Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ VI 2 страница




Люди с банальными сценариями собирают небольшие коллекции марок и обменивают их на более легкую расплату. Женщина, которая собирает марки непонимания, может обменивать их раз в несколько месяцев, устраивая большие скандалы с мужем. Другие, подобно моему коллеге, могут обменивать их на скандалы на работе и в конечном счете на увольнение с работы.

В ТА существуют различные мнения относительно того, собирают ли марки в сценарии победителя или нет. Некоторые авторы говорят о «золотых марках», имея в виду марки, которые собирают для достижения позитивного результата в противоположность «коричневым» или негативным маркам, о которых речь шла ранее. Например, эти авторы полагают, что трудолюбивый служащий собирает золотые марки за хорошую работу и обменивает их на заслуженный отпуск. Мы, однако, считаем, что в подлинном выигрышном сценарии собирать марки совсем не нужно. Трудолюбивому служащему не нужно оправдывать свой отпуск хорошей работой или чем-то другим, — он может получить свой отпуск просто потому, что в нем нуждается.

Упражнение. Зная сценарную функцию марок, проанализируйте свою коллекцию марок, а также возможную расплату, на которую обмениваете вашу коллекцию. Хотите ли вы и в дальнейшем получать подобную расплату? Если нет, то можете просто расстаться с ней. Однако перед тем как сделать это, убедитесь в том, что вы действительно хотите расстаться с ожидаемой расплатой. Необходимо осознать, что расставаясь с коллекцией марок, вы навсегда распрощаетесь и с планируемой расплатой. Осознав это, хотите ли по-прежнему расстаться с марками? Если вы говорите «да», то найдите способ окончательно избавиться от марок. Изберите свой путь. Независимо от того, что вы выберете, избранный вами способ должен не позволить маркам вернуться к вам опять.

Продумав способ избавления от марок, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы держите в руках свою коллекцию марок. Посмотрите, сколько у вас «альбомов» с марками. Отметьте их цвета. Прочитайте названия рэкетных чувств, которые написаны на них. Если вы собирали марки против какого-то определенного человека или группы людей, обратите внимание, что рэкетные чувства написаны также и на марках.

Вы готовы расстаться с марками? Тогда в своем воображении избавляйтесь от них в соответствии с избранным вами способом. Бросьте их в огонь и посмотрите, как они превращаются в пепел. Или спустите в унитаз, слив воду несколько раз, чтобы убедиться в том, что марки пропали навсегда. Если вы бросаете их в реку, наблюдайте за ними до тех пор, пока последняя марка не исчезнет из виду. А теперь взгляните на свои руки и убедитесь в том, что марок больше нет.

А сейчас осмотритесь вокруг. Вы увидите кого-то или что-то очень приятное, чего раньше не замечали. Скажите «привет» этому приятному. Именно в этом вы будете черпать приятные поглаживания. Это означает, что в будущем вам не нужно собирать марки. Скажите «добро пожаловать» этим поглаживаниям. Почувствуйте облегчение от того, что вам больше не нужно собирать марки. После этого упражнение считается законченным.

 

Глава 22. Система Рэкета

Система Рэкета представляет собой модель, которая объясняет природу сценария жизни и показывает, как люди могут использовать сценарий в течение своей жизни. Система была разработана Ричардом Эрскиным и Мэрилин Зальцман.

Представленная в этой главе в виде диаграммы Система Рэкета и ее объяснение приводится в соответствии со статьей Эрскина и Зальцман «Система Рэкета: модель анализа рэкета», за которую авторам была присуждена Почетная научная награда Эрика Берна. Иллюстрации и объяснения к ней даны в нашем изложении.

Система Рэкета определяется как самоподкрепляющаяся, искажен­ная система чувств, мыслей и действий, которая осуществляется находящимися в сценарии людьми. В ней имеется три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: сценарные убеждения или чувства, рэкетное выражение и подкрепляющиеся воспоминания, что показано на рис. 22.1.

Сценарные убеждения и чувства. Находясь в сценарии, я буду проигрывать устаревшие убеждения о себе, других людях и ценности жизни. Эрскин и Зальцман считают, что сценарные решения прини­маются в детстве как средство оправдания незаконченных чувств. Находясь в состоянии стресса во взрослой жизни, я могу снова проигрывать эту детскую стратегию. Чтобы вновь не испытывать это чувство, я оправдываю его, воскрешая свои детские убеждения и считая их справедливыми для настоящего. Именно они и лежат в основе моих сценарных убеждений.

