Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности АПК Украины и проблемы его развития




 

Эффективное ведение сельского хозяйства в значительной степени зависит от уровня развития агропромышленного комплекса (АПК).

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей народного хозяйства занятых производством, переработкой, хранением и доведением к потребителю сельскохозяйственной продукции.

В состав АПК входят следующие основные сферы:

- производство средств производства для сельского хозяйства и его производственного обслуживания;

- непосредственно сельское хозяйство;

- собирание, заготовка, переработка, хранение, транспортировка сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс Украины не только самый большой, но и важнейший сектор экономики. Здесь сосредоточено свыше половины функционирующих производственных фондов, производится около 50% ВВП, 2/3 товаров народного потребления, прямо или опосредованно формируется 70% сводного бюджета, занято около 40% занятого населения.

За последние годы в ходе аграрных реформ в Украине коренным образом изменились отношения в сельском хозяйстве.

Аграрные реформы – это процесс трансформации экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности в сельском хозяйстве.

В Украине аграрная реформа имеет цели: устранить государственную монополию на землю, формирование заботливого хозяина земли, использование государственной, коллективной и частной форм собственности. Вместе с тем ошибочной является ориентация на преобладание частной собственности на землю как основу аграрных преобразований.

Поскольку составными частями экономических отношений есть технико-экономические отношения и отношения экономической собственности, то материальная основа аграрной реформы – это изменения в технологическом способе производства: внедрении новой техники, культуры земледелия, новых форм организации производства и труда и т. п.

Аграрные реформы включают также преобразования экономической и юридической собственности на селе, в результате чего изменяется социальная структура. Трансформация экономической собственности требует, прежде всего, смены субъектов собственности. Это предусматривает разгосударствление и приватизацию земельной собственности, создание реального плюрализма (разнообразия) форм собственности, в т. ч. возрождение частной собственности.

Аграрные реформы в сфере экономической собственности предусматривают реформу ценообразования, налогообложения, рентных платежей, заработной платы и т. п., то есть всей совокупности отношений собственности во всех сферах общественного воспроизводства. Так, Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» (1998 г.) предусматривал единый налог, размер которого привязан к одному гектару земли (0,25% от оценочной стоимости). Кроме того, до 1 января 2004 г. налог на добавленную стоимость при реализации сельскохозяйственной продукции остаётся у производителей для пополнения основных и оборотных средств. В настоящее время земельное законодательство в Украине включает Земельный кодекс от 25.10.2001 г.№ 2768-III, Хозяйственный кодекс от 16.01.2003 г. № 436-IVи другие нормативно-правовые акты в сфере земельных отношений.

Аграрные реформы в сфере юридической собственности означают изменения в землевладении, землепользовании и землераспоряжении. При проведении земельной реформы в Украине в этой сфере должно быть осуществлено: признание права собственности на землю и имущество каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия; возможность формирования из разпаёваных предприятий частной собственности на имущество; утверждение права распоряжаться землями, переданными в коллективную собственность, и предоставление земельных участков членам коллектива, которые пожелали выйти из коллективного сельскохозяйственного предприятия; упрощение процедуры передачи земельных участков в коллективную собственность и постоянное пользование.

В странах Центральной и Восточной Европы аграрные реформы осуществляются путем учреждения акционерных обществ, ваучерных акционерных обществ, государственных акционерных обществ, создание индивидуальных фермерских хозяйств (основанных на работе хозяина и членов его семьи, а также на наёмной труде), кооперативов и др.

В Украине реформирование произошло в 11 тыс. сельскохозяйственных коллективах[1]. В сельском хозяйстве формируются три формы собственности: небольшие личные подсобные хозяйства, средние фермерские и крупные коллективные хозяйства кооперативного типа.

Объектами земельных отношений являются земли в границах территории Украины, земельные участки и права на них, в т. ч. на земельные доли (паи).

Согласно Земельному кодексу Украины от 25.10.2001№ 2768-III субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.

В настоящее время в Украине официально признаны в АПК следующие формы хозяйствования:

- коллективные сельскохозяйственные предприятия;

- сельскохозяйственные кооперативы;

- сельскохозяйственные акционерные общества;

- государственные сельскохозяйственные предприятия;

- сельские (фермерские) хозяйства;

- личные подсобные хозяйства.

На 1.01.2007 г. в Украине работало 396 государственных предприятий, 15634 общества с ограниченной ответственностью, 2138 акционерных обществ, 35552 кооперативов, 47605 фермерских хозяйств в сельском и лесном хозяйстве.

Получают распространение арендные отношения.

Однако неурегулированными остаются имущественные отношения, признание прав собственности на технику, помещения, социально-культурные учреждения на селе и т. п.

О качественно новых отношениях в АПК свидетельствует ликвидация неденежных форм расчётов, значительное улучшение кредитования села, возрастание его инвестиционной привлекательности, государство изменило формы влияния на систему аграрного производства. Директивные, распределительные функции заменены стимулирующими. Создается среда, где главным принципом должно быть поощрение работающего человека, предоставление ему возможности выбирать пути хозяйствования, бизнеса, самореализации.

