Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ V 3 страница




В соответствии с теорией Шиффов сестра и я находимся в здоровом симбиозе, что резко контрастирует с приведенными в начале данной главы примерами, указывающими на случаи нездорового симбиоза. Слово «симбиоз», употребляемое без определения, обычно означает нездоровый симбиоз.

Как различают здоровый и нездоровый симбиоз? Ответ состоит в том, что симбиоз будет считаться нездоровым, если в нем присутствует игнорирование. В примерах симбиоза между студентом и преподава­телем, Биллом и Бетти обе стороны игнорировали реальность, поступая так, как будто у них на двоих существует лишь три эго-состояния. Напротив, когда меня везли после операции на больничной каталке, реальность состояла в том, что мой Взрослый и Родитель были выключены из действия из-за травмы и последствий анестезии. В этом плане сестра на самом деле использовала Родителя и Взрослого и не обязательно при этом игнорировала своего Ребенка.

Симбиоз и нормальная зависимость. Одним из очевидных примеров здорового симбиоза являются взаимоотношения между ребенком и родителем. Когда ребенок рождается, он целиком Ребенок, так как не в состоянии решать проблемы и защищать себя. Эти функции берет на себя родитель, который соответственно использует свои эго-состояния Взрослого и Родителя. Стэн Вуллэмс и Кристи Хьюидж предложили называть такой здоровый симбиоз родитель-ребенок нормальной зависимостью.

Не забывайте, что в здоровом симбиозе стороны не игнорируют ни одного из своих эго-состояний. У ребенка пока еще нет функци­онирующего Родителя или Взрослого, поэтому он и не может их игнори­ровать. Однако у родителя есть эго-состояние Ребенка. Для того чтобы избежать соскальзывания в нездоровый симбиоз, ему необходимо осознавать потребности своего Ребенка и находить способы их осуществления, даже если он в данный момент заботится о своем ребенке.

Симбиоз и сценарий. В идеале воспитатель ребенка будет использовать ресурсы своего Родителя и Взрослого и одновременно не будет игнорировать своего Ребенка. С ростом ребенка родители обеспечивает его всем необходимым для завершения каждой стадии развития. На каждом этапе ребенок получает все больший доступ к своим ресурсам и поэтому все реже нуждается в родительской поддержке. В идеальном случае родитель поощряет самостоятельность ребенка, продолжая оказывать ему поддержку в тех случаях, когда он в ней нуждается.

В этом идеальном процессе изначальный сильный симбиоз между ребенком и родителем постепенно исчезает. В результате к моменту достижения ребенком зрелого возраста обе стороны взаимодействуют без симбиоза. При этом каждая сторона способна жить самостоятельно и при желании входить или разрывать контакт. Проблема заключается в том, что идеальных родителей не бывает. Каким бы хорошим не было воспитание со стороны отца и матери, некоторые желания и потребности ребенка в процессе развития остаются неосуществленными.

Этот факт свидетельствует о сценарной функции симбиоза во взрослой жизни. Любой симбиоз является попыткой осуществить потребности роста, которые не были удовлетворены в детском возрасте. Как всегда при сценарном поведении, человек, находящийся в симбиозе, для удовлетворения своих потребностей использует устаревшие стратегии поведения. Эти стратегии прекрасно работали в детстве, однако неприемлемы в его взрослой жизни. Таким образом, в симбиозе человек игнорирует свои возможности как взрослого, и игнорирование лежит вне его осознания. При вхождении в симбиоз мы невольно начинаем проигрывать старые детские ситуации, в которых наши потребности не осуществлялись. Мы вновь устанавливаем взаимоотношения, которые существовали в прошлом между нами и родителем или парентальной фигурой, и проигрываем эту ситуацию, манипулируя другими людьми для осуществления неудовлетворенной потребности.