Эрскин и Зальцман рассматривают сценарные убеждения и чувства в основном как двойную контаминацию Взрослого. Если вы хотите проверить свое понимание этого положения, вновь прочтите главу 6.

Сценарные убеждения подразделяются на основные и подкреп­ляющие.

Основные сценарные убеждения представляют собой самые ранние и наиболее фундаментальные сценарные решения ребенка. Каждый ребенок время от времени испытывает то, что его нецензурируемые чувства не достигают цели. В предыдущей главе мы видели, как ребенок в этом случае тестирует целый набор других чувств-заместителей, пока он не находит такие чувства, которые достигают цели и привлекают внимание родителей. Эти чувства берутся на вооружение в качестве рэкетных, а первоначальное нецензурируемое чувство подавляется. В связи с тем, что первоначальное чувство не было реализовано, эмоциональное переживание ребенка остается незаконченным. Пытаясь понять это, ребенок приходит к заключениям о себе, других людях и жизни, то есть формирует основные сценарные убеждения. Эти убеждения являются сплавом реального и «волшебного» мышления, на которое способны только маленькие дети.

 

Рис. 22.1. Система Рэкета

 

Рассмотрим случай с клиентом по имени Дэвид. Ему под тридцать и у него было несколько серьезных связей с женщинами. И каждый раз примерно через год они бросали Дэвида. Он признавал, что сам виноват в подобном исходе, так как ссорился с девушками, был ревнив и вел себя с ними резко и агрессивно. Затем он полюбил другую женщину, однако стал бояться того, что их взаимоотношения закончатся тем же. Хотя он осознавал свою агрессивность и ревность, но понимал, что не может справиться с собой, когда испытывает эти чувства. Недавно он ударил свою девушку, так как она пригрозила, что уйдет от него. Сразу после этого он пришел к терапевту.

Анализ этой проблемы в Системе Рэкета начинается с детства Дэвида. В самые первые месяцы своей жизни он радовался интимной физической близости с матерью. Однако, когда Дэвиду исполнился год, мать почувствовала, что он уже не является тем крошкой, каким был в начале. Он стал более подвижным, часто пачкался, был постоянно в слюнях и от него неприятно пахло. Мать реагировала на это, неосознанно отталкивая от себя сына. Благодаря тонкому детскому восприятию Дэвид прекрасно уловил эти материнские сигналы, свидетельствующие об отказе от него. В результате он испытал чувство шока и дезориентации: что случилось? И самое страшное — оставит ли его мать одного? От мысли, что это может произойти, Дэвид испытывал ужас, чувствуя себя униженным и оскорбленным. Каждый раз, когда он тянулся к матери в поисках ласки и утешения, она по-прежнему отвергала его. Испытывая страх и боль, Дэвид не удовле­творял свои желания. Не в силах понять реальные причины материн­ского отказа, Дэвид «рационализировал» свои незаконченные чувства, приходя к выводу: «Меня никто не любит. Со мной не все в порядке», таким образом формируя основное сценарное убеждение о себе.

Наряду с этим он также принял другие основные сценарные убеждения: «Другие люди (в особенности важные дамы) отвергают меня. Жизнь полна страхов, одиночества и непредсказуема». Убедив­шись в том, что страх и боль не способствуют осуществлению его желаний, Дэвид через некоторое время берет на вооружение одну из лучших в данной ситуации стратегий. Он обнаруживает, что когда злится, то получает хоть какое-то внимание матери. Хныкая и капризничая, он заставлял ее по крайней мере кричать и злиться на него, и, хотя это негативное внимание является для него болезненным, это лучше, чем его отсутствие. Поэтому Дэвид решает: «Чтобы исполнять свои желания, мне надо капризничать». Таким образом, он научился покрывать свое аутентичное чувство страха и боли рэкетным гневом, закладывая основу для рэкетного проявления.

Подкрепляющие сценарные убеждения. Когда ребенок приходит к основным убеждениям, он начинает интерпретировать свои ощущения реальности в соответствии с этими убеждениями, которые определяют диапазон его ощущений и смысл, который он в них вкладывает. Кроме того, он начинает дополнять их подкрепляющими сценарными убежде­ниями, которые усиливают и подтверждают основные сценарные убеждения.

