Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В современной юриспруденции

Тема 1: Понятие и система Римского права, его роль и место

Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИМСКОГО ПРАВА

В данной части раскрывается система знаний о римском праве, его источниках и основных структурных элементах, периодизации, раскрывается процесс формирования его основных институтов, причины и условия, способствовавшие рецепции в правовые системы европейских и других государств.

Это способствует формированию правовой культуры, профессионально важных качеств, необходимых юристам таможенных органов Российской Федерации, пониманию необходимости и значимости этого предмета, его особой роли в истории права и в культурной истории человечества.

 

Общее понятие римского права, его система и основные институты.

Значение римского права для современного российского юриста.

 

В данной теме раскрывается юридическая сущность и содержание права в Древнем Риме, показаны его основные институты, взаиморсвязь с современным российским гражданским правом. Усвоение данного материала способствует формированию у студентов творческого юридического мышления, правовой культуры, профессионально важных качеств для юристов таможенных органов.

Общее понятие римского права, его система и основные институты. Термином “ римское право ” обозначается система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве Древнего мира – Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств.

История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса история государства и права зарубежных стран.

Предметом изучения “Римского права” являются важнейшие институты публичного и частного права (а в связи с ним также семейного права).

Становление и развитие римского права происходило одновременно с развитием Римского государства. Однако право, как часть надстройки несколько отставало в своем развитии от становления государственности. И это легко заметить, если проследить его историю.

Тысячелетняя история Рима подразделяется на 3 периода:

I - царский - 753 (год образования Рима) - 509 (изгнание из Рима последнего царя ­ Тарквиния Гордого) до н.э./. В этот период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки госаппарата.

II - республика - 509 - 27 гг. до н.э.. В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские государственные учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. В 27 г. до н.э. власть перешла в руки Октавиана, принявшего имя Августа (“возвеличенного божеством). С его именем связан переход от республики к империи.

I II- империя. (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Это последний период в истории Римского рабовладельческого государства.

Он делится на два этапа:

1) приципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.) - форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов);

2) доминат (284 г.- начало правления императора Диоклетиана - 476 г. - прекращение существования Римской империи) - неограниченная монархия.

В соответствии с развитием государства выделяются и основные периоды в истории римского права.

Первый период - древнейший. Хронологические рамки этого периода - от реформ Сервия Туллия (VI в. до н.э.) до первой Пунической войны (сер. III в. до н.э.). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т.п.

Второй период - классический. Он начался с сер. III в. до н.э. и закончился в конце III в. н.э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции.

Третий период - постклассический (конец III в. - VI в. н.э.) - был исчерпан творческий потенциал РП. Стирание граней между отдельными ветвями РП позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация РП была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI веке.

Наглядно, периодизацию истории Римского государства и права можно представить по схеме 1 [1].

Римские юристы делили право своей страны на две большие области:

- публичное право (Jus publikum), т.е. право которое относится к положению Римского государства;

- частное право (Jus privatum), т.е. право, которое относится к пользе отдельных лиц.

Таким образом,. критерий деления права, как отмечал известный римский юрист Ульпиан, является характер интересов, защищаемых правом: государства или частного лица.

В публичном праве римские юристы разрабатывали:

- правовое положение святынь и жрецов;

- полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц;

- понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.

При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования притензий императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских распоряжений отстаивал юрист Гай.

Согласно уже упомянутому Ульпиану, акты императора также являются законами. Ему принадлежит такие, например, утверждения:

«... принцепс свободен от соблюдения законов»;

«Что угодно принцепсу, то имеет силу закона».

Важное внимание римские юристы уделяли разработке частного права.

Предметом его регулирования были (Схема 2):

- правовое положение субъектов в имущественных отношениях;

- брачно-семейные отношения;

- отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещь;

- наследственные отношения;

- вопросы защиты частных прав.

Частное право делилось на три части:

- естественные предписания;

- предписания народов;

- предписания цивильные.

Названные “части” - это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, творчески выделяемые в структуре реально действующего права в целом[2].

«Цивильное право, - замечал Ульпиан, - не отделяется от естественного права или права народов.... Если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, т.е. цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, как у греков: из законов одни написаны, другие ненаписаны».

Требования и свойства естественного права пронизывают не только цивильное право, но и право народов (Jus gentium), которое означало право, общее у всех народов, а также отчасти и право международного отношения.

«Право народов,‑ пишет Ульпиан, - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой».

Таким образом, право народов, предстает как часть естественного права. Различие между ними проводится по кругу субъектов, подпадающих под их действие (или все живые существа или только люди).

Естественное право присуще не только человеческому роду, но является общим всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам:

- сочетание мужских и женских особей (брак);

- рождение детей и их воспитание.

Отсюда видно, что и животные, даже дикие обладают опытом в этом праве.

