Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К предварительному определению дисциплины




Специфика современной риторики (неориторики)

 

Взято из: Араева Л. А., Вяткина М. В., Катышев П. А., Малахова Н. Е., Князькова Т. В., Оленев С. В., Стрыгина О. В. Риторика: Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. П. А. Катышева. – Кемерово: КемГУ, 2002. – 321 с.

 

 

Риторика (греч. ρ̀ητορική «ораторское искусство») – одна из самых древних гуманитарных дисциплин. Её облик исторически и этнически изменчив. В наиболее общем виде может быть выделено несколько главных групп определений, сформулированных в исторически определенные периоды развития риторики.

Так, первая группа определений (условно называемая греческой) трактует риторику как «искусство убеждения». Платон приписывает это определение Горгию, иногда авторство связывается с Исократом. Так или иначе, в греческой античности и в более поздние времена эта характеристика являлась если не единственной, то центральной у Платона, Исократа, Аристотеля и других философов и риторов. Ядром древнегреческой риторики является понятие убеждения. Точные границы этой категории установить достаточно сложно. Однако вполне возможно указать категории, которые были соотнесены с убеждением и с помощью которых убеждение реализовывалось в конкретных сообщениях. Таких основных категорий было три: логос, этос, пафос. Логос представлял такой аспект убеждения, согласно которому процесс воздействия мог воплощаться через средства, апеллирующие к разуму (эти средства, по мысли Аристотеля, «заключаются в действительном или кажущемся доказывании… когда оратор выводит действительную или кажущуюся истину из доводов, которые оказываются в наличии для каждого данного вопроса»). Понятие этоса отсылало к средствам убеждения, зависящим от того или другого настроения аудитории (коммуникация оказывается окрашенной «аргументами к этосу» тогда, когда адресат «приходит в возбуждение под влиянием речи, потому что мы выносим различные решения под влиянием удовольствия и неудовольствия, любви или ненависти», т.е. всего того, что характеризует настроение социума, его ментальность). Категория пафоса выделяла систему средств убеждения, обусловленных «характером говорящего»; иными словами, было установлено, что влиятельность адресанта усиливается в том случае, если речь «произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему». Таким образом, речь, призванная обратить в свою веру слушающего, оказывается основным типом текста, который культивировала греческая риторика.

Вторая группа дефиниций, связанная в большей мере с особенностями римской цивилизации, оказывается чрезвычайно устойчивой и удерживается вплоть до средних веков. Наиболее четкая дефиниция встречается у Квинтилиана: риторика – ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо». Bene здесь означает оптимизацию речи со стороны результата коммуникации и с точки зрения ее эстетической характеристики. С этого времени риторика начинает свое движение в сторону усиления интереса к литературно-языковой компоненте текста.

Третья группа, характерная для средневековья и начального периода Возрождения, трактует риторику как ars ornandi – «искусство украшения (речи)». Возникновение этого третьего «типа» риторики является результатом пересмотра античных представлений о единстве мысли и слова, а также фактом последовательного ограничения состава риторических разделов, включавших первоначально и способы формирования мысли. По удачному сравнению немецкого философа Г.-Г. Гадамера, ограничение предмета риторики, происходящее при «орнаменталистском» понимании искусства убеждения, аналогично сужению объема основного риторического понятия – «метафоры»: если у Аристотеля метафора была средством познания (осмысления нового через уже известное), то со временем она стала лишь элементом украшения речи.

Четвертую группу определений можно условно отнести к XVI-XIX векам, когда было обращено особое внимание на воздействующий эффект письма (в силу массового развития книгопечатания, усиления роли письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа, научной речи). Риторика в этом случае выдвинула тезис о правомерности «науки о всякой предложенной материи красно писать» (М. В. Ломоносов). Однако еще показательнее то, что пользу от риторики стали видеть в тех предпосылках, которые она создавала для ars bene legendi – «искусства хорошо читать», т.е. знания о способах создания речи помогали постигать и оценивать публичные выступления, длинные диспуты, а прежде всего книги и другие письменные тексты (Ф. Меланхтон).

Пятая группа создает представление о своеобразии современной риторики. Во всей пестроте подходов, которыми характеризуется неориторика, можно разглядеть одно весьма существенное для нее качество, а именно: понятие убеждения, проецируясь на все коммуникативное событие, описывает производимые речами изменения как такие, которые зависят от совместных усилий партнеров по общению. Отсюда: риторика – это дисциплина о диалогичности воздействия, о «борьбе за согласие» (О. Розентшток-Хюсси), т.е. о том, к чему всегда стремится монолог – «Мы говорим лишь потому, что мы должны слушать» (О. Розентшток-Хюсси) – и чем всегда пытается воспользоваться массовая коммуникация, создавая лжепотребности и навязывая идеологические ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.