У Дэвида был брат на несколько лет старше его. Он был сильнее и умнее. Дэвид пришел к следующим выводам: «Теперь-то я понимаю, что со мной не так, — я еще маленький и недостаточно умный. А мой брат большой и умный, поэтому он получает все внимание». Таким образом Дэвид начал формировать некоторые из своих подкрепляющих сценарных убеждений: «Я — глупый, физически слабый и маленький. Мои желания ничего не значат. Другие больше и умнее меня, поэтому они важнее и получают все внимание, особенно важных дам. Жизнь чрезвычайно несправедливая штука».

Проигрывание сценарных убеждений и чувств. Сейчас Дэвид — взрослый человек. В минуты стресса он иногда входит в сценарий, особенно в тех случаях, когда стрессовая ситуация «здесь и теперь» в какой-то степени напоминает стрессовую ситуацию в детстве — и обе ситуации связываются друг с другом резиновой лентой. В таких случаях Давид вновь переживает чувства и убеждения своего раннего детства. Допустим, он полагает, что его девушка отказывается от него. Не осознавая этого, он реагирует так же, как в детстве, когда мать отталкивала его, и начинает испытывать боль и ужас. При этом он проигрывает свои сценарные убеждения. Отказ девушки он подсоз­нательно объясняет так: «Меня никто не любит потому, что со мной что-то не в порядке. Она хочет отвергнуть меня, и если она сделает это, я останусь совершенно один». Каждый раз, когда Дэвид говорит себе это, он оправдывает тем самым свой страх и боль. И всякий раз, когда вновь переживает эти чувства, он формулирует сценарные убеждения для того, чтобы объяснить себе свои чувства. Таким образом происходит постоянное проигрывание сценарных убеждений и чувств. На рис. 22.1 это показано пунктирными стрелками. Эрскин и Зальцман подчеркивают, что данный процесс протекает интрапсихически — то есть идет подсознательно. Так как у Дэвида уже есть внутреннее сценарное объяснение того, что он воспринимает как отказ, он не подвергает свои сценарные убеждения проверке относительно реальности «здесь и теперь». Напротив, каждый раз при проигрывании этого процесса, он подкрепляет свою веру в то, что реальность подтверждает правильность его сценарных убеждений.

Рэкетные проявления включают в себя все внешние и внутренние поведения, которые являются проявлением сценарных убеждений и чувств. К ним относятся внешне наблюдаемые поведения, внутренне отмечаемые ощущения и фантазии.

Внешне наблюдаемые поведения включают в себя проявления эмоций, слова, тон голоса, жесты и движения тела при реагировании человека на интрапсихический процесс. Эти проявления повторяются вновь и вновь, так как они воспроизводят те сценарные убеждения, которые ребенок научился использовать во всех ситуациях как средство достижения результата в своей семье.

Рэкетные проявления могут включать в себя поведения, которые соответствуют сценарным убеждениям или являются защитой от них. Например, Дэвид, который в детстве пришел к выводу «я глупый», ведет себя как глупый при проигрывании этого сценарного убеждения, будучи уже взрослым. Другие люди, пришедшие в детстве к подобным выводам, могут защищать себя от них тем, что много и упорно учатся, получают высокие оценки в школе и институте, а затем постоянно совершенствуются в профессиональном отношении.

Рэкетное проявление агрессии Дэвида по отношению к его девушке вытекает из его раннего детского вывода: «Чтобы достичь желаемого, я должен сердиться всякий раз, когда испытываю боль или страх». Поэтому когда его девушка, с его точки зрения, ведет себя пренеб­режительно по отношению к нему или отвергает его, он начинает проиг­рывать свои основные сценарные убеждения и испытывает присущие им ужас и боль. Однако так же, как и в детстве, он мгновенно покрывает эти эмоции злостью. Он становится злым и агрессивным: может поругаться с девушкой, накричать или ударить ее. Или может упрятать свой гнев, выбежать из дома и бродить по улицам, пылая от ненависти. Подобное поведение не позволяет девушке Дэвида понять, что он испытывает аутентичные чувства боли, страха и желания близости. На самом деле Дэвид сам исключил эти чувства из своего осознания и ведет себя как обидчивый, агрессивный человек. В результате все взаимоотношения Дэвида с девушками заканчивались тем, что они бросали его. Всякий раз, оправдывая свои сценарные убеждения, Дэвид говорил себе: «Меня никто не любит, женщины отвергают меня, и я остаюсь совершенно один».