В человеческом обществе такие институты, как брак, воспитание детей и т.д., согласно Ульпиану, также находятся в сфере действия присущего людям естественного права, что, разумеется, не исключает наличия также и соответствующих, отвечающих требованиям естественного права и конкретизирующих их норм цивильного права о семье, браке, воспитании и т.д.

Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как нравственном явлении.

«Изучающему право, - подчеркивает Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово Jus (право); оно получило свое название от Justia (правда, справедливость) ибо, как превосходно определяет Целье, право есть ars (искусство, практически реализуемые знания и умения), boni (добра) и aegue (равенства и справедливости)».

Понятие aegue (u aegutas) играет существенную роль в правопонимании римских юристов и используется ими, в частности, для противопоставления aeguim jus (равного и справедливого права) jus inegium (праву, не отвечающему требованиям равной справедливости).

Aeguitas, будучи конкретизацией и выражением естественно-правовой справедливости, служила масштабом для корректировки и оценки существующего права, руководящим ориентиром в правотворчестве, максимой толкования и применения права.

Этимологически этот термин означает равное и равномерное, в своем приложении к правовым явлениям в римской юриспруденции приобрела значение справедливости в специальном смысле (jstitia)

«Justitia (правда, справедливость), - отмечает Ульпиан, - есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право».

Из такого общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводит следующее более детальное и предписанное право: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому представлять то, что ему принадлежит».

В соответствии с этим и юриспруденцию он определял как «познание божетсвенных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого».

В целом, для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть аксеологические (ценностные) черты права, присущие понятию права качества необходимости и долженствования.

Не всякое сущее, обладающее позитивной санкцией, но лишь надлежащее и должное представляет собой право. причем о долженствовании речь идет по приимуществу с учетом кардинальной связи и взаимопронизанности справедливости и права.

Момент должного в понятии права, распространяется на все источники права, в т.ч. и на закон (Lex). Отсюда и характерное для многих определение закона, даваемые римскими юристами, подчеркивание ценностно-содержательного, идеально-должного, необходимо-разумного и общезначимого свойства закона.

Так, Папиниан, дает следующее определение закона: «. ..закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».

В этом определении закона затрагиваются такие его черты:

- общеимперативность;

- разумность;

- социальность (антикриминальность);

- общегосударственный характер (и в смысле наделенности закона государственной защитой и в смысле обязанности соблюдения закона и его святости для самого государства).

Аналогичные характеристики закона содержаться у Марциана: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».

Данные идеи получили свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами толкованиях норм права, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника.

Частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время.

I ветвьквиритское (цивильное) право (Jus Quiritium). Оно формировалось в VI в. - серед. III в. до н.э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами).

Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа.

Эта трактовка дополнилась у Папиниана указанием источников цивильного права - законов, плебесцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых-юристов.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие римского частного права.

Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь потребовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями.

Поэтому в качестве источника “дополнения и исправления цивильного права” появляется преторское право, как вторая ветвь римского частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских. И не случайно Марциан называл его «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разрабатывали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь предавали им новое значение (лишали силы и т.п.) осуществляя защиту новых отношений преторы сделали следующий шаг.

С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Они указывали пути для признания новых отношений, предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его.

Эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основа преторского права - принципы доброй воли, справедливости, гуманности.

Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиции защиты интересов частного собственника, рабовладельца. «Римляне, - писал К. Маркс, - собственно впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, право абстрактной личности. Римское частное право есть частное право в его классическом выражении» [3].

Объектом собственности наряду с животными и другими вещами являлись также и рабы. «Важнейшее различие в правовом положении лиц, - писал Гай, - то, что все люди – или свободные, или рабы». Такое же деление проводит Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, т.к. «по естественному праву все рождаются свободными».

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для сделок с участием иностранцев. В силу этого в республиканский период появилась ещё одна система римского частного права – «права народов» (Jus gentium).

Право народов включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений квиритов с неримлянами.

В своей основной части это право народов создавалось посредством эдиктов магистратов [4]. Это право отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Все это обеспечивало взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращая последнее в такую ветвь римского права, которая защищала позиции Римского государства и частные интересы римских граждан в их отношениях с перегринами и иностранцами.

Исконное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли друг друга. Квиритское право стало постепенно терять свои специфические черты. Происходит постепенное сближение всех трех ветвей права. К середине IV в. они образуют единое римское частное право.

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это было обусловлено высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность, аргументированность, анализ, четкость формулировок и т.д.), а также той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.

Значение римского права для современного российского юриста. Изучение римского права во многом вызвано её влиянием на формирование современного цивильного права, континентальной системы права.

Суть её достаточно четко выразил Фридрих Энгельс. По его мнению – это «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность», она характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).

За тысячелетнюю истории Древнего Рима римское право превратилось в инструмент правового регулирования отношений в обществе с развитой товарно-денежной экономикой.

