Если записать мои слова, то, вероятно, это будет Взрослый. Однако, если вы посмотрите на меня, то отметите, что я положил ногу на ногу и склонил голову на бок. Пальцами левой руки я стучу по подлокотнику стула. Факторы жестов и положения тела говорят вам о том, что скорее всего я нахожусь в Адаптивном Ребенке, несмотря на то, что мои слова звучат по-взрослому.

Существуют ли стандартные факторы эго-состояний? В книгах по ТА традиционно приводятся таблицы стандартных факторов для поведенческого диагноза. Например, грозить пальцем соответствует Контролирующему Родителю. Хныкающий голос присущ Адаптивному Ребенку. Крики «Здорово! Блеск!» — Свободному Ребенку и т.д. Однако эта идея о стандартных факторах приводит к сомнениям относительно фундаментальной природы модели эго-состояний.

Таблицы стандартных факторов базируются на предположении о том, что когда я нахожусь, например, в Адаптивном Ребенке, то буду вести себя как ребенок, подчиняясь требованиям своих родителей. Аналогичным образом в Воспитывающем Родителе я буду вести себя как родитель, заботящийся о ребенке. Однако модель эго-состояний говорит не об этом.

Когда я утверждаю, что нахожусь в Ребенке, то имею в виду, что поступаю, думаю и чувствую так же, как когда-то ребенком, а не просто как любой ребенок. Когда я в Воспитывающем Родителе, то поступаю, думаю и чувствую так же, как это делал один из моих родителей, а не просто как вообще родители. Из этого следует, что для достоверного поведенческого анализа моего эго-состояния Адап­тивного Ребенка вам необходимо знать, как я выглядел и говорил в детстве, когда подчинялся своим родителям. Чтобы распознать меня в Воспитывающем Родителе, вам нужно было бы понаблюдать за моим отцом или матерью, когда они заботились обо мне много-много лет назад.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.