Внутренне отмечаемые ощущения. Итак, мы знаем, что ребенок принимает сценарные убеждения, пытаясь осмыслить незаконченное эмоциональное переживание, и в результате завершает его настолько, насколько ему это удается. Наряду с подобным когнитивным процессом, человек может достигнуть того же соматически — то есть с помощью физических ощущений. Для того чтобы подавить свою нереализованную потребность, он может испытывать физическое напряжение или другой физический дискомфорт.

В предыдущей главе мы уже приводили пример подобного поведе­ния. Помните ребенка, который безуспешно тянется к матери? Через некоторое время он напрягает свои плечи, чтобы больше не тянуться. Он испытывает физические неудобства, но это лучше, чем постоянно тянуться к матери и получать от нее отказ. Он подавляет как осознание своей изначальной потребности, так и осознание напряжения в плечах.

Взрослым он может испытывать боль в плечах, шее и спине. Пример с Давидом подтверждает эти выводы.

Люди испытывают всевозможные виды напряжений, неудобства и соматические расстройства, которые являются реакцией на сценарные убеждения. При этом их не всегда можно заметить со стороны, однако человек сам может сообщить о них.

Фантазии. Даже в том случае, если человек и не действует в соответствии со своими сценарными убеждениями, он может попытаться представить себе такое поведение. Например, Дэвид иногда фанта­зирует, что его сажают в тюрьму за надругательство над девушкой. Он часто представляет себе, что люди принижают его, обсуждая все его недостатки. Иногда он рисует идиллическую картину, воображая, что познакомился с прекрасной девушкой, которая принимает его полностью.

Подкрепляющие воспоминания. Находясь в сценарии, человек входит в контакт с воспоминаниями, которые усиливают сценарные убеждения. При этом в каждом из этих воспоминаний будут случаи, в которых он уже проигрывал сценарные убеждения и чувства. Воскресив в памяти подобные случаи, он будет показывать и соответствующее рэкетное проявление, испытывая рэкетное чувство или ведя себя в соответствии со своей Системой Рэкета. При воскрешении события вспоминаются также рэкетное чувство или другие рэкетные проявления. Другими словами, каждое подкрепляющее воспоминание сопровождается маркой.

Эти воспоминания могут включать в себя реакцию других людей на рэкетные проявления самого человека, как это было в случае с девушками Дэвида, которые бросали его в ответ на его агрессивное поведение. Это также могут быть реагирования, внутренне подтверж­дающие его сценарные убеждения, хотя в действительности они были нейтральными или даже противоречили этим убеждениям. Например, девушка могла пригласить Дэвида на вечеринку. При этом внутренне он говорит себе: «На самом деле она не хотела меня приглашать и сделала это просто из вежливости». Интерпретируя слова девушки подобным образом, Дэвид может испытывать злость от еще одного «отказа», вновь убеждаясь в правильности своих сценарных убеждений и накапливая еще одну подкрепляющую память с соответствующей маркой.

Даже не самый проницательный Маленький профессор некоторые события связывает со сценарными убеждениями. Однако в этом случае человек может принять следующую стратегию — выборочно забыть подобные события. Например, одна женщина несколько раз открыто говорила Дэвиду, что ценит его и хотела бы остаться с ним. Однако, находясь в сценарии, он вычеркивает эти воспоминания из своей памяти.

Мы знаем также, что человек может представлять себе сцены, которые соответствуют сценарным убеждениям. При этом память об этих фантазиях служит в качестве подкрепляющего воспоминания так же эффективно, как и память о реальных событиях. Всякий раз, когда Дэвид представляет себе, что люди говорят за спиной о его недостатках, он добавляет в свою память еще одно подкрепляющее воспоминание. И опять мы видим, как Система Рэкета сама себя поддерживает и усиливает, причем подкрепляющие воспоминания служат в качестве обратной связи к сценарным убеждениям. На рис. 22.1 это показано сплошной стрелкой.