Это позволило римской юриспруденции накопить опыт регулирования практически всей совокупности хозяйственных отношений, свойственных человеческому сообществу. Уникальный римский правовой опыт позволил ему пережить создавший его народ. Даже в средние века, когда оно вышло из практического употребления, его продолжали изучать в университетах, как «разум, выраженный в текстах» (ratio scripta).

Исторически слоились следующие подсистемы римского права:

1) англосаксонская – возникла и развивалась как элемент западноевропейской цивилизации с особенностям, обусловленными характером влияния на эту систему римского права, ценностей античного мира (преторское право – право прецедента; римские юристы - правовые доктрины, как источник права);

2) романо-германская – сформировалась в результате взаимодействия национальных норм обычного права и римского права;

3) центральноевроейская и восточноевропейская – выделяются с учетом различного характера последствий византийского типа рецепции.

В целом же можно отметить, что рецепция римского права, независимо от ее форм и видов, явилась базой для создания современного частного права в большинстве европейских стран и служит фундаментом создания частного права современной Европы.

Этим обстоятельством в основном и определялся интерес к нему советских юристов. Оно имело в большей степени для них познавательное значение в плане общей культур, а также для усвоения общеюридической терминологии.

В некоторых случаях торговые договоры СССР с капиталистическими странами предусматривали разрешение споров, вытекающих из внешнеторговых сделок, по законам той страны, к которой принадлежали иностранные контрагенты Советского Союза.

Для охраны интересов государства необходимо было хорошо знать и понимать иностранные законы, что предполагало знание римского права.

По новом оно было востребовано в постсоветской России, когда начал осуществляться переход к рыночным отношениям. Оно стало превращаться в практически ориентированную дисциплину, служащую не только целям воспитания высокой профессиональной культуры юристов, но и потребностями формирования его как специалиста-практика.

Изучение современного гражданского права невозможно без знания основных положений римского права. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике, как то – реституция, виндикация, универсальное преемств, наследственная трансмиссия и др., могу быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их в начале юридического образования.

Римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, помогает российскому юристу в приобретении навыков четко ограничивать и формулировать юридические категории.

Овладение юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона.

Законы должны излагаться не только понятным всем языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст, вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Они должны охватывать все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в тоже время, чтобы редакция закона не давала повода применять его к таким отношениям, на которые не имелось в виду распространять его действие.

Реализация этих требований предполагает владение высокой юридической техникой.

Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая, и, в конечном счете, сделать правильный вывод.

Римское право, отличающееся точностью формулировок, может пригодиться вам как в законотворческой работе, так и в практической деятельности.

Таким образом:

1) Римское право – это право Римского рабовладельческого государства которое стал основой континентальной системы права западноевропейских стран. Его предметом изучения являются важнейшие институты имущественного права, а в связи с ним, также и семейного права.

2) Римские юристы делили право своей страны на две большие части: публичное право (Jus publicum), относящееся к положению Римского государства и частное право (Jus privatum), относящееся к пользе отдельных лиц. Частное право в свою очередь делось на цивильное (квиритское), преторское право и право народов.

3) В истории римского права выделяют три периода, соответствующие уровню развития Римского государства: древнейший (предклассический), классический и постклассический. Некоторые ученые-правоведы выделяют также византийский или юстиниановский.

4) Римское право оказало существенное влияние на развитие отечественного гражданского права, является его историческим источником и имеет важное значение для будущих юристов таможенных органов, участвующих в гражданско-правовых отношениях.

Литература по теме:

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2008.

Димитров Н.Н. Римское право: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2004.

Димитров Н.Н., Заикина И.В., Козлитин Г.А и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М.: РИО РТА, 2008.

Иванов А.А. Римское право: основные понятия, законы и иски, персоналии и сентенции: Учебно-справочное пособие. М., 2008.

Касаткин В.А., Салтанова О.Н Краткий словарь историко-правовых терминов. М.: РИО РТА, 2007.

Кудинов О.А. Римское право: Краткий терминологический словарь-справочник. М., 2007.

Новицкий И.Б., Перетрский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

Пухан И., Полинак-Акимовская М. Римское право: Базовый учебник. В 2-х т. М., 2004.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность понятия «Римское право»?

2. Какие основные периоды истории римского права можно выделить и в чем заключается их взаимосвязь с историей Римского права?

3. Что представляют из себя основные элементы системы римского права, как они характеризуются?

4. В чем заключается различие публичного и частного права в Древнем Риме?

5. Каково историческое значение римского права и в чем заключается его роь в подготовке современных юристов?

 


[1]См.: Приложение 2. Далее все схемы следует смотреть в данном приложении.

[2]См. Схема 3 // Приложение 1.

[3] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. С. 347.

[4] Магистраты – должностные лица, обладающие властными полномочиями – диктатор, децимвир, консул, претор, цензор и др.,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация статистики в современной России | Цели изучения теории оптимальных решений (исследования операций)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.