Выбор симбиотической позиции. Основываясь на вышесказанном, можно прийти к следующему выводу: «Если симбиоз является проигрыванием старых детских ситуаций, то можно понять, почему люди играют роль Ребенка в симбиозе. Но почему тогда кто-то предпочитает роль Родителя?» Ответ заключается в том, что некоторые дети принимают следующее раннее решение: «Мое воспитание настолько плохо, что лучше, если я сам стану родителем». Возможно, мать в эго-состоянии Ребенка боялась установить четкие рамки поведения своих детей. Вместо этого она говорила им: «Если вы будете это делать, то причините мне боль» или «Ты заставляешь отца сердиться!» Таким, образом, ребенку предлагается взять ответственность за чувства и здоровье его родителей, и он сам становится маленьким родителем, а уже взрослым может вновь занять эту роль в симбиозе. Другие дети, которые воспринимают родителей как оскорбляющих их, могут принять жизненную позицию «Я — ОК, ты не ОК» и фантазировать как подавить своих родителей, исходя из положения Родителя. Это также может вновь и вновь проигрываться в их взрослых симбиотических взаимоотношениях.

Приглашение к симбиозу. При встрече люди умело дают друг другу знать, какую роль в симбиозе они хотели бы занять. Подобные приглашения к симбиозу часто передаются без слов. В этом случае они указывают на одно или несколько видов пассивного поведения.

В первом примере этой главы Джим направил свое приглашение к симбиозу сначала с помощью ничегонеделания, а затем — возбуж­дения. Когда он сидел и молчал, а затем стал нервничать, то передавал преподавателю скрытое послание: «Я хочу, чтобы ты думал за меня и объяснил мне все». Его приглашение к симбиозу предполагало, что преподаватель будет играть роль Родителя и Взрослого, а он сам будет Ребенком. Продолжив объяснение и решив задачу, преподаватель тем самым согласился с приглашением Джима на том же психологическом уровне: «Ты действительно нуждаешься в том, чтобы я думал за тебя и объяснил тебе все», принимая предложение Джима войти в симбиоз.

Иногда приглашение к симбиозу может передаваться с помощью слов. В этом случае люди будут подмечать, что человек не прямо говорит о своих желаниях, а пытается манипулировать другими для выполнения своих желаний. Часто это делается довольно тонко. Например, член группы может мрачно посмотреть и сказать: «Мне нужно, чтобы меня кто-то обнял». Товарищи могут обнять его, выполнив желание, о котором он просит. Однако если они поступят так, то примут его приглашение к симбиозу. Если бы он попросил обнять его в несимбиотической манере, то взглянул бы на конкретного человека и попросил бы его: «Обними меня, пожалуйста».

Симбиоз-соревнование. А что, если два человека хотят играть одну и ту же симбиотическую роль? Например, если они оба хотят быть Родителями или Детьми? В этом случае обе стороны начнут ловчить в надежде занять желаемую симбиотическую роль. Например, в ресторане можно часто слышать такой обмен репликами между двумя людьми, собирающимися заплатить за обед: «Убери свои деньги. Я за все заплачу». «Нет, я буду платить». «Я настаиваю! Ни слова больше». Подобные трансакции могут продолжаться некоторое время, причем оба будут настаивать на своем. Таким образом, каждый стремится быть Родителем для другого, вовлекаясь в симбиоз-соревнование и пытаясь занять положение Родителя.

По своей природе симбиоз-соревнование не является стабильным. Приведенные выше взаимодействия длятся короткий промежуток времени. Иногда стороны могут разойтись, хлопнув дверью, или одна из сторон может уступить желаемую симбиотическую роль партнеру. При этом уступившая сторона занимает соответствующую роль в этом симбиозе. Например, разговор в ресторане мог бы закончиться, если бы один из партнеров сказал: «Ну, если ты так настаиваешь...», с недовольным видом пряча свой бумажник. В данном случае он занял положение Ребенка, позволив позаботиться о себе другому человеку.

Упражнение. Приведите еще один пример симбиоза-соревнования за положение Родителя, в котором одна из сторон занимает положение Ребенка. Нарисуйте происходящие во время этого разговора трансакции. Какие положения на диаграмме ОК Коррал занимает каждая из сторон во время соревнования и после уступки? Приведите пример симбиоза-соревнования за место Ребенка, который заканчивается уступкой одной из сторон, и неохотного занятия ею положения Родителя. И снова проанализируйте трансакции и положения на ОК Коррал.