Каждый раз, когда человек воскрешает подкрепляющее воспоми­нание, он проигрывает какое-то сценарное убеждение, которое само усиливается благодаря подкрепляющему воспоминанию. При проигрыва­нии сценарного убеждения происходит стимуляция подавленного чувства и процесс интрапсихического проигрывания повторяется еще раз. При этом человек начинает показывать рэкетные проявления, которые могут включать внешне наблюдаемые поведения, внутренние переживания, фантазии или комбинацию этих трех факторов. В свою очередь, рэкетное проявление позволяет человеку собрать больше подкрепляющих воспоминаний вместе с сопровождающими их эмоциональными марками.

Составление своей Системы Рэкета. Возьмите большой лист бумаги и скопируйте рис. 22.1. В каждой из трех колонок оставьте под заголовками как можно больше места. После этого начните заполнение вашей Системы Рэкета. Затем вспомните какую-то недавнюю ситуацию, которая закончилась для вас неблагоприятным образом или была болезненной. Если вы не хотите, то не нужно испытывать пережитое вами неприятное чувство. Вновь представив себя в этой ситуации, дополните Систему Рэкета относящимися к вам деталями. Работайте быстро и интуитивно.

Для того чтобы добраться до сценарных убеждений, можно спросить себя: «Что в этой ситуации я думал о себе? О других участвующих в ней людях? О жизни и мире в целом? Как войти в контакт с чувствами, подавленными в период принятия сценарного решения?» Так как во время нахождения в Системе Рэкета эти чувства подавляются, вы не сможете достаточно ясно осознать их в анализируемой ситуации. Но существуют подсказки, которые можно использовать. Иногда можно испытывать короткий всплеск аутентичного чувства, перед тем как вы входите в рэкетное чувство. Например, если в данной ситуации вашим рэкетным чувством было раздражение, в течение доли секунды до него вы, возможно, почувствовали страх. Другой способ заключается в том, чтобы спросить себя: «Если бы я был ребенком и не знал, как цензурировать свои эмоции, как бы чувствовал себя в данной ситуации? Стал бы я испытывать гнев? Безысходную печаль? Ужас? Экстаз?» Если вы сомневаетесь, что именно, попробуйте догадаться. Для проверки вновь обратитесь к разделу предыдущей главы «Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем». Какие аутентичные чувства помогли бы вам завершить данную ситуацию?

А теперь переходите к колонке «рэкетные проявления». Чтобы записать внешне наблюдаемые поведения, представьте себе, что вы смотрите фильм и видите самого себя. Отмечайте свои слова, тон голоса, жесты, положение тела и выражение лица. Какую рэкетную эмоцию вы испытываете? Сравните ее с вашим воспоминанием о рэкетном чувстве, которое вы испытывали в этой ситуации.

В разделе «внутренне отмечаемые переживания» записывайте случаи напряжения или неудобства, ощущаемые в любой части тела. Может быть, у вас болит голова? Сосет под ложечкой? Болит шея? Помните, что отсутствие ощущении — тоже ощущение. В связи с этим исключали ли вы какие-либо части тела из своего осознания?

А теперь вспомните фантазии, которые вы испытывали. Для этого вновь представьте себя в данной ситуации, а затем спросите: «Что самое страшное может произойти сейчас?» Запишите первое, что приходит вам на ум, независимо от того, фантазия это или нет. Затем спросите себя: «Что самое лучшее могло бы произойти сейчас?» Эта фантазия также является частью вашей Системы Рэкета, поэтому занесите ее в колонку.

Наконец перейдите к колонке «подкрепляющие воспоминания». Дайте волю вашей памяти и вспомните прошлые ситуации, подобные анализируемой. Эти ситуации могут быть из далекого прошлого или недавние. Во всех этих ситуациях вы отметите, что испытывали одно и то же рэкетное чувство, один и тот же физический дискомфорт и так далее, которые вы отметили в разделе «рэкетные проявления».

Возможно, вам будет интересно сравнить отдельные факторы Системы Рэкета со сценарной матрицей, которую вы составили раньше. Насколько они совпадают? Каждая из них может быть использована для проверки и корректировки другой.

