Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Теоретические методы как форма рассуждения, представляющая мыслительный процесс




Сам переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя и сочетаясь друг другом, составляют содержание этого сложного скачка. Один из таких методов индукция (в узком смысле, традиционно) – метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому и теоретическому обобщению и установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь.

Слабость индукции – недостаточная обоснованность такого перехода (перечисление фактов никогда не может быть завершено, и нет уверенности, что следующий факт не будет противоречащим). Поэтому с помощью индукции можно получить знание не достоверное, а только вероятное.

Индукция понимается и как умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Индукция дополняется дедуктивным методом – метод перехода от общих суждений к частным.

Дедукция как умозаключение – всякое необходимое следование из одних высказываний, рассматриваемых в качестве посылок, других высказываний, которые носят характер заключения. Это происходит с помощью законов и правил логики..

Получаемое с помощью дедуктивного метода достоверно, а не вероятное), но при соблюдении логики.

В дедуктивном выводе различают два аспекта логического следования:

- содержательный, или семантический – логическое следование зависит от смысла (содержания) высказываний, входящих в дедуктивное рассуждение и от смысла логических констант («и», «или», «если…то», «не» и др.), которые при этом используются;

- формальный, или синтаксический – логическое следование определяется запасом средств, относящихся к некоторой логической системе, т.е. аксиомами, теоремами, дедуктивными правилами и т.п., так называемая формальная выводимость

В целом же отношение логического следования, лежащее в основе дедукции, основано на единстве этих двух аспектов.

В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно связаны. Оба метода основываются на объективной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного и необходимого. Индуктивные методы имеют большее значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, для обобщения эмпирических знаний. Дедуктивные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках и исследованиях для упорядочивания и построения научной теории, как методы объяснения и предсказания.

Восхождение от абстрактного к конкретному – наиболее важный метод. Абстрактное – употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под «абстрактным» понимается односторонне, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей.

«Конкретное» используется обычно в двух смыслах:

1 – сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений;

2 – для обозначения многогранного, всестороннего, систематического знания об объекте.

Восхождение от абстрактного к конкретному – всеобщая форма движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа:

1 – переход от чувственно-конкретного в действительности к его абстрактному определению. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

2 – восхождение от абстрактного к конкретному. Движение мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. Восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.

Этапы тесно взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным определениям.

Т.о. процесс познание, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к конкретному в мышлении.

 

III. Теоретические методы, основанные на использования совокупности логических приемов в рамках разных мыслительных процессов. Связаны с конкретными задачами исследования.

Идеализация – мысленное конструирование объектов, обязательно предполагающее абстрагирующую деятельность сознания. Идеализация позволяет упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применить к ним математические выборы исследования.

Идеализация позволяет исключить те свойства и отношения, которые как бы затемняют сущность изучаемого процесса.

Формализация – метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных «искусственных» языков. Использование специальной символики необходимо для более четкого отражения действительности человеком.

Формализация предполагает такой путь изучения объектов и явлений, когда исследователь, отвлекаясь от многих свойств и внутренней изменчивости, выражает их содержание с помощью жестких фиксированных элементов, характеризующих в основном их формы. В результате конкретное явление описывается в виде условной формулы, в какой-то мере отражающей основные черты явления.

Достоинства:

1 – обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем, обобщенность подхода к их решению

2 – базируется на использовании специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знаний.

3 – связана с приписыванием отдельным символам или их системам определенных значений, что позволяет избежать многозначности терминов.

4 – позволяет формировать знаковые модели объектов и изучение реальных вещей и процессов заменять изучением их моделей.

 

Эффективность использования данного метода определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, насколько удачно схвачена его сущность иначе выводы окажутся ложными.

Формализация – один самых древних научных методов, ввел Аристотель (382-322 г. до н.э.), однако в современных условиях метод обрел «второе дыхание» (математизация и компьютеризация).

Систематизация – это не только метод, но и одна из первейших задач науки.

Общее определение: Систематизировать – значит располагать мысли, понятия, предметы и явления в определенном порядке, определенной последовательности (по целевому признаку, масштабам, сочетанию свойств).

Уточняющее определение: систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами, т.е. это структурирование элементов внутри систем разных уровней и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами.

Возможности – позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности. Цель – выявление и наглядное представление максимально возможного числа связей всех уровней в множестве объектов (пример: систематизация растительного и животного мира; систематика наук; систематика психологических методов; систематика свойств личности; систематика психических процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.