Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории и понятия статистики




Методы статистики

Метод статистики – целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, включающий в себя три группы методов (этапов) любого статистического исследования:

1) метод массовых наблюдений − сбор первичного статистического материала, научно организованная регистрация всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту;

2) метод группировок − все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации;

3) метод обобщающих показателей − характеризует изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин (абсолютных, относительных, средних), выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Статистические методы в современной жизни находят свое применение в самых разнообразных областях:

а) в экономике − исследования рынка и производства, контроль качества продукции, подбор кадрового персонала, предсказания конъюнктуры рынка и т.д.;

б) в управлении − аппарат которого нуждается в информации о народонаселении, совокупном общественном продукте, внешней торговле.

Без применения стат. методов практически невозможно никакое социально-научное исследование. С появлением ЭВМ, статистика проникает и в медицину, биологию, психологию и другие науки.

Перед тем, как приступить к изучению основных статистических показателей, приемов и методов статистического исследования, необходимо познакомиться с используемой в статистике терминологией, с основными категориями и понятиями статистики.

Основные категории и понятия статистики:

1. Признак – объективная характеристика единицы статистической совокупности, характерная черта или свойство, которое может быть определено или измерено. Признаки промышленного предприятия − выручка от реализации продукции, прибыль, стоимость основных фондов, численность персонала и др.

Признаки человека − возраст, пол, место жительства, профессия, среднемесячный доход и пр. Для любых окружающих нас объектов и явлений можно выделить достаточно большое число признаков, которые наблюдаются или потенциально могут наблюдаться в процессе статистического исследования.

2. Вариант − возможное значение, которое может принимать признак (например, существуют всего четыре варианта значений признака «экзаменационная оценка»: «2», «3», «4», «5»). Если же учитывать оценки, проставляемые в зачетную книжку бакалавра или магистра, то таких вариантов остается три, так как неудовлетворительная оценка в зачетку не проставляется. У отдельно взятого учащегося в зачетке могут быть и десять, и двадцать, и более значений признака «экзаменационная оценка», но вариантов будет по-прежнему три, а возможно, два или один, если, например, студент или слушатель учится без троек и четверок.

Классификация признаков:

1) количественные − признак, отдельные варианты которого имеют числовое выражение и отражают размеры, масштабы изучаемого объекта или явления, которые преобладают над другими видами признаков, наиболее информативны, аналитичны (например, доход домохозяйства, площадь жилого помещения, цена товара, стаж работы);

2) качественные:

а) альтернативные − признаки, имеющие только 2 варианта значений (например, продукция предприятия может соответствовать предъявляемым требованиям или быть бракованной; пол человека может быть мужским или женским; население страны или региона обычно делится на городское и сельское). Признак может иметь и числовое выражение (например, при анкетировании потребителей вопрос о доходах в анкете предполагал всего два варианта: «до 5 тыс. рублей в месяц» и «5 тыс. рублей в месяц и более» и в этом случае количественный признак преобразуется в альтернативный);

б) атрибутивные − имеет более двух вариантов, которые при этом выражаются в виде понятий или наименований, характерные для информации, с которой работают маркетологи, социологи, психологи (район проживания, вид продукции, специальность работника, цвет товара);

в) порядковые − имеют несколько ранжированных, т.е. упорядоченных по возрастанию или убыванию, качественных вариантов (уровень образования − начальное, общее среднее; уровень квалификации, воинское звание, различного рода рейтинги). Отдельные варианты признака трудно соизмерить количественно (например, понятно, что высшее образование лучше, чем среднее специальное, но при этом нельзя утверждать, что оно лучше на 20% или на 30%. Водительская категория «Е» выше, чем водительская категория «В», но количественных пропорций между ними не существует);

3. Вариация – колеблемость, изменение величины признака в статистической совокупности, т.е. принятие единицами совокупности или их группами разных значений признака.

4. Статистическая совокупность − множество подвергающихся статистическому исследованию объектов или явлений, объединенных общими признаками, из которых один или несколько признаков не варьируют (совокупности промышленных, сельскохозяйственных, строительных и торговых предприятий, совокупность коммерческих банков, совокупность населения страны или отдельного ее региона). Так, например, всех жителей г. Москвы можно рассматривать как статистическую совокупность, так как один признак – город проживания – будет неварьирующий. По остальным же признакам (полу, возрасту, социальному положению) население будет варьировать.

5. Однородность – совокупность, единицы которой близки между собой по значениям признаков, существенных для данного исследования, или же они относятся к одному и тому же типу. Многие методы и приемы статистического исследования применимы лишь к однородным совокупностям.

6. Статистическое исследование (независимо от его масштабов и целей) всегда завершается расчетом и анализом различных по виду и форме выражения статистических показателей.

7. Статистический показатель – количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.