Выход из Системы Рэкета. Являясь инструментом анализа, Система Рэкета служит также одним из способов для изменения. В этой связи Эрскин и Зальцман говорят: «Любое терапевтическое вмешательство, которое прерывает действие Системы Рэкета, будет эффективным средством изменения Системы Рэкета людей и следова­тельно, — их сценария». Другими словами, вы можете сделать первый шаг на пути изменения в любой точке Системы Рэкета и тем самым начать свой выход из сценария. Когда вы осуществляете это изменение, то ломаете старый механизм, тем самым облегчая дальнейшие изменения. Этот процесс все еще нуждается в подкреплении, однако сейчас вы не подкрепляете свой сценарий, а усиливаете попытки выйти из него.

Не следует останавливаться лишь на одной точке. Если хотите, то можете прервать действие Системы Рэкета в нескольких различных точках. Чем больше этих точек вы измените, тем проще будет ваш выход из сценария. В своей статье Эрскин и Зальцман описывают различные способы терапевтических вмешательств, используемых терапевтами для остановки Системы Рэкета. Аналогичный подход можно применять и при самотерапии. Если вы хотите использовать Систему Рэкета подобным образом, предлагаем для начала следующее упражнение, которое вы можете творчески дополнить.

Упражнение. Возьмите большой лист бумаги. На нем вы будете рисовать диаграмму, похожую на Систему Рэкета, которая, однако, представляет собой ее позитивную противоположность. Можете назвать ее «Система Автономии».

Вновь нарисуйте три колонки. Левую назовите «модернизированные убеждения и чувства», среднюю — «автономные проявления», а третья будет иметь такое же название, как и в Системе Рэкета — «подкреп­ляющие воспоминания». В колонке «модернизированные убеждения и чувства» напишите подзаголовки для убеждений о себе, других и жизни, как и в Системе Рэкета.

Вновь обратитесь к ситуации, которую вы вспомнили при запол­нении Системы Рэкета. Начните с убеждений о себе. Изменив свое убеждение, что позитивного вы можете сказать о себе? Предположим, что это упражнение выполняется Дэвидом. Тогда, возможно, он запишет: «Я вполне приятный человек и хорош такой, какой я есть». Здесь и далее важно использовать позитивные слова. Избегайте негативных слов, типа: «не», «бросить», «терять», «без». Если ваш первый вариант состоит из таких слов, перефразируйте его таким образом, чтобы в нем присутствовали только позитивные слова. В случае с Дэвидом его сценарное убеждение было следующим: «Со мной что-то не в порядке». Вместо «У меня нет никаких недостатков», он мог бы изменить свое убеждение на позитивное: «Я вполне хороший человек».

Затем аналогичным образом измените ваши убеждения о других людях и жизни, используя позитивные слова. Обратите внимание на преувеличения, которые будут частью вашей Системы Рэкета.

Подзаголовку Системы Рэкета «подавленные чувства» в Системе Автономии соответствует подзаголовок «выражаемые аутентичные чувства». Отметьте в нем те же аутентичные чувства, которые записали в вашей Системе Рэкета. Вновь представьте себя в этой ситуации и вообразите, как бы вы могли выразить свое аутентичное чувство, чтобы завершить ситуацию. После этого переходите к колонке — «автономные проявления». И вновь постарайтесь представить себя на экране видео. Однако на этот раз проиграйте ситуацию таким образом, чтобы вы вели себя в ней позитивно, находились вне сценария и испытывали аутентичное, а не рэкетное чувство. В подзаголовке «внешне наблюдае­мые поведения» отметьте слова, жесты и так далее, которые подмечаете у себя при позитивном проигрывании.

Так же заполните подзаголовок «внутренне отмечаемые пережи­вания» для новой версии ситуации. Какие приятные чувства вы испыты­ваете? Чувствуете ли напряжение, которое ранее не замечали? Если это так, решили ли вы снять напряжение? Что произойдет, если вы избавитесь от него?

В Автономной Системе не надо фантазировать (как мы видели, любые фантазии являются частью вашей Системы Рэкета.) Вместо этого напишите заголовок «планы и позитивные наблюдения», который можно заполнить в часы отдыха. В него можно включить планирование жизни Взрослым. При этом будущие ситуации должны протекать позитивно, как вы и планируете, а не рэкетным путем, который вы проанали­зировали в своей Системе Рэкета. Наконец заполните колонку «подкрепляющие воспоминания». По всей видимости, вы вспомните несколько позитивных ситуаций из вашего прошлого, которые напоми­нают ситуацию, проигрываемую в настоящий момент. А если не можете припомнить ни одного случая? Тогда придумайте несколько ситуаций. Воспоминание о выдуманных позитивных ситуациях так же эффективно, как и о реальных.