Несмотря на то, что Закон Украины «О формах собственности на землю» от 30 января 1992 г. № 2073-XII[2] и первый Земельный кодекс устанавливали частную собственность на землю и паевание колхозных земель между крестьянами, в последующем право собственности граждан на землю было закреплено в ст. 14 Конституции Украины, положение в АПК продолжало ухудшаться. Так, по объёму производства валовой продукции сельского хозяйства в 1996 г. Украина оказалась на уровне конца 50-х годов, а товарной продукции перерабатывающих отраслей – начала 60-х. Уровень душевого потребления основных продуктов питания собственного производства по сравнению с 90-м годом сократился в 2 раза. В 1999 г. почти 98% сельскохозяйственных предприятий в Украине была убыточными[3]. Государство не в состоянии предоставлять дотации на производство сельскохозяйственной продукции, как это происходило ещё в 80-е годы. В тот период, перекрывая отягчающий затратный механизм, государство брало на себя возмещение 55% затрат производителя. В наиболее развитых странах ЕС, США, Канаде этот показатель составляет около 30%.

Объективно не было возможности установить эквивалентный обмен продукцией между сельским хозяйством и промышленностью. В 1990 г., чтобы купить зерноуборочный комбайн «Дон», необходимо было продать 176 т пшеницы ІІІ класса, а в 1996 г. – 926 т, т. е. в 5 раз больше. Тонна бензина в 1990 г. по цене была эквивалентна 300 кг молока, или 40 кг мяса, а в 1996 г. возросла в 10 раз.

Начало положительным изменениям в отечественном АПК положил, Указ Президента от 3 декабря 1999 г. относительно ускорения реформирования аграрного сектора. Начиная с 2000 г., когда-то силой навязанный украинскому селу, колхозный порядок изменён на новые рыночные формы хозяйствования. В результате проведённых реформ в сельском хозяйстве уже в 2000 г. убыточных предприятий стало в 10 раз меньше, чем в 1999 г. Валовое производство в растениеводстве возросло на 18%, остановился спад в животноводстве, которое производит 60% валовой продукции сельского хозяйства[4], в 2000 г. отрасль впервые стала рентабельной. Начал выравниваться на пользу крестьян ценовой паритет.

Такие кардинальные изменения происходили напряжённо, конфликтно проходило распаёвывание земли и имущества коллективных хозяйств. Немало недоразумений вокруг этих вопросов возникает до сих пор. На одного работающего и пенсионера в агропромышленной сфере приходится 47 тыс. грн. земельного и имущественного пая. Однако жители села ни в юридическом, ни в экономическом, ни в психологическом аспектах не чувствуют себя собственниками.

Создаётся благоприятный инвестиционный климат в сельском хозяйстве, происходит либерализация цен на сельскохозяйственном рынке, формируется свободная система ценообразования.

С 2002 г. сельское хозяйство вступило в период стабилизации.

Однако АПК нуждается в усовершенствование рынка, в частности рынка ресурсов, рынка сельскохозяйственной продукции, решение проблем обеспечения кредитными ресурсами, которые дадут возможность обновить основные средства производства.

Поскольку Украина либерализирует свою торговую политику относительно международных требований, всё больше интегрируется в мировой продовольственный рынок, необходима государственная поддержка отечественного сельскохозяйственного производителя. Однако ограниченные возможности госбюджета не позволяют обеспечить поддержку АПК на уровне развитых стран, в которых она колеблется в пределах 25-40% от стоимости произведённой продукции[5]. Такая ситуация требует изменения приоритетов государственной поддержки, внедрение современных проверенных международной практикой механизмов. Начиная с 2003 г. в Украине начали происходить положительные изменения в этом направлении, в частности, корреспондирование направлений бюджетного финансирования в соответствии с правилами ВОТ. Важными направлениями государственной поддержки АПК являются также: льготное налогообложение отрасли, фиксированный сельскохозяйственный налог и специальный режим взимания налога на добавленную стоимость, финансирование потребностей производства за счёт прямых расходов из государственного бюджета.


[1] Перші наслідки реформування АПК – обнадійливі // Урядовий кур’єр. – 2001. – 10 січня /№ 3 (1930)/. – С. 3.

[2] Закон України «Про форми власності на землю» //Відомості Верховної Ради. – 1992. – № 18. – С. 225.

[3] Прогнозируются убытки // Приазовский рабочий. – 29 октября 1999 г. – С. 2.

[4] Петрусенко М. Прожитковий мінімум залежить від розвитку економіки // Урядовий кур’єр. – № 10 (1937). – 19 січня 2001. – С. 2.

[5] Стратегічний курс – структурно-інноваційна перебудова // Урядовий кур’єр. – 2004. – 18 червня /№ 113 (2775)/. – С. 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.