Нарисуйте диаграмму трансакций между Джимом и преподавателем, в которой Джим предлагает партнеру занять симбиотическую роль, а последний принимает это приглашение. Какие важные контрприказания и приказания имеются, с вашей точки зрения, в сценарной матрице, Джима? У Билла и Бетти?

Симбиоз второго порядка. В некоторых симбиотических взаи­модействиях имеет место еще один симбиоз, протекающий под первым. Он показан на рис. 20.2. Такой симбиоз получил название симбиоза второго порядка, так как он протекает в рамках структуры второго порядка эго-состояния Ребенка.

 

Рис. 20.2. Симбиоз второго порядка

 

Взаимоотношения между супружескими парами, подобными Биллу и Бетти, часто включают симбиоз второго порядка. На первый взгляд, очевидно, что Билл занимает в симбиозе роль Родителя-Взрослого, а Бетти играет роль Ребенка. Билл все контролирует и решает практи­ческие вопросы, а Бетти подвергается контролю и выражает свои чувства. Именно так и обстоят дела на уровне симбиоза первого порядка. При этом Билл проигрывает следующее раннее решение: «Единст­венный способ выжить для меня — отвечать за все и осуществлять жесткий контроль за всеми, включая меня самого». Решение Бетти состоит в следующем: «Цель моей жизни — радовать других людей, особенно мужчин, и не думать об остальном». Таким образом, симбиоз первого порядка представляет собой их совместные усилия по осуществ­лению своих потребностей благодаря принятым сценарным решениям.

Однако у Билла есть еще одно желание, которое лежит в его осознании гораздо глубже, чем потребность отвечать за все и все контролировать, берущее истоки в первые годы его жизни, а именно; потребность в физических поглаживаниях и комфорте. На рисунке это показано как часть содержания Билла — раннего Ребенка в Ребенке. Проблема Билла заключается в том, что при принятии им более поздних сценарных решений он исключил эти ранние потребности своего Ребенка. Возникает вопрос, как он может их сейчас осуществить? Ответ заключается в том, что, выбрав Бетти в качестве партнера по симбиозу, он нашел человека, который занял дополняющую роль в симбиозе второго порядка.

Мать Бетти, как и сама Бетти, вышла замуж за сильного молчали­вого мужчину, которому не нравилось давать физические поглаживания. Когда Бетти была маленьким ребенком, ее отец редко бывал дома, предпочитая проводить время на работе или выпивая с друзьями. У матери не было поблизости другого взрослого партнера, который удовлетворил бы потребность в поглаживаниях ее раннего Ребенка. Благодаря тонкой проницательности своего Ребенка Бетти приняла следующее решение: «Чтобы мать была поблизости и в добром здравии, мне надо самой о ней позаботиться». Используя своих рудиментарных Родителя и Взрослого, Р1 и В1 она стала заботливым попечителем Соматического Ребенка своей матери. А сейчас, находясь уже во взрослом симбиозе, она проигрывает этот паттерн в своих взаимо­отношениях с Биллом. Подобный симбиоз бывает довольно трудно разорвать. Вспомним, что поглаживания являются вопросом жизни смерти для раннего Ребенка. В данном примере, если Бетти захочет разорвать симбиоз, Билл в своем Соматическом Ребенке может испытывать смертельный ужас, так как его Ребенок верит в то, что он может потерять свой единственный источник физических поглаживаний, а для него это означает смерть. На том же уровне раннего Ребенка Бетти может воспринимать выход из симбиоза как потерю матери, а для ребенка это также является смертным приговором. Скорее всего, ни Билл, ни Бетти не позволят себе осознать ужас своего раннего Ребенка. Напротив, они будут искать объяснения того, почему им следует продолжать их симбиотические взаимоотношения. Если они все-таки захотят выйти из них, им, возможно, будет необходимо проанализировать свои сценарии и пройти курс терапии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.