Таким образом, вы получили первоначальный вариант вашей Системы Автономии. Как и Систему Рэкета, ее можно дополнять и изменять.

Представьте себе, что заполненная диаграмма вашей Системы Рэкета на несколько сантиметров выходит из-под вашей Системы Автономии. В будущем любое положение Системы Рэкета можно, опустив диаграмму, сравнить с соответствующим пунктом Системы Автономии. С этого пункта будет действовать Система Автономии, и вы больше не будете попадать в привычные рэкетные ловушки. Возможно, вы откроете для себя несколько «окон». Чем больше их будет, тем легче выйти из Системы Рэкета и стать автономным. И каждый раз, делая подобный шаг, вы облегчаете себе возможность совершать подобные действия в будущем.

 

Глава 23. Игры и анализ игр

Приходилось ли вам при взаимодействии с другим человеком испытывать неприятные чувства и не говорили ли вы себе после этого следующее: «Почему со мной постоянно случается подобное?»; «Как это могло опять случиться?»; «Я думаю, что он/она совсем другой человек, но...». Испытывали ли вы удивление при таком неблаго­приятном исходе и понимали ли, что что-то подобное ранее уже происходило с вами?

Если ваше взаимодействие с другим человеком протекало подобным образом, то, согласно теории ТА, вы играли в игры. Подобно футболу или шахматам, психологические игры протекают в соответствии с заранее установленными правилами. Эрик Берн первым привлек внимание людей к этой предсказуемой структуре игр и предложил способы их анализа. В данной главе мы рассмотрим методики анализа игр, разработанные Берном и другими теоретиками ТА.

Примеры игр. Приведем два примера игр, в которые играют люди.

Пример 1. Джэк знакомится с Джин, они влюбляются друг в друга и решают жить вместе. Вначале все идет хорошо, однако спустя несколько месяцев Джэк начинает доставлять своей партнерше массу неприятностей. Он игнорирует ее желания и чувства, кричит на нее, иногда дает волю рукам. Он начинает выпивать и приходить домой поздно, тратить деньги Джин, «забывая» их вернуть. Несмотря на плохое обращение, Джин продолжает жить с ним. Чем он становится агрессивнее, тем чаще она позволяет ему вести себя подобным образом. Это продолжается почти три года. Затем без всякого предупреждения Джин бросает Джэка ради другого человека. Придя домой, Джэк обнаруживает на столе записку, в которой говорится, что Джин ушла от него навсегда.

Джэк в растерянности. Он говорит себе: «Как это могло случиться со мной?» Он начинает преследовать Джин, безуспешно просит ее вернуться. Причем, чем больше он умоляет ее вернуться, тем более категорично она отвергает его, и тем хуже он себя чувствует. В течение Длительного времени Джэк пребывает в депрессии, испытывая одино­чество и чувствуя свою бесполезность. Он пытается понять, что же с ним не в порядке: «Почему этот мужчина нашел то, что потерял я?» Самое странное, что подобное случалось с Джэком и раньше. У него было две связи с женщинами, и обе бросили его. При этом он каждый раз говорил себе: «Этого больше не повторится», однако это повторяется вновь и вновь, и каждый раз Джэк испытывает удивление от того, что его бросили. В данном примере Джэк играет в игру «Ударь меня (Пни меня)».

В жизни Джин подобные эпизоды также встречались ранее. До встречи с Джэком у нее было несколько связей с мужчинами. Почему-то она выбирала мужчин, которые вначале хорошо относились к ней, однако через некоторое время начинали плохо обращаться с ней, как и Джэк. Всякий раз в течение некоторого времени она играла роль «маленькой женщины» для своего мужчины, а потом вдруг неожиданно меняла свою точку зрения и бросала своего партнера. При этом она чувствовала свою правоту и удовлетворение, говоря себе: «Я так и думала — все мужчины одинаковы». Тем не менее, спустя некоторое время она знакомилась с новым мужчиной, и все повторялось. Игра Джин называется «Попался, негодник» и известна сокращенно как НИГИСОБ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.